Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Гилберт Билезикян "Библия о роли женщины в семье и церкви". (5 глава 2 ч.)
Новая община

БЕЗ ПОКРЫВАЛА (11:15)
 

Единственной разницей между мужчинами и женщинами, участвующими в молитвенном и пророческом служении было покрывало, которые носили женщины по обычаю в общественных местах, например, в церкви. 
Таким же образом, апостол цитирует традиционные аргументы иудействующих, которые настаивают именно на этом отличительном символе между мужчинами и женщинами (ст. 4-8,10,13).
Но Павел учил, что для церковной деятельности нет различия между мужчиной и женщиной, ибо мы одно во Христе Иисусе (Галатам 3:28). 
Следовательно, он не мог принять традиционно навязанные символы, разделяющие единство церкви (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [20] (стр. 163 в электронной версии книги)).
После того, как Павел представил выдвинутые иудействующими учения о женском покрывале, он полностью сводит на нет их аргументы шокирующим заявлением о том, что волосы для женщины — предмет ее гордости, и что «волосы даны ей вместо покрывала». Дословный перевод с греческого стиха 15 звучит так, что «волосы женщине были даны вместо покрывала». Поскольку из-за волос женщин покрывало становится излишним, следует, что женщины могут вести поклонение и провозглашать Слово Божье, не одевая символ подчинения, который лжеучителя старались навязать им пренебрежительно (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [21] (стр. 163 в электронной версии книги)).
В соответствии с этим учением апостола женщины не обязаны были носить покрывало, но могли вести поклонение и проповедовать Слово, как и мужчины.

                                                                            ПЕРВЫЙ только Бог (11:11-12)

Кульминационное расположение стихов 11 и 12 в аргументации Павла и повелительный тон утверждения придает им силу вывода. В греческом тексте эта смысловая единица начинается с греческого слова (обычно переводимого как «тем не менее»), которое указывает на опровержение того, что предшествует ему.
В предыдущих стихах Павел цитирует традиционные сравнения, сопоставляющие положения мужчин и женщин перед Богом. Делая это, он показывает коринфянам, что он полностью понимает учения иудействующих и хочет ответить им на их же уровне. Но он также понимает потенциальную опасность таких спекуляций, разрушающих единство Тела. И, следовательно, для того, чтобы развеять возможные недопонимания лжеучений его оппонентов, он заново повторяет их и безжалостно развенчает все эти спекуляции, сводя их на нет раз и навсегда.
Лжеучителя, противившиеся женскому участию в поклонении и лидерстве в коринфской церкви, основывали свое учение на хронологическом превосходстве мужчины в истории Бытия. И, чтобы противостоять таким спекуляциям, Павел показывает, что он очень хорошо знаком с учениями иудействующих, которые извращают толкование истории сотворения в Бытие. В ответ таким заблуждениям Павел говорит свое окончательно слово о христианском понимании порядка сотворения в Бытие, где мужчина первый/женщина вторая. Учение Павла заключается в том, что «в Господе», для верующих во Христе, последовательность сотворения мужчины/женщины не имеет в себе иерархического смысла. Она не имеет значения среди христиан. Его слова в стихах 11-12 можно перефразировать так:
Несмотря на то, что было сказано или преподано ранее, в Господе, то есть внутри единства, которое преобладает среди христиан-верующих, ни женщина не может рассматриваться отдельно от мужчины, ни мужчина отдельно от женщины. Ибо как женщина была изначально сотворена от мужчины, теперь мужчина приходит в мир посредством женщины. Таким образом, это все уравнивает. 
Есть только Один, Кто имеет изначальное первенство, и это Бог, Творец всего (включая и мужчину и женщину).
Одним ударом апостол рассекает эти иудаистские замысловатые спекуляции о том, кто создан по образу Божьему, а кто нет, на основании того, кто был создан для кого и кто был первым, а кто вторым. Он мастерски отметает такие предположения в сторону, опровергая их словами «впрочем» или «однако».
И трудно найти более ясные подтверждения, чем эти два стиха, и какие бы выводы не делались раньше о последовательности сотворения мужчины/женщины, во Христе они уже не имеют силы. Уравнивающая и объединяющая сила креста соделала всех христиан взаимозависимыми (ст. 11); эта взаимозависимость глубоко укоренена в том факте, что мужчина и женщина также взаимозависимы по факту своего взаимного происхождения (ст. 12). Мужчина не должен преследовать цель господства из-за первенства своего сотворения, поскольку он зависим сам от женщины своей жизнью (ст. 12). Но оба, мужчина и женщина, должны отдавать первенство и господство только Богу, Который и является начинателем всего (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [22] (стр. 163 в электронной версии книги)).
Лишить Бога первенства, принадлежащего Ему одному, как Творцу всего, и приписать это первенство мужчине только на основании того, что Адам был сотворен прежде Евы, является идольским оскорблением, запрещенным этим текстом. Павел сильно настаивает, вопреки иудействующих учений, что вопрос изначального мужского первенства даже не поднимается среди христиан.
В тексте Бытия (главы 1 и 2) нет ни единого утверждения, которое бы указывало на привилегированный статус Адама на основе его хронологического первенства. 
Не говоря уже о документах искупления, где основным определением статуса членов новой общины является «единство». Иерархия была результатом грехопадения, и ее место — в падшем мире (Бытие 3:16). И единственная модель взаимоотношений в общине единства — взаимное подчинение.

