Новая община
ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМНОГО ПОСЛУШАНИЯ ДЛЯ ЖЕН — ЕФЕСЯНАМ 5:21-24
Существует различные определения «подчинения» в различных ситуациях и мотивациях. Например, есть расчетливое подчинение, манипуляционное, паразитическое и эгоистичное. Его целью может быть получение выгоды через интригу. В течение последних лет несколько женщин написали книги для христианских жен, одобряющих такое расчетливое подчинение, задуманное для восполнения тайных желаний через практику «женских хитростей». Другая форма подчинения может быть результатом личной низкой самооценки в силу того, что человек привык смотреть на себя как низшего по рангу или способностям. Это услужливость «неудачника», подхалимство побежденного, конец самооценки бессильного и угнетенного.
Есть еще подчинение согласия, представляющее собой желание успокоить обиженного и вспылившего.
Оно стремится к умиротворению. Оно уступает ради мира. Оно поддается, а не идет на конфронтацию.
В конце концов, есть подчинение вынужденное, покорность по необходимости: полное горечи, завидующее, скрипящее признание неизбежного; неохотное преклонение перед силой, являлась ли эта сила поднятым кулаком, силой человеческого закона или приговором загадочной судьбы.
Когда апостол Павел повелевает женам подчиняться своим мужьям, он отвергает мирские модели подчинения и заменяет их новым определением. Это новое определение подчинения основано на следующих последствиях:
Стих 22. Когда женам велено подчиняться своим мужьям «как Господу», это не значит, что жена вдруг получает двух господ или что ее посвящение своему мужу имеет безусловное первенство над ее посвящением Христу. Это было бы идольским подчинением.
Христианские жены имеют только одного Господа, который не уступает Своего места никому иному.
Тем не менее, «как Господу» означает, что посвящение жены в подчинении своему мужу должно соответствовать качеству ее посвящения Господу. Параллельный текст в Колоссянам 3:18 делает это еще более понятным, когда говорит: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично это в Господе». Подчинение жены Господу, как любого другого верующего, является ответом любви Спасителю, источнику жизни церкви и, следовательно, каждого верующего (ст. 23). Правильным ответом на любовь слуги Нашего Спасителя будет ответная любовь слуги.
Следовательно, «как Господу» означает, что жена подчиняется своему мужу в таком же любящем служении, какое она являет своему Спасителя. Она подчиняется Господу, не прислуживая, а служа. Жены подчиняются мужьям не потому, что они вынуждены, а потому что они хотят. Они подчиняются не потому, что их толкают под власть, но потому, что они отвечают на любовь любовью (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [37] (стр. 173 в электронной версии книги)).
Стих 23. Объяснение, данное в стихе («потому что»), расширяет логичность подчинения жены, укореняя принцип взаимного подчинения в творении и искуплении. С перспективы истории творения, муж или мужчина (греческое слово может обозначать оба) является источником жизни жены или женщины (греческое слово может обозначать оба) в том, что женщины была сотворена из мужчины.
Супружеские отношения являются вечным знаком благости Бога, источника всех благословений, Бога, который использовал мужчину как источник для жизни женщины (Бытие 2). Как Адам как бы умер, чтобы дать жизнь женщине, таким же образом и в такой же взаимности жена умирает для себя, чтобы жить для своего мужа.
Ссылка на сотворение далее обогащена ссылкой на искупление. Та же благость Бога, которая действовала при сотворении мужчины и женщины, была действенна и в том, чтобы Христос стал обеспечителем жизни для церкви.
В этой роли Спаситель/Слуга Иисус родил церковь. Свое тело. Подобным же образом Адам был использован, чтобы дать рождение женщине, с которой он стал «одной плотью», одним телом. И Христос, и мужчина являются «головой», «источником жизни» для их будущих невест, церкви для одного и жены для другого (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [38] (стр. 173 в электронной версии книги)). Правильный ответ на дар своей жизни — ответный дар своей жизни. Следовательно, церковь подчиняется Христу и жена мужу. Это — взаимное подчинение.
Стих 24. С перспективы девятнадцати бурных веков церковной истории этот стих мог бы быть истолкован как пропаганда быта. На протяжении веков церковь скорее была непокорной к призывам Христа, чем подчинялась Его воле.
Тем не менее, контекст показывает предельно ясно, что апостол ссылается здесь на такую церковь, какой ее видит Христос, представляя ее пред ним славной, без пятна и порока, «святой и без порока» (ст. 27). Павел здесь говорит, что подчинение церкви Христу и жены мужу — это нечто большее и отличное от послушания правилам или покорности власти, или принятию чьего-то господства. Это предоставление себя в распоряжение другого, это служение на всех уровнях совместной жизни, жизнь, ориентированная на радостное служение в ответ на любовь.
Такое подчинение не мотивировано личной выгодой, самоунижением, компромиссом или покорностью, но сознательным подчинением себя в знак признания Божьих облагораживающих действий от имени женщин при сотворении и искуплении. Жены должны подчиняться своим мужьям в ознаменование единства, Богом данного им как паре, в силу того, что они были изначально созданы «одной плотью», и их совместной принадлежности Телу Христову в искуплении.
Такое подчинение сильно отличается от послушания власти. Поистине, от христиан требуется подчинение существующей власти, чтобы получить одобрение от правителя, потому что «он не зря носит меч» (Римлянам 13:1-4) и поставлен для «наказания тех, кто делает зло, и похвалы тех, кто творит добро» (1 Петра 2:14). Но основанное на власти подчинение не имеет ничего общего с межличностной динамикой христиан. Слово «власть» никогда не используется в Новом Завете для описания какого-либо аспекта взаимоотношений между мужем и женой (кроме 1 Коринфянам 7:4).
Никогда мужьям не было предписано властвовать над женами. Женам никогда не повелевалось подчиниться своим мужьям или власти своих мужей, и подчинение жен своим мужьям никогда не несло угрозы.
