Августин сказал, что есть способ проверить или перепроверить, понимаете ли вы Библию. Если вы читаете её правильно, сказал он, это приведёт к “двойной любви к Богу и ближнему”.
На самом деле, “тот, кто находит там урок полезным для созидания милосердия”, - писал Августин, - “даже если он не сказал, что автор, как может показаться, не имел этого намерения в этом месте, он не был обманут, и он никоим образом не лжет”.
Я прочитал эти слова из "О христианской доктрине" осенью 2008 года и понял, что у меня проблема. Предыдущие два года я провел в программе библейского толкования в аспирантуре Уитонского колледжа, и я не был уверен, что всё моё обучение ивриту, греческому и толкованию воспитало во мне эту “двойную любовь”. Я понимал важность Писания, я знал, что оно было вдохновлено, но позволил ли я ему повлиять на меня так, как должно?
Я не думал, что проблема в моём греческом или иврите. Я знал, что дело не в самих Священных Писаниях. Я подозревал, что это была моя теология.
Меня учили всем стихам, объясняющим, как Писание непогрешимо, вдохновенно и острее обоюдоострого меча, но эти слова казались стерильными и статичными, когда я описывал книгу, которая, как я знал, отличалась от всех других книг. Факты библейского вдохновения были достаточно убедительными, но у меня не было динамичного социального воображения, способного вдохновить мою христианскую жизнь на изучение и преданность.
Августин был прав: я должен больше любить Бога и своего ближнего после прочтения Писания, так как же это может выглядеть? Существовала ли библейская парадигма, а не просто корректуры, которые могли бы мне помочь? Я нашел путь Евангелии от Иоанна 5.
В Евангелии от Иоанна 5:1-18 Иисус исцеляет человека в Вифезде, который был болен в течение 38 лет. Это было в субботу, что вызвало споры. Иисус ответил свидетельством о том, кто Он есть на самом деле. Он не свидетельствовал о Себе, так как “Если я свидетельствую о себе, то Моё свидетельство неверно” (Иоанна 5:31). Вместо этого, как того требует Второзаконие 19:15, Он призвал свидетелей.
Во-первых, есть Иоанн Креститель, который является тем, кто “засвидетельствовал” (Иоанна 5:33). Во-вторых, “дела, которые Отец дал Мне совершить …, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня” (Иоанна 5:36). В-третьих, Иисус сказал: “И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне” (Иоанна 5:37).
Наконец, Иисус сказал, что сами Писания указывают на Него. Здесь, я думаю, Иисус предлагает важную корректировку моего взгляда — и я думаю, стандартного евангельского взгляда — на то, что значит “правильно понимать Священные Писания”.
Он говорит: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне” (Иоанна 5:39, 46).
Недостаточно просто сказать, что Писание непогрешимо. Мы должны понять его цель и конечный референт. Иисус говорит в этом тексте, что Его современники не могли понять Его служения, потому что они неправильно поняли ссылочную природу Писания. Все дело в Нём. Моисей и все пророки писали о Нём. Точно так же мы неправильно понимаем Писание, если упускаем из виду, что оно свидетельствует о Христе, который пришел, умер и воскрес.
Мы так же склонны неправильно понимать цель Писаний, как и люди в первом веке, а может быть, и в большей степени.
Нам нужно восстановить свидетельство Библии. Любое использование Писаний, которое не соответствует этой свидетельской цели Писания, будет недостаточным, потому что оно не будет соответствовать собственной цели Писания.
Восстановление этой теологии Священного Писания как свидетельства о Христе может изменить нашу христианскую жизнь двумя способами. Во - первых, это может напомнить нам, что мы любим Библию, потому что любим Иисуса, и побудить нас снова погрузиться в Писание.
Одним из отличительных признаков христиан, которые ставят во главу угла первичную природу Писания как свидетельства, будет их погружение в Священные Писания, потому что они любят Того, о ком они свидетельствуют. Нам выпала невероятная честь иметь полное библейское свидетельство о личности и деяниях Христа, включая Евангелия и полное апостольское свидетельство Нового Завета. Как давно красноречиво молился Томас Кранмер, мы должны “читать, отмечать, изучать и внутренне переваривать” Священные Писания.
Мне вспоминается знаменитый Изенгеймский алтарь, написанный Маттиасом Грюневальдом. Иоанн Креститель изображен на распятии — дико, но удивительно анахроничный образ, поскольку Иоанн был обезглавлен задолго до смерти Христа, — и он стоит сбоку, указывая костлявым пальцем на Иисуса. Там мы находим слова: “Ему должно расти, а мне умаляться”.
Что у него в другой руке? Открытая Библия. Я думаю, что это тот образец, которому мы должны подражать. Подобно Иоанну, с Писанием в одной руке и указывающему на Христа другой, мы призваны свидетельствовать о Христе. Всё наше чтение, изучение, борьба, споры, жизнь и даже смерть могут быть вдохновлены этой задачей: свидетельствовать о Христе.
И затем, как учит нас Августин, легко проверить, правильно ли мы это поняли. Есть ли у меня двойная любовь к Богу и моему ближнему?