Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Писание как Божественное откровение
Определение

Писание - это письменная форма особого Божьего откровения для Его народа, как Ветхого, так и Нового Завета, которое даёт им непреходящее, постоянное свидетельство, через которое Дух Святой приводит их в единение с воскресшим и вознесшимся Христом.

Резюме

Божественное откровение, которое является замечательным и милостивым даром Божьим, приходит как общим, так и особым образом. «Общее откровение», данное всем и каждому, широко (хотя и далеко не тщетно) в том, что оно говорит о Боге. Такого рода божественное откровение содержится в творении и в сознании каждого человека. «Особое откровение», с другой стороны, специфично по своему содержанию и всемогуще по своему действию. Посредством этого откровения Бог сообщает Своему народу тайны веры и личного знания Христа. Писание - это письменная форма «особого откровения», дающая народу Божьему непреходящее свидетельство о деяниях Бога во Христе. Это Писание было “выдыхаемо” Богом через Его Духа, что позволило авторам Писания понять, как они писали.

Божественное откровение необычайно

Как христиане, мы принимаем откровение Бога о Самом Себе как должное. Но если мы задумаемся о том, кто такой Бог, то то, что Он заговорил, само по себе удивительно. Это верно по ряду причин. Начнём с того, что Он - бесконечный, вечный и непостижимый Творец. Мы, с другой стороны, являемся конечными созданиями. Бог не просто больше по размеру, как если бы Он был больше, но, тем не менее, всё ещё находится в сфере нашего тварного опыта. Нет, этот Бог неизмерим по своей сути; Он представляет собой совершенно другой тип существа. Это фундаментальное различие между Творцом и творением пронизывает весь сюжет Библии, потому что, как неоднократно подчеркивали пророки, именно оно отличает Яхве от сотворённых богов окружающих народов. Идолопоклонство - это смешение творения с Творцом. Всё это говорит о том, что между Богом и человеком существует бесконечное расстояние, потому что Бог не является сотворённым существом.

В таком случае, как невероятно, что этот непостижимый Творец снизошёл до того, чтобы открыть Себя нам, хрупким созданиям, чтобы мы, в свою очередь, могли познать Его по-настоящему, пусть и не полностью. Как красноречиво сказал Жан Кальвин, Бог подобен няне, которая нянькается с новорождённым младенцем. Такое приспособление является сверхъестественным, но в то же время уместным, поскольку Бог решил создать нас по Своему образу и подобию.

Но есть ещё одна причина, по которой божественное откровение является экстраординарным. Его святость выделяет Его не только как бесконечного, трансцендентного, но и как праведника. Однако это создаёт проблему. Ибо мы не праведники, а грешники, виновные и развращенные, запятнанные грехом в каждой частичке нашего существа. Если это не достаточно удивительно, то то, что бесконечный, вечный Бог сотворил тех, кого Он создал, и говорил с ними, Он продолжал делать это, даже когда они попали во власть греха. Он был бы прав, если бы промолчал, когда Адам и Ева взбунтовались, и Его молчание привело бы к полному разделению и осуждению. Но Он не молчал; Он заговорил, и Он произнёс слово искупления. В конечном счёте, это первоначальное слово обетования в Бытии 3:15 достигло своей кульминации в Слове, ставшем плотью (Иоанна 1:1, 14), откровении персонифицированного Бога. Этим Словом был не кто иной, как Сам Господь Христос Иисус, вечный Сын Божий, воплотившийся для нас и нашего спасения.

По этим причинам откровение является даром, причём необыкновенным.

Небеса возвещают Славу Божью: «общее откровение»

Однако нам следует различать два типа откровения. Во-первых, существует «общее откровение». Оно называется «общим», потому что (1) дано всем и всюду и (2) содержит обширные (хотя и далеко не тщетные) сведения о Боге. «Общее откровение», например, не раскрывает тайн Троицы или личности и деяний Иисуса Христа, но оно раскрывает Бога как Творца космоса и проявляет многие из Его божественных атрибутов (трансцендентность, величие, власть, суверенность и т.д. (см. Пс. 8:4; 28:4; 92:2; 103:24; Деяния 14:15-17; 17:24-27; Рим. 1:20, 32; 2:15-16). И это относится не только к конкретным людям, но и ко всем людям во все времена. Причина его универсальности кроется в самом средстве коммуникации.