Причина этого очевидна: смирение друг перед другом по принципу взаимного подчинения настолько радикально в своих требованиях и настолько понятно в своем масштабе, что заставляет «подчинение власти» бледнеть в своей незначительности и уменьшает его до лепета ребенка. Любая неверующая жена может подчиниться власти мужа. Но только христианка может подчиниться своему мужу в служении «как Господу».
ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМНОГО ПОДЧИНЕНИЯ ДЛЯ МУЖЕЙ - ЕФЕСЯНАМ 5:25-33
В предыдущем разделе, если бы Павел предписал женам подчиниться власти своих мужей, то следующим шагом было бы наставить мужей правильно использовать свою власть и по-христиански держать своих жен в подчинении. Однако, мы видим в этом абзаце противоположный подход. Единственная роль, предписанная мужьям — это мотивированная любовью самоотдача, когда они по своей воле подчиняются до смерти своим женам. Требования к мужьям обязывают их подчиняться бесконечно более требовательно и исчерпывающе, чем ожидается от жен. Поистине, между супругами возможно подчинение без любви, но невозможна любовь без подчинения (Колоссянам 3:18-19).
Стих 25. Любовь мужей к своим женам определяется по стандартам, установленным Христом на кресте, когда Он принял образ раба, смирив себя, и стал послушен до смерти, даже смерти крестной. С этой перспективы любое господство или утверждение власти будет насмешкой над крестом, где Христос отдавал Себя за церковь. Таким же образом мужья должны отдавать себя за жен. Всякий раз. когда Христос превозносится как образец для подражания мужьям, то не Его сила, господство или власть ставятся в пример, но Его смирение. Его жертвенность и поведение слуги.
Стих 26. Жертва Христа от имени церкви была принесена для того, чтобы принести перемену, которая продолжается через «омовение банею водною слова». Это, скорее всего, ссылка на крещение как на основополагающий ритуал церкви, с возможным намеком на миссию Христа как слуги, когда Он омывал ноги ученикам (Иоанна 13:5-8). Таким же образом, христианские мужья должны вдохновлять и восстанавливать своих жен, становясь их слугами. Вполне очевидно, что такая программа призывала к радикальному пересмотру практик, касающихся супружеской жизни внутри той культуры, в которой жил Павел.
Стих 27. Цель подготовки, описанной в предыдущем стихе, было представление церкви Христу как невесты жениху. Метафора голова/тело изменена на отношения жених/невеста, что обеспечивает более близкую аналогию для применения к брачной жизни. Тот же образ представлен и в 2 Коринфянам 11:2.
Как это применяется к мужьям? Их Богом назначенное служение своим женам возлагает на них и достоинство, предназначенное Богом, и убирает ограничения, которые могут мешать женам достичь полноты их Богом данной личности. Согласно с этими стихами, это и есть настоящее служение Христа по отношению к церкви.
В том же русле Павел требует, чтобы мужья почитали своих жен (1 Петра 3:7).
Стих 28. Практически, такое учение означает, что мужья должны уделять женам такое же внимание, какого они ожидают к себе, поскольку они должны относиться к своим женам как к себе. К женам нужно относиться не как к служанкам или подчиненным своих мужей, но как равным, как если бы они были их телами.
Жены должны получать от своих мужей те же права и привилегии, какие мужья ожидают по отношению к себе.
Стих 31 этого абзаца показывает практическое применение союза «одной плоти» в Бытие 2:24. Он говорит о полной взаимности, которая также является принципом, усиливающим понятие взаимного подчинения.
Стихи 29-30. Роль поддержки, питания и заботы мужа по отношению к своей жене в предыдущем стихе требует, чтобы Павел снова переключился на аналогию голова/тело.
Христос питает и лелеет церковь, которая есть Его тело, потому что как голова Он выполняет по отношению к ней функцию обеспечителя и вдохновителя.
Так же, никакой мужчина не должен презирать свою жену, которая есть его второе я, как его плоть. Презирать, принижать или контролировать свою жену — это все равно, что отрицать принцип взаимного подчинения. Следовательно, мужчина должен относиться к своей жене так же, как он относится к себе, как к равной.
Стихи 31-32. Союз между Христом и церковью подобен творению брачного союза. Отношения взаимного служения, которые существуют между мужчиной и женщиной, принадлежат к вещам вечного порядка, поскольку они отражают природу отношений Христа к церкви. Принцип взаимного подчинения открывает глубокую реальность внутри Троицы. И к этому нельзя отнестись легкомысленно.
Стих 33. Заключительное предложение завершает назидание Павла этим практическим советом для мужей и жен, чтобы они были способны реализовать доктрину взаимного подчинения в своих жизнях. Гораздо более веское требование к мужьям в этом предложении соотносится с непропорционально объемными инструкциями для мужей (ст. 25-30: 92 греческих слова) и к женам (ст. 22-23: 40 греческих слов).
Павел говорит ясно, что подчинение жен (что принималось как само собой разумеющееся в его дни, и, следовательно, не требовало много пояснения) не должно было использоваться христианскими мужьями как возможность диктовать свою власть над ними.
Правильный христианский ответ на подчинение жены — это ответное подчинение мужей; когда подчинение может быть наилучшим образом выражено в любви мужей к своим женами как к самим себе.
При грехопадении божественный институт семьи руководился Сатаной, который превратил семью в крепость злого царства. Сила Евангелия Христа проникла и взорвала сатанинские структуры, которые держали Божье творение в рабстве, и превратила их в общины Духа, где мужчины и женщины взаимно подчинены, как живой пример любви слуг, существующей между Христом и церковью (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [39] (стр. 173 в электронной версии книги)).
Послушные дети — Ефесянам 6:1-4
Дети, будьте послушны вашим родителям в Господе, ибо этого требует справедливость. «Почитай отца твоего, и мать» — это первая заповедь с обетованием:
«Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». И вы отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Хотя этот абзац в основном касается детей, в нем есть несколько деталей, касающихся женских ролей в семье.