                                                            Полная мобилизация на служение — 1 Коринфянам 12

Апостол обеспокоен невежеством коринфских верующих о духовных дарах, являющихся основой для участия всего собрания в служении (ст. 1). Он яростно настаивает на том, чтобы все члены Тела Христова, без исключения, были квалифицированы для участия в служении.
Внутри множественности Тела есть разнообразие, но все члены Тела активно вовлечены (ст. 12-13). Причина для всеобщего участия состоит в том, что каждому дана способность от Духа, и все служения в церкви вдохновляемы тем же Духом, который наделяет каждого способностью, как Ему угодно (ст. 7,11).
Следовательно, в собрании никто не может быть исключен из участия в служении (ст. 15-16). Таким же образом, никто не имеет право лишить кого-либо участия в служении (ст. 21). И в скрупулезном изучении участия в служении нет даже намека на исключения. Наоборот, сильно звучит призыв к каждому члену собрания участвовать в служении на основе даров и ни в коем случае не обращать во внимание половые различия. Те же принципы превалируют и в апостольских наставлениях римским верующим. 
В их разнообразии, каждый член тела имеет свою функцию, потому что все они приняли различные дары в соответствии с благодатью, данной каждому (Римлянам 12:4-8). Цель этого утверждения та же, что и у инструкций, данных коринфской церкви. Нет причины не участвовать в служении, и нет права исключать их из служения. Миссия перед верующими требует полной мобилизации всех ресурсов, доступных церковной общине.
И церковь в Коринфе, и собрание в Риме были значительными служениями апостольской эпохи. Если бы существовало узаконенное правило среди церквей, исключающее женщин из участия в служениях, то уж эти церкви должны были бы быть извещены об этом. 
Однако не только нет никаких указаний на таковые ограничения в наставлении Павла, но и учения на этот счет содержат сильные указания о полном вовлечении всех членов церкви в служения своих общин, на основе духовных даров, данных каждому члену. В обоих случаях церковная община сравнивается с физическим телом, где все, именно «все», участвуют в служении на основе духовных даров (Римлянам 12:4-5; 1 Коринфянам 12:12). Нет причины не участвовать; нет права исключать.

                                                Поющие мужчины и молчащие женщины — 1 Коринфянам 14:31-40

Этот отрывок 1 Коринфянам содержит наиболее удивительное утверждение во всем послании:
Так бывает во всех церквях у святых. Жены ваши в церквях да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо не прилично жене говорить в церкви. (1 Коринфянам 14:33-35)
Без предупреждения Павел представляет своим читателям этот жесткий, несоответствующий, полный запрет. Несколькими категоричными предложениями, каждое сильнее предыдущего, женщинам предписано абсолютное молчание в церкви. Сноска «во всех церквях» привносит значение безоговорочности и безапелляционности.
Не оставляя ни малейшего сомнения о смысле повеления для женщин «молчать в церквах», здесь имеет место и второе отрицание: «не позволено говорить». Дважды повторяется использование греческого глагола, в устной речи означающего «говорить», что еще больше усиливает запрет на любую форму служения. Он касается любой формы выступления: молитва, пророчество, языки, толкования, оценка, учение и даже шепот женщин, которые не смогут удержаться и задать вопрос своим мужьям во время поклонения. И логика, стоящая за этим всеобъемлющим запретом такова, что женщины, говорящие в церкви, нарушают закон и попадают в категорию «неприличного» поведения.
Предельно ясный характер такого предписания еще больше усиливает его шокирующую жестокость.
Оно напоминает больше практику древних иудейских синагог, чем христианские церкви, основываемые Павлом, где женщины могли молиться и пророчествовать наравне с мужчинами (1 Коринфянам 11:5). Это представляет собой такое массивное противоречие в данном Послании и настолько не соответствует церковной теологии Павла, что явно противоречит предыдущим повелениям о всеобщем участии в служении, и предпринимались многократные попытки разрешить скандал, который оно провоцирует (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [23] (стр. 163 в электронной версии книги)).
В частности, с одной стороны Павел вдохновляет женщин пророчествовать (11:5), а с другой стороны даст абсолютный наказ женщинам не говорить в церкви и молчать. Это представляет собой такое гигантское противоречие, что непоследовательность в таких пропорциях можно оправдать только состоянием умственной рассеянности автора. Но Павел не был шизофреником. Все доводы указывают на то, что он был в полном умственном здравии, и он сознательно полагался на божественную благодать, когда писал инструкции коринфской церкви (2:4, 7,10, 12-13,16; 4:1,17; 5:3-4; 7:10,40).
Очевидно, что этот запрет надо тщательно изучать: его содержание и историческую ситуацию в Коринфе; определить мотив Павла в написании его и понять, отражает ли этот отрывок его образ мыслей или это иное учение, которые он не одобряет, но просто цитирует.
Нет необходимости уходить в герменевтические дебри, чтобы узнать, насколько этот отрывок вписывается в контекст Послания. Естественное объяснение дат нам ключ к его пониманию. Но чтобы найти его, нам надо внимательно изучить контекст и содержание этого утверждения.