Итак, каким образом человек получает это «общее откровение»? Есть два пути: (1) через внутреннее сознание человека и (2) через сотворённый порядок (например, природу). Человек создан по образу Божьему (Быт. 1:27), что означает, что на нём лежит божественный отпечаток. В “наших умах”, как говорит Кальвин в своих “Институтах” (1.3.2), заложены "семена религии", настолько, что человеку присуще чувство божественного. Человек не может избежать, как бы сильно он ни старался, нравственности, заложенной в самой его природе как создания, созданного в соответствии со своим Создателем (Рим. 1:32; 2:14-16).

Однако творение также свидетельствует о существовании Творца. Послушайте слова Давида из Псалма 18:2-3:
Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
Следует также обратиться к Псалмам 8, 92 и 103, в которых содержатся аналогичные утверждения. Павел тоже говорит об этом. “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны” (Рим. 1:20).

Проблема в том, что, будучи грешниками, мы отвергаем это «общее откровение», а значит, его может быть достаточно, чтобы осудить нас (см. Рим. 1:20-21; 2:14-16), но этого недостаточно, чтобы спасти нас. Таким образом, необходимо «особое откровение», которое было бы не только специфичным по своему содержанию, но и всемогущим по своему действию, укореняющееся в конкретном народе через веру. Мы знаем Бога как Творца и Судью благодаря «общему откровению», но без «особого откровения» мы никогда не узнаем этого Творца как нашего Спасителя.

От Творца к Спасителю: «особое откровение»

Будучи милостивым, Бог даровал нам «особое откровение» различными способами. Краткий обзор того, как Бог открывает себя Своему народу, Израилю, в Ветхом Завете, показывает, что особое, спасительное откровение Бога обильно и передаётся с помощью множества средств, включая богоявления, сны, видения, ангелов, прямую речь, чудеса и, в конечном счёте, самого Христа. На самом деле, все предыдущие откровения указывали на откровение Бога, которым был не кто иной, как Сам Сын Божий. Иисус не только пришёл, подобно древним пророкам, чтобы передать откровение от Бога, но и Сам Иисус является откровением от Бога, потому что Он - воплощённый Бог (Евр. 1:1; Иоанна 1:1). Он не просто несёт послание; Он Сам является посланием.

Но каким бы важным ни было каждое из этих средств, Бог в Своём мудром провидении решил, что Его непреходящее свидетельство о Нём Самом должно быть выражено в письменном виде, а именно в Писаниях, которые мы, христиане, называем Библией. Даже Христос вознёсся на небеса после Своего воскресения из мёртвых. Однако Писание - это непреходящий дар Духа Божьему народу, посредством которого Дух приводит нас в единение с воскресшим и вознёсшимся Христом, нашим Господом. Мы не познаём Христа отдельно от слова Христова, записанного в Библии; именно через этот вдохновенный текст Святой Дух открывает нам Христа спасительным образом. Таким образом, хотя Писание может быть лишь одной из форм «особого откровения», это постоянная форма, которую Бог хочет, чтобы Его народ имел и согласно которой Он жил в вере и практике.

Слово, записанное в Писании: вдохновение

Однако мы не должны забывать, что это записанное слово от нашего триединого Бога не упало с небес сразу. Скорее, оно раскрывалось постепенно, в ходе истории и через человеческие руки. Божий план искупления был раскрыт через Писания, но сначала только в начальной форме. Затем он расцвёл ещё больше, когда Бог решил открыть, как этот план искупления в конечном итоге достигнет кульминации через смерть и воскресение Его Сына. Это произошло в контексте Божьих спасительных заветов. Например, именно на горе Синай Бог заключил завет со Своим народом Израилем. Конституция этого завета — договор, по которому должен был жить Израиль, — была дана Моисею и написана самим перстом Божьим на каменных скрижалях (Втор. 9:10).

По мере развития сюжета Бог даёт дальнейшие письменные откровения через своих пророков. Они не только передают слово Божье народу Божьему, но иногда им велят записать его, выступая в качестве обвинителей завета против людей, склонных нарушать завет (см., например, книгу Иеремии). Поэтому неудивительно, что когда придёт обещанный Мессия — тот, которого обещали и описывали Писания Ветхого Завета, — этот Мессия намеревается передать благую весть Евангелия Своим ученикам. Как Его посланники, они будут распространять благую весть о спасении Иисуса через свои проповеди (см. книгу Деяний), а также через написание писем, писем, вдохновлённых Духом и предназначенных для наставления и назидания церкви.