Урок: Во-первых, мы должны увидеть разницу в терминологии, использованной для супругов с одной стороны, и для детей с другой стороны, В то время как мужьям было велено любить своих жен, а женам подчиняться своим мужьям, детям было сказано «повиноваться» своим родителям. В Новом Завете повеление
«повиноваться» дано детям и рабам (Ефесянам 6:5; Колоссянам 3:20-22) и никогда женам. Очевидно, что слово «повиноваться» не принадлежит динамике взаимного подчинения. Быть взаимно послушным друг другу — логический абсурд. Послушание, повиновение относится к языку власти, в то время как взаимное подчинение исключает его. Апостол Павел использует язык власти для родительских отношений, но сознательно избегает его использование для брачных взаимоотношений (кроме 1 Коринфянам 7:3-4).
Урок: Эта взаимность в равенстве отражена и в факте, что муж и жена вместе разделяют ответственность лидерства в семье.
Если бы было все по-другому, Павел должен был бы написать: «Дети, будьте послушны своей матери, которая послушна вашему отцу», или «Дети, будьте послушны вашим родителям так, как мать послушна вашему отцу», или «Дети и мать, будьте послушны отцу». Но Павел не устанавливает подобной иерархии между мужем и женой. Дети призваны быть подотчетными обоим родителям.
Эта совместная ответственность предполагает гармоничные взаимоотношения между родителями. Очевидно, дети не способны следовать направлению родителей, если лидерство одного супруга противоречит лидерству другого. Обоюдная ответственность требует отношений взаимного подчинения между мужем и женой для того, чтобы дети могли доверять им. Муж и жена, сражающиеся за власть, не будут внушать доверия своим детям, так же как мать, которая требует послушания от детей, когда к ней самой отец относится как ребенку. Здоровая атмосфера для воспитания детей — когда муж и жена подчинены друг другу в духе Ефесянам 5:21-33.
Урок: Поскольку воспитание детей традиционно подпадает под прерогативу матерей, Павел корректирует здесь отцов восстановить дисбаланс (ст. 4). Павел желает, чтобы отцы также участвовали в лидерстве, так необходимом их детям. Но поскольку отношения отцов с детьми не закалены взаимным подчинением, то их поведение может быть властным и несдержанным.
Чтобы предотвратить его, Павел предлагает отцам некоторые советы, предупреждающие злоупотребление властью, провоцирующее бунт. Вместо этого, отцы должны взращивать своих детей в ответственности, как угодно «Господу». Очевидно, дети остаются в отношении послушания родителям, пока они «воспитываются». Когда они становятся независимыми взрослыми, только пятая заповедь является руководящей в их отношении к родителям (ст. 2-3).
Особое напоминание отцам в стихе 4 дано не для того, чтобы исключать матерей от воспитания детей в дисциплинированнии (поведенческая структура) и назидании (познавательная структура), но скорее для того, чтобы включать отцов в эти процессы, чтобы они были обеспечителями, а не противостояли авторитаризмом (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [40] (стр. 174 в электронной версии книги)).
Женщины учителя — 1 Тимофея 2:11-15
Жена да учится в безмолвии, во всякою покорностью; ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
Предложение, которое выделяется из этого текста — повеление, несущее вес апостольской власти Павла:
«А жене учить не позволяю; ни властвовать над мужем». Это слова самого Павла.
На этот раз он не цитирует каких-либо оппонентов. Утверждение безошибочно в своей ясности и абсолютизме. Как Богом вдохновленный вестник, пишущий Тимофею, исполняющему обязанности пастора в ефесской церкви (1:3), Павел дает указание, которое имеет характер универсальной нормы для всех христиан всех времен.
Запрет на учение женщин усиливается напоминанием истории искушения из истории Бытия. Как бы достоверным ни казался весь сценарий, он не выдерживает проверки тщательного изучения. Наше исследование доказывает:
• что апостол Павел писал это послание церкви, находящейся в состоянии смертельного кризиса;
• что он резко ограничивал служение женщин и мужчин, чтобы спасти церковь от саморазрушения;
• что ограничения Павла, изложенные в этом послании, были временными мерами, предпринятыми исключительно для спасения конкретной церкви от разрушения;
• что меры по выходу из кризиса, предписанные в этом отрывке, имеют свою ценность во все времена, поскольку они касаются тех церквей, которые попадают в подобные ситуации.
Фактически, исключительный характер срочных мер, предпринимаемых Павлом в этом послании, служит доказательством того, что женщины могли учить и занимать лидерские позиции при нормальных обстоятельствах.
Как только содержание этого отрывка изучено более тщательно, в его более широком контексте, возникает много затруднений, которые просят своего разрешения. Мы сейчас рассмотрим некоторые, и назовем их «проблемами», а не «противоречиями», потому что узнаем, что они все подлежат разрешению.
ПРОБЛЕМЫ
Проблема 1. И по сей день существует несогласие среди исследователей Нового Завета по вопросу, что же на самом деле запрещает Павел в этом отрывке.
Некоторые верят, что Павел исключает женщин только из одного вида деятельности. Другие рассматривают это утверждение как воспрещающее два разных вида деятельности. Первая группа считает, что последний пункт запрета усиливает предыдущий, чтобы акцентировать тот факт, что женщинам запрещено учить мужчин, поскольку женщины, учащие мужчин, все равно, что властвующие над ними.
По мнению этих исследователей, женщины могут учить кого угодно, только не мужчин, и они не должны занимать позицию власти над ними. Другая школа мысли считает, что утверждение является ясным запретом для любой женщины учить кого бы то ни было (что в точности текст и говорит), и что никакая женщина не может занимать позицию власти (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [41] (стр. 174 в электронной версии книги)).
Проблема не проста еще и по тому, что Павел не использует здесь обычного слова «власть». Вместо этого он обращается к глаголу, который не появляется больше нигде в Новом Завете и значение которого по сей день является предметом бурных дискуссий теологов; некоторые переводят его значение как «власть», другие как «узурпация», а иные — все что между и далее этих двух значений.