                                                                                          КОНТЕКСТ

Запрет окружен двойным набором параллельных утверждений, создающих своеобразную двойную рамку, обрамление.
Первая рамка включает стихи 31 и 39. Оба стиха выражают пожелание к более широкому участию всего собрания в поклонении. Видимо, Павел получил сведения об ограничивающей активности некоторых доминирующих лидеров, монополизирующих поклонение в коринфской церкви. Чтобы разрушить их контроль над корпоративным поклонением, Павел устанавливает правила для обеспечения широкого участия всех членов собрания.
Когда они собираются для поклонения, он хочет, чтобы каждый приходил готовым служить, для назидания группы (ст. 26). Он учреждает необходимость истолкования (ст. 28) и рассуждения (ст. 29), которые требуют участия большой части собрания, и ограничивает стремление некоторых мужчин монополизировать кафедру только для себя. Он устанавливает лимит времени для индивидуального участия и требует разнообразия к другим участникам (ст. 30). Но больше всего апостол настаивает на праве всех верующих вносить свой вклад в поклонение (ст. 31) и «ревновать» об участии (ст. 39). Таким образом, Павел сдерживает прыть смелых и вдохновляет к действию робких.
Рамка вторая состоит из стихов 33 и 40, которые передают озабоченность Павла о «мире» и «благопристойности» во время служений поклонения в коринфской церкви. Некоторые лидеры состязались за место на сцене во время служения. Их борьба за власть производила беспокойство и сумятицу вместо мира (ст. 33). Напряженность, которая появилась из-за подобного отношения, перерастала в конфликты в результате духовной эйфории. Против таких беспорядков Павел и учит коринфян: поклоняющиеся должны контролировать свои действия (ст. 32), и всякий хаос и беспорядок — не от Бога (ст. 33).
Изучив контекст запретного утверждения, мы видим, что Павел столкнулся с ситуацией в церкви, в которой самоуверенные члены церкви боролись за служение на сцене, исключая менее смелых верующих из активного участия в совместном поклонении. И как мы узнаем далее из нашего изучения отрывка, они выработали систему, согласно которой женщины исключались из участия, что уменьшало вдвое количество претендентов. 
И поскольку женщины уже находились на нижней ступени общества, они и стали легкой жертвой церковного нетерпения.

                                                                                        СОДЕРЖАНИЕ

Запрет содержит несколько подсказок, указывающих на несвойственное Павлу авторство, и указывает на ограничивающий иудаистский порядок, отражающий правила, применявшиеся в синагогах.
Стих 33. Приказ женщинам молчать показан как модель, применяющаяся «во всех церквах святых». Эта ссылка на «церкви святых» появляется всего один раз в Новом Завете. И ее особенность заключается в ее излишности. Ссылка на «всех церквах» была бы достаточной. На самом деле, церкви состоят из верующих, которые часто называются святыми в Новом Завете. Дополнительное пояснение «святых» предполагает конкретную группу церквей, чьи правила являются
нормой для всех церквей. Более того, когда Павел говорит о церкви другими словами, то предпочитает называть ее «церковью Божией» (1 Коринфянам 1:2; 10:32; 11:22; 15:9; Галатам 1:13; 1 Фессалоникийцам 2:14; 1 Тимофею 3:5, также Деяния 20:28). «Церковь святых» — совсем не язык Павла.
В ранние годы христианского движения термин «святые» использовался исключительно по отношению к иудейским христианам в Иерусалиме и Палестине (Деяния 9:13,32,41; 26:10). Когда церкви утверждались в языческом мире, иудейские христиане в Иерусалиме продолжали называться «святыми» (Римлянам 15:25-26, 31; 1 Коринфянам 16:1,3; 2 Коринфянам 8:4; 9:12). Позже название «святые» распространилось и на всех христиан (1 Коринфянам 1:2), но оно так же осталось освященным именем иерусалимских христиан (1 Коринфянам 16:1,3). Следовательно оппоненты Павла могли предложить практику основанных на иудаистско-палестинских традициях христианских общин как модель для коринфской церкви.
Стих 34. Когда апостол Павел дает наставления, которые применимы во всех церквях, он разъясняет, что он — автор этих повелений («так я повелеваю всем церквам» (7:17); «держитесь предания так, как я передал вам» (11:2); «мы не имеем такого обычая» (11:16); «то, что я вам передал» (11:23); «как я установил в церквях» (16:1). В этих текстах запрет не вменяется ему в авторство. Санкция на власть — это скорее существующая практика, а не повеление апостола («женщины должны молчать в церквах»).
Подобная неопределенность отражается и в перефразировании запрета («не позволено говорить»), где Павел обычно нес личную ответственность за такой запрет («а учить жене не позволяю», 1 Тимофею 2:12).
Авторы запрета ссылаются на практику в «церквях святых», а не на собственную власть, потому что они ее не имеют. Но, понимая слабость этого подхода, они пытаются усилить свои доводы, апеллируя к «закону».
Это обращение к Ветхому Завету являет собой достаточное доказательство того, что Павел не является автором этого утверждения. Обращение к ветхозаветному закону для оправдания христианский традиции было выражением легализма иудействующих, с которым яростно боролся Павел на протяжении всего своего служения. Для него закон либо был исполнен аллегорично в Новом Завете (1 Коринфянам 9:9-10; 14:21), либо превзойден евангелием (Римлянам 7:6; Галатам 3:23-25). Павел не основывает христианский образ жизни на законе.
В любом случае, даже если бы он и захотел, то не смог бы найти ни одного повеления в Ветхом Завете, предписывающего женщинам молчать, потому что они были подчиненными. Нет ни малейшего намека в постановлениях Ветхого Завета, которое могло бы быть истолковано в такой манере (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [24] (стр. 165 в электронной версии книги)).
 Скорее всего, авторы запрета взывали к закону лукаво, стараясь подтвердить Божьим одобрением свои сомнительные правила. Хитрость была настолько очевидна, что Павел просто противопоставил ей «заповеди Господни» (ст. 37).
Стих 35. Буквальный перевод этого удивительного предложения таков «Если же они хотят научиться чему-нибудь, пусть спрашивают своих мужей дома».
Здесь есть несколько элементов, указывающих его иудейское происхождение (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [25] (стр. 165 в электронной версии книги)).
.
•    Тот факт, что женщины не могли быть даже учениками в собрании, подтверждается талмудской литературой. Их присутствие терпелось, но они должны были молчать.
•    Тот факт, что женщина может захотеть выйти из своей пассивности, чтобы научиться чему-то, рассматривается скорее как исключительная возможность, подтвержденная союзом «если». Это сильно отличается от молящихся и пророчествующих женщин в соответствии с 11:5.
•    Предположение, что посещающие женщины все будут замужними (не дано никакой альтернативы для незамужней женщины), указывает на иудаистские корни, когда все женщины должны были быть замужем. Но Павел предпочитал, чтобы христианские женщины оставались безбрачными для служения, но это не принималось во внимание (7:34).
•    Мужья считались источниками получения информации для своих жен. Предполагалось, что мужья обладали достаточными знаниями, чтобы уметь ответить на вопросы своих жен. Это отражает иудаистские правила, при которых только мужчины получали религиозно образование.
•    Женщина должны были задавать вопросы своим мужьям в стенах своих домов, не в церкви или даже не на улице. Эта абсолютная сегрегация полов присуща древней иудейской общественной жизни.