Чтобы пояснить, эти Писания, которые мы теперь называем Ветхим и Новым Заветами, как правило, не создавались безграмотно, как если бы, например, Захария или Пётр должны были взойти на Синай подобно Моисею, чтобы донести записанное слово Божье. На самом деле, Синай был бы исключением, а не нормой. Бог часто действовал обычными способами, через обычных людей, которых он выделил для своей вдохновляющей работы (например, Давид, мальчик-пастух, ставший царём, написал Псалмы; рыбак, ставший учеником, писал письма к церкви).

Ключевое слово - “вдохновение”. Это не значит, что люди, составители Писаний, просто записывали свой религиозный опыт, как будто они видели, что сделал Бог, и были так взволнованы, что записали это только для того, чтобы Бог пришел и принял это как своё собственное. Возможно, сегодня слово “богодухновенный” часто употребляется именно так, но сама Библия подразумевает под этим термином совсем другое. Например, рассмотрим слова Павла, обращенные к Тимофею о Писании, и не только о некоторых его частях, но и обо всём Писании целиком: “Всё Писание богодухновенно (Θεόπνευστος)...” (2Тим 3:16). Другими словами, Писания созданы не людьми-авторами, а самим Богом.

Вдохновение как совпадение

Как Бог выдыхал Писания? Это может быть чем-то вроде тайны, но Пётр дает нам возможность заглянуть в эту тайну, когда говорит: “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2 Пет. 1:21). B. B. Warfield назвал это совпадением, что означает одновременную работу между автором-человеком и автором-божеством, хотя божественный автор первичен. Это становится очевидным, когда Пётр указывает, что именно Дух “двигал” древних пророков. Подобно кораблю в море, гонимому ветром (например, Деяния 27:15, 17), Дух Божий действовал в людях-авторах и через них таким образом, что то, что они говорили, в точности соответствовало словам и намерениям самого Бога.

Пётр не одинок в этом убеждении, но это можно увидеть в собственном учении Иисуса, когда Он называет автора Ветхого Завета и Духа как синонимы (см., например, Марка 12:36-37). В Новом Завете принято считать, что Писания Иисуса и апостолов (Ветхий Завет) - это не что иное, как богодухновенное слово, обращённое к Его народу. И они предполагают, что Писания богодухновенны не только в своём общем содержании, но и в своей совокупности, вплоть до самих слов (богодухновенность бывает словесной и полной).

Гарантия богодухновенности: Евангелие

В то время как Павел может говорить об этом очень прямо (2 Тим. 3:16), Иисус и авторы Евангелий указывают на то же самое, но этим постоянным повторением того, что Писания исполнились в Его личности и деяниях (например, Луки 4:21; см. также Евангелие от Матфея, которое полно этого “исполнения”). Обетования Божьего Завета, содержащиеся в Писаниях, были исполнены в Иисусе Христе, и это является величайшим свидетельством их божественного происхождения. Если кто-то хочет быть уверенным в том, что Писание - это не что иное, как божественное откровение, ему не нужно заглядывать дальше самого Евангелия. Бог исполнил Своё слово.

Для дальнейшего чтения:

• B. B. Warfield, Revelation and Inspiration
• D. A. Carson, ред., The Enduring Authority of Christian Scripture
• E. J. Young, Thy Word Is Truth: Some Thoughts on the Biblical Doctrine of Inspiration
• Matthew Barrett, God’s Word Alone: The Authority of Scripture. Смотрите интервью автора здесь и здесь.
• Matthew Barrett, Twenty-one lectures based on God’s Word Alone.
• Matthew Barrett, Ten videos on the doctrine of Scripture.
• Matthew Barrett, Canon, Covenant, and Christology: Rethinking Jesus and the Scriptures of Israel, New Studies in Biblical Theology, ред. D. A. Carson (InterVarsity Press).
• Peter Williams, видео-интервью: Why is divine authorial intent so important for biblical interpretation?

Matthew Barrett - профессор христианского богословия Среднезападной баптистской теологической семинарии, главный редактор Credo и ведущий подкаста Credo. Он директор Центра классической теологии и автор книг. Вы можете следить за ним в Twitter.

Это эссе является частью серии "Краткая теология".
Категория: Статьи | Просмотров: 68 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | | TGC |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Теология, бог, Слово Божье, Иисус, Библия
         
     
Книги [2428]
Видео [983]
Аудио [335]
Статьи [2847]
Разное [713]
Библия [357]
Израиль [301]
Новости [598]
История [785]
Картинки [398]
MorningStar [1324]
Популярное [215]
Пророчества [1165]
Пробуждение [399]
Прославление [1159]
Миссионерство [332]
It's Supernatural! [810]
Какой информации больше на сайте?
Всего ответов: 12
500

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025