Очевидно, что в зависимости от этих взглядов, запрет Павла может означать разное. Однако, несмотря на детали, неизбежен вывод, что Павел ставит ограничения на учительское служение женщин в ефесской церкви, к которой и было написано 1 Тимофея.
Проблема 2. В таком случае, здесь мы сталкиваемся с первым исключением из правила взаимности в равенстве, характеризующей взаимоотношения полов в экономике искупления.
Основополагающие принципы церкви, некоторые написанные рукой Павла, заявляют, что церковь — это община, в которой различия расовые, классовые, должностные или половые не имеют значения (Деяния 2:15-21; Галатам 3:28). Мы далее открываем, что Павел ревностно защищал эгалитарный принцип от пытавшихся прокрасться иудействующих законников, которые стремились навязать церкви практики синагоги. Кроме того, Павел тщательно обрисовал значение взаимного подчинения, как полной взаимности внутри церкви и внутри христианской супружеской жизни.
После учения Павла о мужских и женских взаимоотношениях, этот запрет кажется явно противоречивым всему остальному его учению.
Проблема 3. Утверждение не только звучит противоречиво, но и одиночно. Систематическое исключение женщин из значительной части служения в церкви — большая перемена в обычной церковной практике. Это ограничение влияет на жизнь каждой церкви на глубоком уровне. Если запрет необходимо заявить в одном послании, то его стоит повторить и нескольких других, особенно в тех, где говорится о порядке служения в церквях.
Ссылки на учительское служение в церкви найдены в Римлянах 12, 1 Коринфянам 12 и Ефесянам 4, но ни в одном из них не содержится исключение, касающееся женщин. Наоборот, мы прослеживаем во всех этих текстах мысль о том, чтобы все члены тела участвовали в служении на основе духовных даров. Дары Духа в церкви никогда не разделяются на основе пола в Новом Завете, кроме этого единственного предложения, состоящего из восьми греческих слов.
Проблема 4. Некоторые новозаветные тексты сознательно открывают служение учительства всем готовым для этого верующим, включая женщин. В Послании к Колоссянам Павел описывает свое служение как «наставление и назидание всех в мудрости» (1:28). Позднее, в разделе, где он перечисляет правила, чтобы стимулировать единство и взаимность в жизни церкви в Колоссах, Павел объясняет всей общине признаки своего апостольского служения, когда говорит им:
«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга...» (3:16). Вот некоторые наблюдения:
• Слово «научайте», которое описывает и личное служение Павла и совместное служение колоссян, тоже самое слово, что используется в 1 Тимофею 2:12 в запрете учить.
• Суть этого учения — это высшая форма откровения — «слово Христа».
• Согласно контексту, служение учения (Колоссянам 3:16) стало доступным для неограниченного участия на той же основе, что и другие христианские обязанности, перечисленные в тексте, включая музыкальное служение церкви. Было бы абсурдно предположить, что призыв Павла к взаимному состраданию и благости (ст. 12), взаимному прощению (ст. 13), взаимной любви (ст. 14) и взаимному вразумлению (ст. 16) относился только к мужчинам. То же истинно и для его ободрения верующим Колосса учить друг друга.
• В том же контексте, где есть необходимость для особых инструкций на основе половых различий, это сделано ясно (ст. 18-19).
• Если запрет женщинам учителям был бы важным вопросом для всех церквей, то присутствовал бы хотя бы небольшое упоминание об ограничении в призвании к совместному христианскому учению. Полное отсутствие такого выражения создает напряжение между этим текстом и запретом 1 Тимофея 2:12.
То же самое истинно и по отношению к тексту Титу 2:3-4, где пожилые женщины в церквях на Крите должны «учить добру.
Чтобы вразумляли молодых...».
Слово, определяющее для этих женщин «учителя добра», подобно термину «учителя закона». Это предполагает специалистов, формально признанных в общине как квалифицированных в учителя. Тот факт, что одним из атрибутов этих женщин учителей было обучение молодых женщин, не ограничивает обучением только женщин. Учитель семинарии, чья основная задача — готовить кандидатов к служению, может учить и в других структурах.
Так же и этот текст не ставит ограничений на детях, молодых людях и мужчинах, нуждающихся в наставлении. Что бы то ни было, существование признанных женщин учителей в критских церквях должно повлиять на толкование запрета в 1 Тимофея 2:12.
Проблема 5. Такое толкование должно принимать во внимание оценку Павлом учительского служения в соответствии с его важностью для церкви. По его мнению, наиболее авторитетными служениям являются служения апостолов и пророков. Чтобы описать важность этих двух служений для церкви, Павел использует образ здания, построенного на основании учения апостолов и пророков, где Христос Сам является «краеугольным камнем» (Ефесянам 2:20). Кроме того, апостолы и пророки являются каналами Божьего откровения для церкви (Ефесянам 3:5).
В каждом списке духовных даров, записанных в посланиях Павла в Римлянах 12, 1 Коринфянам 12 и Ефесянам 4, служение учения следует после служения пророка, как это даже пронумеровано в 1 Коринфянам 12:28, где учителя стоят на третьей позиции после апостолов и пророков.
Поскольку женщинам разрешалось пророчествовать (1 Коринфянам 11:5), сравнительная ценность пророчества и учения по силе авторитета не могут не оказать важного влияния на запрет 1 Тимофея 2:12.
Поскольку апостолы и пророки составляют основание церкви, их служение по необходимости является более значимым, чем учителей, чье служение не расценено как основополагающее для церкви или настолько откровительное, как у пророков.
Проблемы возникают из-за того, что в 1 Тимофея женщинам запрещено учить или иметь власть над мужчинами, хотя они могут иметь доступ к большинству авторитетных служений в церкви после апостольского. В наше время этот запрет мог бы выражаться в непозволении женщинам в армии рассчитывать на звание выше капитана, но разрешать повышать их до полковника.