В соответствии с этими предписаниями, молчание женщин в церковных собраниях должно было быть абсолютным, настолько, что им запрещалось задавать вопросы даже своим собственным мужьям, в то время как мужчины могли вести поклонение, воспевая гимны (как предполагается, исполняемые также мужчинами, потому что женщины должны были молчать), давая уроки, откровения, языки, истолкования (ст. 26), пророчества и рассуждения (ст. 29). Такие условия лучше всего описывают правила в древних синагогах, где было «позором для женщины говорить».
Запрет отвергает идеи Павла. Мы можем быть уверены, что это утверждение не отражает ни его слов, ни взглядов. И обращение к практике «церквей святых», необоснованное обращение к «закону» и повеление молчать указывает, что Павел презрительно цитирует слова своих иудейско-христианских оппонентов, которые часто мешали церквям, основанным в языческих регионах. В этом утверждении запрета Павел отвечает им их же девизом. Он цитирует их же учение, чтобы опровергнуть его.
Одна из ведущих женщин собрания предупредила Павла о беспорядках, которые имели место в коринфской церкви (1:11). Без сомнения, она распознала попытки чуждых элементов подорвать служение Павла под прикрытием чистоты закона. Она передала Павлу основную идею их учения. Цитируя их в этом послании, Павел был уверен, что коринфяне поймут учение этих возмутителей, тем более что они цитируемы Павлом, который показывает свое беспокойство по поводу обсуждаемого всеобщего участия (ст. 31,39), «мира» и «благопристойности» (ст. 33,40) во время церковного поклонения. Коринфяне смогли понять обоснованность этих двух тем, беспокоящих Павла, которые касались влияния лжеучений. В этом послании, больше чем где-либо, Павел цитирует слова противников (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [26] (стр. 166 в электронной версии книги)).
Сегодня трудно различить их из-за пунктуации и отсутствия кавычек, которые не использовались в оригинальных еврейском и греческих языках Библии. Сегодня подсказки о наличии кавычек нужно искать в контексте и содержании утверждений. 
В случае с этими запрещающими утверждениями, резкий контраст в личных взглядах Павла делает очевидным тот факт, что он цитирует учения, которые сам не одобряет и которые не являются его собственными. В наших современных Библиях это утверждение по праву должно иметь кавычки.

                                                                                               УПРЕК

Стихи 36-38 подтверждают точку зрения о том, что запрет цитируется Павлом неодобрительно, как цитата лжеучителей.
Стих 36. Грамматическая структура стиха указывает на резкий разрыв с предыдущим предложением.
Пересмотренный Стандартный перевод Библии уловил профессию мысли Павла, переводя: «Что?! Или Слово Божье произошло от вас, или вы единственные, кто постигли его?» Недавние исследования привлекли внимание к разъединяющей силе частицы «е», которая открывает стих 36 (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [27] (стр. 166 в электронной версии книги)). Она несет оттенок убедительного отрицания предшествующему. Разговорный эквивалент «Бессмыслица!» более близко по смыслу отражает это разделение между запретным утверждением (ст. 33-35) и ответом Павла в стихе 36.
Более того, грубый переход от местоимения в третьем лице («они», женщины) в запрете к резкому второму лицу мужского рода в стихе 36 (monous: «только вы, мужчины») указывает на то, что Павел привлекает к ответственности мужчин в коринфской церкви, а не упрекает женщин за нарушение правил.
Реакция Павла на запрет выражена саркастическими интонациями. Этот всплеск направлен на коринфских мужчин в форме упрека их в том, что они принимают ложные идеи, противоречащие его собственному апостольскому учению. Два пункта в стихе 36 могут быть перефразированы:
С каких пор вы стали источником божественного откровения, что вы устанавливаете свои правила? Или вы единственные приемники божественного откровения, о котором нам остальным надо узнать?
Упрек звучит из-за их стремления заменить его стандарты о мужских/женских ролях предписаниями из иудействующих учений и традиций, направленными против женщин.
Стих 37. В этом стихе Павле направляет свой гнев на лидеров женоненавистников, которые взяли на себя статус («пророков», «духовных»), чтобы распространять свои ложные взгляды в Коринфе. Это были примерно такого же типа люди, что и чинившие «разделения» и «споры» (1:10, И, 13) и (11:17-19), которые в результате разрушали «Божий храм», церковь (3:16-17).
Из описаний этих людей Павлом у нас создается о них впечатление как о гордых, разделяющих, мешающих, шумных соперниках, борющихся за позицию власти (4:18-19). Павел противостоит их извращенным учениям своими взглядами, основанными на стандартах, заложенных Самим Христом. Иудействуюшие лжеучители ссылаются на власть «закона». Но Павел опирается на «заповедь Господа», как свою власть. Этот контраст объясняет непримиримые противоречия между взглядами Павла на роли женщин и тем, что было отражено в запрещающем утверждении иудействующих учителей.
Стих 38. Вопрос настолько серьезен для Павла, что он угрожает Божьим отвержением сторонникам мужского господства за несоответствие их учения «заповедям Господним». В свете такого упрека это побуждает современных христиан строить свою церковную жизнь по заповедям Христа и учениям Павла, а не вырывать из контекста запрет иудействующих и впадать в подобные извращения, делая их своей практикой.