Проблема 6. Значение заключительного предложения отрывка (ст. 15) трудно переоценить. Ссылка на чадородие, кажется, не имеет прямого отношения к учительскому служению в церкви. Кроме того, в соответствии с остальным Писанием, спасение можно обрести по благодати через веру, а не через чадородие. А то, что Павел говорит здесь о спасении от грехов — предельно ясно из-за упоминания «преступления» в предыдущем стихе и также из производных спасения, перечисленных там: вера, любовь, святость и целомудрие.
Этот список некоторых сложностей, окружающих толкование 1 Тимофея 2:12, должен рассматриваться как предложение быть осторожными при использовании этого текста в церкви. Другие важные учения могут с легкостью быть отметены в сторону, если этот стих использовать как аргумент вне его библейского контекста. Трудности, перечисленные выше, побуждают нас обратиться к значению и мотиву этого отрывка.
РЕШЕНИЕ
Когда мы обратимся к самому библейскому тексту за решением проблем, определенных выше, мы увидим четыре объяснения значения запрета Павла, указывающие на один и тот же ответ.
Объяснение 1. Взгляд на сиюминутный контекст этого утверждения показывает, что он окружен двумя ссылками на молчание (ст. 11 и 12). Из прошлого опыта мы научились узнавать важность таких случаев и называть их «обрамлением» или «рамками» для рассматриваемого текста.
В данном случае рамка обеспечивает ситуативный контекст для тех ситуаций, при которых женщинам нельзя «учить, ни властвовать над мужем». В жизни ефесской церкви были учителя и занятия, на которых проходило обучение (возможно, нечто похожее на воскресные классы).
Во время тех занятий Павел требовал, чтобы женщины были молчаливыми и послушными слушателями, а не боролись за учительство. Двойное молчание здесь — это не немое послушание женщин в синагоге (как это требовали от коринфских женщин иудействующие учителя в 1 Коринфянам 14:34, когда было использовано более сильное слово в греческом «молчать»). Это молчание кроткого ученика, принимающего учение охотно и без возражений или без навязывания себя (слово «молчать» — то же. что и в 1 Тимофею 2:2, определяющее покой).
Люди, которые сами находятся на стадии обучения, могли и не допускаться к учительству. Сначала, они должны были заработать квалификацию.
Объяснение 2. Различие между мужчиной и женщиной, отраженное в этом отрывке, может казаться странным, особенно когда мы считаем, что в другом церковном контексте Павел позволял женщинам служение, более высокое по рангу и более авторитетное — пророчество (Деяния 21:9 и I Коринфянам 11:5). Стихи 13-14 дают объяснение этой аномалии. Часто и раньше Павел приводил иллюстрацию, чтобы сделать утверждение. Он часто цитировал эпизод из Ветхого Завета, особенно из книги Бытия и ранней истории Израиля, чтобы проиллюстрировать учение (1 Коринфянам 9:9; 10:1-11; 15:45; 2 Коринфянам 3:3, 7, 12-15; 8:15; Галатам 4:22-30; Ефесянам 5:31). В этом случае он приводит пример из Бытия, истории искушения и грехопадения.
В роковой истории грехопадения Ева, наименее информированная, которая ошибочно запустила в действие цепь поступков, совершила промах. Ева не была создана первой, в одно и то же время с Адамом.
Они была создана второй. Из двоих она была лишена возможности лично принять от Бога запрет, касающийся дерева.
Следовательно, она должна была обратиться к Адаму, когда ей был сделан вызов. Он был лучше подготовлен к этому, поскольку он получил указание напрямую от Бога. Что касается Божьего слова, Адам должен был научить Еву, и Ева должна была быть в этом случае учащимся. Но, когда кризис случился, она поступила как учитель и попалась в ловушку дьявола. Ее ошибка состояла в том, что она выполнила функцию к которой она не была готова (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [42] (стр. 174 в электронной версии книги)).
Также и в этой ситуации в Ефесе были невежественные и настойчивые женщины, создавшие серьезные проблемы из-за своего не просвещенного энтузиазма. Павел негодует по поводу таких женщин, которые ходят из дома в дом, сплетничая и распространяя ложь (1 Тимофею 5:13). Некоторые, фактически, уже впали в оккультизм, когда последовали за Сатаной (ст. 15), так же как Ева при грехопадении.
Павел выносит жесткое решение проблемы: находясь на стадии обучения, эти женщины не должны пытаться стать учителями или стремиться учить своих собственных учителей мужчин.
Исследователи уже заметили, что настоящее время, используемое Павлом: «Я не позволяю» имеет силу «я не разрешаю сейчас женщине учить». В настоящее время эти женщины должны были бы научиться сидеть спокойно и принимать от авторитетных учителей. Затем, когда они пребудут в вере, любви, освящении и благоразумии, не останется никакого препятствия для них служить в качестве учителей, также как и другим женщинам, служившим пророками в других церквях.
Иногда предпринимаются попытки представить этот запрет Павла как обусловленный культурой и не приемлемый в современной церкви. С этим нельзя согласиться. Учение Павла в этом отрывке имеет абсолютное универсальное значение.
Принцип, который он устанавливает для зашиты учительскою служения и использования власти по отношению к некомпетентным людям, имеет ценность во все времена и для всех церквей (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [43] (стр. 176 в электронной версии книги)). Христианские общины должны допускать к позиции лидерства только тех людей, которые прошли должное обучение, и чьи жизни демонстрируют такие качества, как вера, любовь, освящение и добродетель.
В следующем абзаце послания апостол во всех деталях излагает принцип в жизни ефесской церкви, когда тщательно перечисляет квалификации лидерства, чтобы предохранить церковь от обмана и от грехопадения (1 Тимофею 3:1-13). Как и женщины, которые нуждались в большей подготовке, мужчины лидеры не должны быть из новообращенных; чтобы, как Ева в саду, они не «впали в нарекание и сеть дьявольскую» (3:7). Согласно принципу Павла, нельзя ставить в лидерскую позицию в церкви мужчину или женщину, пока не будут очевидны их зрелость и компетентность.