                                                               Взаимное подчинение — Ефесянам 5:21-33

Два понятия придают этому отрывку структуру мысли: подчинение и главенство. Прежде чем, мы продолжим изучение этого отрывка, мы постараемся определить значение этих понятий на основе самого библейского текста.

                                                                                       ПОДЧИНЕНИЕ

Глагол «подчиняться» или «быть в повиновении» появляется в стихе 21. Это предложение служит связкой между двумя различными разделами. Первый раздел состоит из стихов 18-20, и второй из стихов 22-33, со стихом 21, связующим оба. Эта структура может быть нарисована как две стороны одного буклета, со стихом 21 на месте сгиба.

      
                                                                  СТИХИ 18-20
                                                                                                             СТИХ 21
                                                                  СТИХИ 22-23                           


Связь стиха 21 с нижней частью является нашей главной заботой, и мы будем разбирать ее позднее. До этого необходимо обсудить верхнюю часть. Со стихом 21 верхняя часть будет звучать так:

Исполняйтесь Духом, назидая друг друга псалмами и гимнами и духовными песнями, воспевая и. Творя мелодии Господу в ваших сердцах, всегда и за все благодаря во имя нашего Господа Иисуса Христа, Бога Отца, повинуясь друг другу в страхе Божьем.
Этот отрывок состоит из серии назиданий, обращенных ко всем христианам, независимо от их пола и должности. В результате «исполнения Духом» верующие общаются друг с другом и с Господом на языке христианской любви и подчиняются друг другу буквально в «страхе Христовом».
Слово, использованное для «повинуясь» в этом предложении — то же самое, что и слово «покориться» господствующим властям (Римлянам 13:1, 5) и Богу (Иаков 4:7). 
Следовательно, «повиноваться» означает быть подчиненным власти высшей силы, быть зависимым от желаний и приказов высших по рангу и позиции, подчиниться господству.
Это естественное значение «повиноваться» везде в Новом Завете, кроме тех случаев, когда значение его намеренно изменено, как в стихе 21. Вдобавок, дополнение «друг другу» полностью меняет значение «подчиняться». «Повинуясь друг другу» сильно отличается от «подчиняться кому-то» (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [28] (стр. 168 в электронной версии книги)).
Например, двум солдатам офицер отдал приказ помогать друг другу в выполнении поручения. Они повинуются друг другу для выполнения задачи. 
Нет никакого различия в должности между ними. Но они оба повинуются офицеру, который является их старшим по званию в иерархии. По определению, взаимное подчинение вытесняет иерархические различия. Подчинение друг другу возможно только среди равных. Это взаимный (двухсторонний) процесс, который исключает одностороннее подчинение, где нет места местоимениям. Взаимное подчинение предполагает горизонтальные линии взаимного взаимодействия среди равных. Подчинение — это доминирование сверху-вниз, начальника над подчиненным. Везде, где кто-то упражняет власть над другим, мы имеем дело с подчинением, а не со взаимным повиновением. Но где люди принимают разделение власти и относятся к другим как равным, взаимное подчинение становится возможным (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [29] (стр. 168 в электронной версии книги)).
В армии, если офицер подчиняется рядовому солдату, то армии не будет. В бизнесе, если начальник повинуется работнику во взаимном подчинении, то бизнес обанкротится. В правительстве, если сборщик налогов будет подчиняться налогоплательщику во взаимности, то государство обанкротится.
Именно потому, что церковь — не армия, не деловая корпорация и не политическая империя, взаимное подчинение предлагается Словом Божьим как норма для взаимоотношений среди христиан. Церковь расцветает при взаимном подчинении. В руководимой Духом церкви старейшины повинуются собранию в подотчетности, заботясь о людях.

И собрание подчиняется старейшинам в принятии этого водительства (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [30] (стр. 168 в электронной версии книги)).
Поистине, церковь перестает быть церковью и разваливается духовно, когда нет взаимного подчинения среди ее членов. Что же это за взаимное подчинение и как оно действует?
Повеление взаимно подчиняться дано не в вакууме. Оно требует духовного контекста, который начинается с полноты Духа (ст. 18), продолжается как постоянное отношение благодарности Отцу (ст. 20), где кульминацией является благоговение перед Христом (ст. 21). Необходимое условие для взаимного подчинения — это подчинение триединому Богу. Это ясно сказано в стихе 21, который переведен почти одинаково во всех версиях: «Повинуйтесь друг другу в страхе Христовом». 
Межличностное подчинение среди верующих возможно только из-за общего признания превосходства Христа. Он один — Господь среди них, и Он один достоин благоговения (дословно «в страхе») среди них. И снова мы находим здесь уравнивающую силу креста в действии в христианской общине. Христос — власть, перед которой склоняются все христиане.
С этой перспективы взаимное подчинение — это драгоценная реальность коллективной христианской жизни. Необходимо полное посвящение Троице, чтобы оно стало возможным. 
Как святая отличительная черта обеих христианских общин, и церкви и семьи, взаимное подчинение должно быть актуализировано в «страхе Христовом» и в ревности защищать ее от иерархических поползновений, которые могут идти от верующих, пришедших из мира, а не наученных от Христа.
В повседневной жизни взаимное подчинение требует, чтобы христиане, несмотря на статус, функцию или ранг, «любовью служили друг другу» (Галатам 5:13). 
Когда христиане любят друг друга, служа друг другу, не остается оправданий для разделения на господина и подчиненного среди них. Они все стали подчиненными друг другу (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [31] (стр. 169 в электронной версии книги)).
Затем динамика общинной жизни вырастает из взаимного стремления служить другим, отдавать себя и ставить интересы и благо ближних своим приоритетом. И хотя различия по рангу и иерархии могут продолжать существовать, они становятся незначительными, поскольку они перекрыты более высоким принципом взаимного подчинения. Качество общинной жизни описано в Ефесянам 4:31-5:2 и Филиппинцам 2:3-5 и является результатом взаимного подчинения, а не продуктом принуждения людей у власти господствовать над своими подчиненными.
Мы приходим к выводу, что взаимное подчинение, как оно определено на основании Ефесянам 5:18-21, сводится к отношениям взаимного служения под единым господством Христа, и что взаимность таких отношений делает иерархические различия между людьми в христианских общинах неуместными.

                                                                                          ГЛАВЕНСТВО

Мы разбирали главенство в 1 Коринфянам 11:3, мы узнали важность того, что нельзя навязывать современное значение древнему словарю. Подходя к этому отрывку (Ефесянам 5:21-33), перед нами снова стоит задача найти в библейском тексте значение слова «голова». Легче для нас было бы просто предположить, что «голова» в Ефесянам 5:23 означает «власть», и так же как в английском языке, греческое слово «голова» относится в первую очередь к наивысшей части человеческого тела, но имеет и иносказательный смысл. Английские ораторы предполагают, что это все же значение «начальник», «главный», «власть», «правитель», поскольку слово «голова» использовалось в таком смысле в английском языке. Однако, в древнегреческом языке, как во многих других современных языках, «голова» не имеет такого значения.
Чтобы избежать возможного недопонимания, переводчики Библии должны избегать использования прямых эквивалентов в тех случаях, когда слова не имеют одинакового значения в оригинальном языке.
Например, двойственность слова «внутренности» заставило переводчиков опустить это слово в тех случаях, когда его перевод был непристойным (Филимону 7,12,20; 1 Иоанна 3:17). Слово «голова» подпадает под ту же категорию, поскольку оно передает, как мы узнаём из самого библейского текста, идею обеспечения, начала, отправной точки и питания. Такое понимание лучше помогает в переводе передать смысл слуги-обеспечителя или источника жизни.
Уже столкнувшись с опасностями дословного перевода при изучении текста к Коринфянам, мы осознали необходимость проводить тщательное изучение слова и определить значение слова «голова» в самом Новом Завете. Отрывки, подходящие для такого изучения, имеются в двух связанных друг с другом посланиях, которые определяют природу главенства Христа по отношению к церкви: Ефесянам (1:22: 4:15; 5:23) и Колоссянам (1:18; 2:19).
Определение, данное «голове» в тех пяти стихах, должно стать нашим определением. Если бы Новый Завет описывал главенство Христа к церкви как отношение господства и власти, мы бы приняли и значение главенства мужей по отношению к женам.
Однако, если Новый Завет определяет главенство Христа к церкви как отношения слуги и обеспечителя, тогда то же значение должно применяться и в отношениях мужей к женам.
Ефесянам 1:22. Наиболее естественный перевод этого стиха таков: «И все покорил под ноги Его, поставив Его выше всего, главою церкви» (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [32] (стр. 170 в электронной версии книги)). Этот стих содержит две метафоры. Первая говорит о Его ногах.
Христос занял позицию вселенского превосходства после воскресения и вознесения, и все было положено под ноги Его. А вторая касается Его главенства по отношению к церкви, описанной в следующем стихе как Его тело. Христос — голова для церкви, которая есть Его единственное тело. Он не только голова над всем, поскольку все уже под Его ногами и поскольку у него одно тело, церковь. Но прежде всего, Он — голова церкви. Его первоочередное служение — к церкви.
В стихе 23 цель главенства Христа по отношению к церкви ясно определена. Христос, как глава, обеспечивает тело своей «полнотой». Он обеспечивает церковь питанием, необходимым для ее роста и полноты.
В своем главенстве к церкви Он является обеспечителем ее развития. И хотя Христос — наивысший Господь и, следовательно, Господь своей церкви, в этом отрывке нет ссылки на главенство как на власть или лидерство над церковью. Главенство Христа к церкви намеренно описано как функция слуги-обеспечителя полноты.
Ефесянам 4:15-16. То же самое понятие головы как обеспечителя полноты и роста раскрывается и в этом отрывке. Верующие «возрастают в Того, Который есть глава». Он обеспечивает все необходимое для того, чтобы все тело составлялось, связывалось и скреплялось воедино, и Он — источник его роста. Функция головы, в соответствии с этим отрывком, это обеспечивать жизнь, цельность и рост. Нет даже предположения о власти или господстве в этой функции главы в этом утверждении. Снова посвящение Христа церкви как ее головы скорее как слуги-обеспечителя.
Ефесянам 5:23. Этот отрывок предлагает сжатое в виде формулы определение, которое проникает в самую сердцевину вопроса: «Христос — глава церкви».
Павел добавляет пояснение: «И Он же спаситель тела». 
Усиливая местоимением и частицей «Он же», Павел приравнивает главенство Христа к Его служению Спасителя, которое последовательно поясняется в Новом Завете функцией страдающего слуги, требующей самопожертвования ради человечества. Миссия Спасителя как слуги получает свое дальнейшее развитие: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее», и в стихе 29: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее как Господь Церковь». И опять мотив Христа как источника питания прослеживается в этом отрывке.
В объяснениях Павла значения главы нет никакого намека на то, что «голова» может означать господство и власть. Если бы это было так, то Павлу было бы лучше это выразить таким образом: «Христос — голова церкви, и Он же Господь тела», вместо «Спаситель тела». Снова терминология власти тщательно избегается в отношениях главенства Христа и церкви. Его главенство ясно определено терминами служения.
С первого взгляда может показаться, что Павел использует роль слуги у Христа как аргумент для подчинения жены, как это показано в стихе 23. Как будет сказано позднее и более подробно, Павел хотел объяснить, что подчинение — правильный ответ на отношение слуги. 
В этом и заключается значение взаимного подчинения (ст. 21). Церковь подчинена Христу в ответ на Его служение ей. Таким же образом жены подчиняются мужьям, отвечая на самопожертвование и любовь мужей к своим женам (ст. 24-25) во взаимном подчинении.