Объяснение 3. Ограничения для женщин учителей в Послании к Ефесянам, наложенные апостолом Павлом, становятся понятными, когда текст запрета рассматривается с перспективы конкретной исторической ситуации в жизни церкви во время его написания. Есть последовательная очевидность в Новом Завете, что церковь в Ефесе стала ареной острого кризиса, созданного лжеучителями и влиянием культов.
Евангелие насаждалось в Ефесе среди бурных конфликтов с синагогой, с предрассудками и оккультными практиками, а также с языческим религиозным истеблишментом (Деяния 19:9,13,18-19,27). Во время следующей встречи с ефесскими старейшинами Павел предупредил их о том, что свирепые волки войдут среди них и не пощадят стада, и что из них самих поднимутся люди, которые будут извращать истину, чтобы привлечь себе больше учеников (Деяния 20:29-30).
В Послании к Ефесянам он вдохновляет их не быть «носимыми различными ветрами учений и по лукавству учений и хитрому искусству обольщения» (4:14).
Тем не менее, самое большое потрясение для Павла произошло тогда, когда церковь поддалась влиянию различных лжеучений, что привело к поражению некоторых ее составных ее (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [44] (стр. 177 в электронной версии книги)). Очевидно, что ефесская церковь успешно отбила эти нападки, но не без урона: духовного упадка и потери энтузиазма (Отк.2:2-4).
Без сомнения, меры по управлению этим кризисом, рекомендованные апостолом Павлом Тимофею, сыграли решающую роль в выживании ефесской церкви. Основным инструментом в этой контрзащите был Тимофей, которого Павел специально послал для исполнения этих мер, предназначенных для разгрома яростных культовых атак на ефесскую церковь (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [45] (стр. 177 в электронной версии книги)).
В корне стратегии Павла лежало уничтожение всех неквалифицированных или уклонившихся от истины так называемых учителей, как мужчин, так и женщин, чтобы учение в церкви выполнялось небольшой группой «верных людей», способных принять от Тимофея учение, которое он принял от самого Павла, и передать его другим (2 Тимофею 2:2). Таким образом, не все женщины и не все мужчины не могли учить в Ефесе, а лишь группа подготовленных и внимательно выбранных людей.
Ограничения для женщин применялись к большинству мужчин, членов ефесской церкви, в духе послания Иакова 3:1: «Не многие делайтесь учителями».
Кризис, происшедший в ефесской церкви, был настолько серьезным, что Павел настаивал на радикальных ограничениях в участии в служениях.
Он постановил, что для того, чтобы взять на себя функции старейшин, которые включали учение и управление делами церкви, кандидаты в Ефесе должны были быть женатыми мужчинами с семьями, имевшими детей. Кроме того, Павел конкретизировал и то, что дети таких мужчин должны быть послушны, уважительны во всем и что они должны быть верующими (1 Тимофею 3:4-5; Титу 1:6).
Эти требования не были просто желательными предложениями или рекомендациями по выбору. Это были обязательные условия, ставшие гарантией способности кандидата управлять церковью (I Тимофею 3:5). В соответствии с этим отрывком Писания критерий семейного статуса был настолько же обязательным для назначения мужчин на церковное лидерство, как духовные и требования к характеру, выраженные в стихах 12-13.
Эти конкретные ограничения на лидерские позиции, участие в служении учительства и управления церковью, налагаются не только женщин, но также на следующие категории мужчин:
• неженатые мужчины;
• женатые мужчины без детей;
• женатые мужчины с одним ребенком;
• женатые мужчины с детьми слишком маленькими или безразличными или противящимися вере;
• женатые мужчины с верующими, но непослушными детьми;
• женатые мужчины с детьми, верующие и послушными, но непочтительными во всем.
Беспорядки, повергшие ефесскую церковь в состояние кризиса, требовали введения так называемого чрезвычайного положения в собрании. Перед лицом доктринального мятежа, горстке тщательно отобранных и проверенных людей было приказано взять контроль. Эта ограничительная структура не была предназначена быть постоянной. Это было временная мера для возвращения церкви обратно к здоровью и норме.
Восстанавливаюсь после разгрома, церковь должна был снова функционировать как община с открытыми служениями и полным участием членов в ее работе (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [46] (стр. 177 в электронной версии книги)).
ПОЛЬЗА ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕРКВЕЙ
Ограничительная структура служения, описанная выше, остается ценной и сегодня для незрелых и распадающихся собраний. Они должны находиться под контролем зрелых и проверенных лидеров, одаренных в сфере управления.
Однако, когда церковь достигает зрелости и больные церкви излечиваются, обретая стабильность, организационный контроль должен быть отпущен и заменен на структуры, стимулирующие единство и участие всех, без которых церковь на может выжить.
Необходимо далее заметить, что в настоящее время церковные лидеры, которые налагают на свои собрания запрет для женщин из 1 Тимофея 2:12 буквально, обязывают и себя подчиняться строго всем требованиям к мужчинам в 3:3-5, детализированные выше в третьем объяснении.
Церковные лидеры, отрицающие доступ квалифицированных женщин к учительству и лидерским позициям, игнорируя требования к семейному статусу для назначения мужчин на лидерство, виновны перед Богом в грехе предвзятости, который Писание приравнивает к убийству (Иакова 2:9-11). Они должны отвечать за перед собранием за лицемерное нарушение Писания, которое приводит к унижению женщин, сотворенных по образу Бога, и за лишение церкви возможности пользоваться дарами, необходимыми для ее миссии.
Наш Господь описал судьбу ужасных слуг, похоронивших свои таланты, вместо того, чтобы использовать их максимально для служения царству (Матфея 25:30). Можно содрогаться от страшного возмездия: судьбы церковных лидеров, которые принимают на себя ответственность побуждать верующих закапывать Богом данные им таланты, вместо того, чтобы вдохновлять их использовать всевозможные ресурсы для целей царствия.