Колоссянам 1:18. Здесь утверждение о главенстве почти идентично тому, что есть в Ефесянам 5:23: «Он есть глава тела Церкви». И снова ближайший контекст обеспечивает определение главенства. Христос является источником целостности церкви, поскольку «все Им стоит», и Он — источник жизни церкви, поскольку Он «начаток, первенец из мертвых, дабы во всем иметь Ему первенство» (ст. 18).
Ссылка на главенство Христа от имени церкви занимает центральное место в этом великом христологическом утверждении (ст. 15-20), которое относится к функции Его как Творца, вечно существующего Христа и, следовательно, с Его превосходством (ст. 15-17). Но в отношении к церкви и как ее глава, Он — даятель жизни. Нет никакой ссылки в этом тексте на ранг Христа, власть или господство Его как главы церкви.
И снова, главенство определено как функция слуги-обеспечителя.
Колоссянам 2:19. «...Главы, от которой все тело, составами и связями, будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим». Хотя грамматическая реконструкция этого стиха в переводе открыта для обсуждения, его значение ясно. Тело черпает от головы жизненно важные элементы, благодаря которым цельность и рост возможны. Снова главенство описано терминами, передающими смысл служения ближнему и обеспечения жизненных ресурсов. Нет ничего в этом отрывке, что бы указывало на то, что голова означает власть и господство.

Функция здесь — слуги обеспечителя.
Прежде чем мы подведем итоги, вот еще несколько наблюдений (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [33] (стр. 171 в электронной версии книги)). Надо заметить, что голова используется образно и в притче Павла от теле, иллюстрируя взаимозависимость верующих внутри церкви (1 Коринфянам 12:14-25). Голова — одна из частей тела, упомянутых, на ряду с рукой, ногой, ухом, глазом и менее презентабельными частями тела, к которым надо относиться с большим почтением. Нет упоминания в этом отрывке о привилегированности, которыми бы располагало положение головы, или о власти, которой была бы наделена голова над остальными.
Второе наблюдение относится к составляющим элементам человека в соответствии с Новым Заветом. Новый Завет содержит множество ссылок на составные человека. Этими функциональным компонентами являются: тело, плоть, душа, дух, ум, совесть, внутренний человек и сердце. 
Голова никогда не упоминается в Новом Завете как центр управления человеком. 
Эта функция обычно вверена сердцу или разуму.
Только однажды была сделана ссылка на голову, как использующую власть над телом, это как раз в отрицании этой самой функции (1 Коринфянам 12:21).
Мы должны принять во внимание и подлинное значение слова «голова» в Новом Завете. Новый Завет содержит множество ссылок на различных лидеров: религиозных, общественных, военных, правительственных лидеров, патриархальных и церковных. И никогда, ни в одном случае они не было названы «головой» или «главой над». Обычно множество других титул on применялось к ним на протяжении всего Нового Завета.
Использование «головы» в контексте тех мест, где слово упоминается (1 Коринфянам, Ефесянам, Колоссянам), помогает нам сделать вывод, что понятие главенства в Новом Завете относится к функции Христа как источника жизни и роста, и Его роли слуги, обеспечителя и кормильца (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [34] (стр. 172 в электронной версии книги)). Нигде в Новом Завете Христово лидерство не имеет значения власти. Таким же образом, нигде в Новом Завете главенство мужа по отношению к своей жене не обозначает власть над ней.
Смысл двойственности принципа «голова-тело» говорит не о власти скорее, а о зависимости. Потому что Христос является источником жизни церкви и обеспечивает ее поддержкой, жизнью, то и церковь, взамен, служит Ему любовной зависимостью и признанием Его источником своей жизни. 
Таким же образом, метафора «голова-тело» применяется и в отношениях мужья/жены, для акцента на единство, которое они черпают от сотворения.
Мужчина, как источник жизни женского существования, был изначально предназначен дать ей жизнь, поэтому он продолжает ее любить именно как свое тело в браке; в ответ, христианская жена связывает себя со своим мужем во взаимоотношениях служения и подчинения, выражающих единство (Ефесянам 5:21-33). Навязывание властной структуры этой изысканной гармонии взаимности откроет дверь для мирского влияния на брак, и модель отношений по принципу Христос/церковь станет просто неприменимой для них. Такие определения черпались из самого текста. Они также подтверждены лучшими исследованиями лексики, доступными в небиблейской сфере, современников авторов Нового Завета. Если слово «голова» использовать как «власть» в английском языке, в различных версиях переводов Библии, то предпочтительнее переводить его как «источник» или «слуга-обеспечитель» в отрывках, цитируемых выше.