Объяснение 4. Взгляд на утверждение в 1 Тимофея 2:15 с этой перспективы, кажется, озадачивает сначала, но затем начинает приобретать смысл. Даже в Ефесе запрет для женщин учить или занимать позицию власти не был окончательным.
В то же самое время, когда Ева совершила грех в саду, она получила от Бога обетования искупления, и через ее божественное семя (Бытие 3:15), и как родоначальница человеческой расы через чадородие (3:16, 20). С перспективы грехопадения, хотя женщина и согрешила, она будет спасена через функцию чадородия. Она — мать человеческой расы и Спасителя, Который совершит ее спасение. В ней заключены средства для спасения мира и ее самой.
Вторая часть стиха переключает нас с судьбы Евы на практическое применение для ефесских женщин.
Единственное число «будет спасена» вдруг становится множественным «если пребудут». Восстановление для Евы возможно и для ефесских женщин, при условии, что они будут правильно научены, учась в тишине и подчинении, чтобы они могли расти в вере, любви, святости и рассудительности. Естественно, запрет на учение уже не применялся бы к женщинам, которые демонстрировали бы эти благодетели, поскольку они были бы квалифицированы, как и мужчины (1 Тимофею 3:2-5).
Исключение ефесских женщин из учительских позиций не было окончательным, как грехопадение.
И необходимость для ефесских женщин учиться в молчании было временным ограничением, которое привело бы к служению, когда их подготовка послужила бы к зрелости их веры, любви, освящения и рассудительности.
Ответ для правильного понимания этого отрывка в том, чтобы следовать за его развитием буквально: женщины в Ефесе сначала должны стать учащимися (ст. 11) и перестать вести себя как учителя или занимать позицию признанных учителей (ст. 12). Как Ева прежде Адама была введена в заблуждение, так и неквалифицированные люди могут ввести себя и церковь в заблуждение (ст. 13-14).
Хотя Ева стала инструментом в осуществлении плана спасения, так и ефесские женщины законно должны стремиться к зрелости, знанию и позиции служения в церкви (ст. 15).
В качестве постскриптума к нашей дискуссии мы должны добавить, что роль учителя (мужчины или женщины) в наши дни имеет иное значение, чем служение учения в апостольские времена. До написания и канонизации книг Нового Завета учителя были распространителями христианской веры. Их власть была абсолютной и нормативной, при условии, если они прошли хорошую подготовку и были признаны.
С образованием канона Нового Завета акцент власти был перемещен с учителя на учение, укорененное в Новом Завете. Как результат, сегодняшний учитель не имеет личной власти, но только свою компетенцию. Власть почиет на тексте Библии, а не на человеке, преподающем Библию.
Авторитетный учитель сегодня — всего лишь человек, делящийся точным знанием и пониманием Писания. Правильно запрограммированная бесполая учебная машина может выполнять такую функцию без претензий на власть. В наши дни ограничения в учительском служении в церкви по половому признаку сделаны с неизбежной ссылкой на понимание, что власть почиет на учителе, а не на Писании. Такой властный взгляд на понимание христианского служения не может быть примирен с евангельским пониманием Писания, как единственной власти для церкви.
Женщины старейшины — 1 Тимофея 3:1-13
В нескольких стихах, предшествующих третьей главе 1 Тимофея, Павел акцентировал важность компетентности для учительского служения в церкви.
В этом отрывке, обсуждая функции пресвитеров и дьяконов, он выражает свою заботу о правильных квалификациях для церковных лидеров. Поскольку есть упоминание о мужском и женском персонале, краткое изучение этого отрывка будет важно.
Надо сделать только две заметки.
1. Разделение лидерских обязанностей между пресвитерами и дьяконами, кажется, представляет собой классический случай церковной организации в новозаветных церквях, какой можно безопасно дублировать в церквях современных.
Модели церковного лидерства, кажется, были довольно обтекаемые в новозаветной церкви. Очевидно, что здесь проведено различие между одним собранием и наличием официальных титулов, признанных служений и методов управления.
У исследователей Библии полное согласие в том, что старейшина и епископ (означающий «блюститель») являются равными терминами на основе их взаимозаменяемости в использовании в Деяниях 20:17 (ст. 18) и Тита 1:5 (ст. 7). Но на этом согласие и заканчивается.
Старейшины и дьяконы употреблены вместе только еще раз в Филиппийцам 1:1. Название «старейшина» не появляется в списках даров в Римлянах 12, 1 Коринфянам 12 и Ефесянам 4, хотя некоторые атрибуты могут быть ответственностью старейшин в 1 Тимофею: учение (3:2) и лидерство (5:17), которые упоминаются как независимые служения, но явно не относятся к старейшинам в церковных списках даров.
Кроме того, некоторые лидерские функции, которые обычно подпадают под юрисдикцию старейшин (такие, как администраторы и управители (1 Коринфянам 12:28) или пасторы (Ефесянам 4:11)), упоминаются независимо от блюстительства старейшин и отдельно от утверждения касательно старейшин и дьяконов в 1 Тимофея 3.
И что еще больше усложняет эту ситуацию, в своих обсуждениях старейшин и дьяконов в 1 Тимофея 3 Павел более озабочен квалификациями, чем распределением обязанностей. Удивительно, нет никакого описания обязанностей в этом списке квалификаций, кроме упоминания способности быть учителем для старейшин (ст. 2) и очевидной необходимости для старейшин и дьяконов заботиться и служить церкви.
Если мы постараемся определять задачи, соответствующие старейшинам и дьяконам на основе их активности в церкви, картина становится более запутанной.
В такой церкви, как в Филиппах, где были старейшины (Филиппийцам 1:1), Павел не отдает под их заботу конфликт между двумя лидерами, но сам разбирается с его участниками, чтобы они искали примирения, и просит помощи только у одного человека в разрешении их спора (Филиппийцам 4:2-3) (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [47] (стр. 177 в электронной версии книги)).
Также трудно точно определить ответственность дьяконов. В ответ на кризис, случившийся из-за недовольства еллинистов в иерусалимской церкви, собранием (а не назначенными апостолами) было избрано семь мужей обслуживать столы (Деяния 6). Хотя никто из них не обслуживал столы ранее, один из них видимо был лидером, «исполненный благодати и силы» (ст. 8). Он представлен как творящий «великие чудеса и знамения среди людей» (что было христологической и апостольской прерогативой, как на пример, в Деяниях 2:22,43; 4:30; 5:12). Он учил толпы в «мудрости и в Духе», выступал перед Синедрионом с самой длинной речью, записанной в книге Деяний, умер мученической смертью, которая послужила прообразом смерти Христа (Деяния 7).
Очевидно, задачей тех семерых мужчин было не только обслуживание столов. Стефан, их лидер, и возможно другие вместе с ним, как Филипп евангелист, тоже творили «великие чудеса и знамения среди людей» наравне с самими апостолами, проповедуя публично как лидеры церкви и уча со властью, отстаивая Евангелие среди людей и прежде всего правителей земли. Нельзя сказать, чтобы дьяконы отвечали на физические нужды или что они не могли проповедовать со властью и служить духовным интересам собраний (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [48] (стр. 178 в электронной версии книги)).
Очевидно, немудро делать жесткие определения функциям старейшин и дьяконов в разных церквях. Равно трудно определить, как эти два сана взаимосвязаны и как они вместе сочетаются с множеством других церковных служений, включая имеющие и лидерские функции, которые были характерны для старейшин и дьяконов — такие как учителя (Римлянам 12:7), лидеры (ст. 8), начальники и управители (1 Коринфянам 12:28) и пасторы или пастухи (Ефесянам 4:11).
Доказательства, которые можно собрать из книги Деяний и посланий, предполагают, что организационная структура церквей была гибкой и что она применялась к конкретной местности, характеру и нуждам каждой общины. То, что плюрализм старейшин назначался в каждой церкви, было фактом, но определение старейшинства и его отношения к дьяконству и другим служениям, кажется, варьировались от церкви к церкви. Следовательно, существует совсем немного оправданий для выделения и предпочтения опыта ефесской церкви, отраженных в дискуссиях Павла в 1 Тимофею 3, как будто он был единственной нормой для всех времен и народов.
Церковные общины сегодня разнообразны, как и в апостольские времена, и Дух Святой подтверждает эту разнородность в щедрости Своего творческого многообразия, как Он делал это и во времена Нового Завета.
Положения в 1 Тимофея 3:1-13 предлагают отличные направления для квалификаций для двух из многочисленных церковных служений, и относящаяся к этому информация в других местах Нового Завета также отражена в этих определениях.
2. Критическая необходимость провести сопоставление через весь Новый Завет сейчас будет очевидной, когда мы рассматриваем требования, изложенные Павлом и к старейшинам, и к дьяконам о том, чтобы они были «мужем одной жены» (ст. 2, 12).
С первого взгляда, эта дважды повторенная формула может рассматриваться как требование ко всем старейшинам и ко всем дьяконам во всех церквях быть мужчинами и быть женатыми (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [49] (стр. 178 в электронной версии книги)). Однако, такое прочтение не может быть поддержано, если принять во внимание, следующее:
Во-первых, предпочтение Павла, касающиеся семейного статуса для посвященных верующих, чтобы все они были неженатыми (1 Коринфянам 7:32-35). Если безбрачие — желаемая квалификация для тех, кто служит Господу, и если старейшины и дьяконы являются самыми ответственными должностями в «попечении о деле Господнем», тогда логика подсказывает, что Павел не исключает подготовленных неженатых мужчин, которые могли бы занимать позицию старейшин или дьяконов при нормальных обстоятельствах.
В своих наставлениях к Тимофею для ефесской церкви Павел требует, чтобы лидеры были женатыми в связи с серьезностью обстоятельств, в которых оказалась ефесская церковь в этот исторический момент.
Но эти конкретные требования, продиктованные местными нуждами, не могут быть абсолютизированы для всех церквей во все времена. Например, если брак — это универсальное требование для христианского лидерства, то все неженатые мужчины дисквалифицируются вопреки совету Павла в 1 Коринфянам 7:32-25.
Во-вторых, таким же образом Иисус Христос, поскольку и Он был неженатым, также становится неквалифицированным для лидерской позиции среди людей, которых Он учил до и после Своего воскресения. Павел и Варнава, оба служившие миссионерами и иногда лидерами в поместных церквях (Деяния 13:1), также нарушали бы требования Павла к семейному статусу, поскольку оба служили неженатыми (1 Коринфянам 9:5).
И, наконец, если бы это требование для ефесской церкви было абсолютным, мужчины, принявшие радикальный призыв Христа к безбрачию ради Царствия Божия (Матфея 19:12), таким образом, показывая пример послушания Его призванию и отречения себя, беря свой крест и следуя за Ним (16:24), те самые мужчины, которые являли собой пример посвящения перед всей христианской общиной, были бы недопущены к наиболее влиятельным позициям в церковном лидерстве. Личная жертва служения общине с полным посвящением засчитывалась бы против них, как помеха такому служению.
Абсурдность таких выводов доказывает необходимость с пониманием подходить к толкованию этого учения, а не подбирать отдельные отрывки, как если бы они были единственным учением на эту тему.
В этом случае становится очевидным, что требования, перечисленные в 1 Тимофея 3, соответствуют конкретной ситуации. Неуместное применение правил данного текста Писания к современным собраниям отменила бы легитимность большинства их мужского лидерства и осудила бы церкви на вымирание. Надо признать, что такие требования не являются ни исчерпывающими. ни универсальными.
Например, они не содержат альтернативы для безбрачных мужчин и женщин как старейшин и дьяконов, но и не запрещают им при нормальных условиях (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [50] (стр. 178 в электронной версии книги)).
|