                                                                                     МУЖЬЯ И ЖЕНЫ

Мы начали свое исследование роли, которую играет стих в Ефесянам 5:21 (соединительная линия) по отношению к нашему двустороннему открытому буклету, и мы узнали, что отношение к верхней части (ст. 18-20) касалось практики взаимного подчинения верующих в отношениях внутри церкви. Мы по-прежнему нуждаемся в исследовании стиха 21 по отношению к нижнему отделу (ст. 22-33).


                        СТИХИ 18-20
                                                                                                   СТИХ 21
                        СТИХИ 22-23                           


Мы назвали стих 21 связкой, потому что он грамматически соотносится с обоими частями в нашем образном буклете. Он подходит и к верхней части в том, что это последняя череда деепричастий, берущих начало от повеления исполняться Духом (назидая... поя... воспевая... благодаря... повинуясь...). 
Но он также принадлежит и нижней части. Если стих 21 отделен от стиха 22, как в некоторых переводах это сделано через ошибочное разделение на параграфы (как на пример в Новой международной версии), тогда стих 22 становится бессмысленным, поскольку предложение не имеет глагола в оригинальном тексте. Буквально стих 22 читается тогда: «Жены своим мужьям, как Господу». 
Стих 22 берет свой глагол из стиха 21 (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [35] (стр. 172 в электронной версии книги)). Таким образом, стих 21 служит как заключение от верхней части нашего двусоставного примера, а также как введение к нижней составной. Стих 21 представляет тему взаимоотношений между мужем и женой под зонтом взаимного подчинения. Осевая роль стиха 21 по отношению к этим двум контекстам должна быть взята из буквального греческого текста:

Стих 20 Всегда и за все благодаря Бога и Отца, во имя нашего Господа Иисуса   Христа;
Стих 21 повинуясь друг другу в страхе Божьем,
Стих 22 жены, своим мужьям как Господу....

Тематически, осевая функция стиха 21 означает, что взаимное подчинение — это правильное отношение верующих друг ко другу внутри церкви (верхняя секция ст. 18-20) и так же дома (нижняя секция, ст. 22-23) (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [36] (стр. 172 в электронной версии книги)). 
И, поскольку взаимное подчинение — это правило для всех верующих, оно так же применяется ко всем мужьям и всем женам, которые являются верующими. 
Поэтому Павел может так легко переходить от применения принципа взаимного подчинения среди верующих внутри церкви (ст. 18-20) к его применению ко всем мужьям и женам дома (ст. 22-33).
Если стих 21 играет роль оглавления и вступления для всего раздела в стихах 22-33, то вывод для этого отрывка черпается из текста о сотворении в Бытие 2:24 (ст. 31-32). Таким образом, стих 21 наверху и его кульминационное утверждение из Бытия внизу вместе формируют правильное тематическое обрамление вокруг дискуссии о взаимном подчинении в браке. Павел утверждает в стихах 31-32: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и буду двое одна плоть». Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
В этом заключительном утверждении Павел показывает преемственность цели, существующей между союзом мужчины и женщины в сотворении, союзом Христа и церкви в искуплении и союзом мужа и жены в браке. Последовательной связью между этими тремя видами взаимоотношений является принцип взаимной расположенности, то есть подчинения себя интересам другого.
В сотворении мужчина оставляет своих отца и мать и прилепляет себя к своей жене, чтобы стать одной с ней плотью (ст. 31 цитирует Бытие 2:24), и то же для жены. Также и в искуплении, Христос отдал Себя за то, чтобы объединить церковь с Собой (ст. 25). Церковь отвечает, подчиняя себя Ему во всем (ст. 24). Подобно и в браке, муж отдает себя ради жены как слуга ее, как Христос поступил по отношению к церкви (ст. 25), и так же и жена отвечает своему мужу, подчиняя себя ему, служа ему (ст. 23).
Для оправдания такого революционного понятия брачных отношений апостол Павел взывает к «тайне», которая на его языке означает «открытая сейчас истина, поясняющая ранее сокрытую реальность». В этом случае откровение заложено в том факте, что взаимное подчинение является большим, чем этическая новизна или удобное решение для войны полов.
Взаимное подчинение свойственно характеру Христа и природе Его служения, оно являет модель того, как Бог соотносится с человечеством через Христа. 
Для Павла, брачные отношения создают атмосферу, в которой более глубокий смысл Христовой жертвенной любви к церкви становится реальным через практику взаимного подчинения мужа и жены.
Следовательно, мы не должны понятие подчинения сводить только к единичному стиху 21. Оно пропитывает все, что касается отношений мужа и жены в стихах 21-33.

                               

Категория: Книги | Просмотров: 952 | Добавил: BorisP | Рейтинг: 1.0/2 | |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: женщины, служение, женщина, служения, церковь, мужчина, семья, Мужчины
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2695]
Разное [696]
Библия [331]
Израиль [301]
Новости [588]
История [750]
Картинки [387]
MorningStar [1280]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [998]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [777]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 41
500

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024