Новое творение во Христе
Когда мы обращаемся к Новому Завету, мы слышим победный клич, звучащий на всем его протяжении; Христос сделал нас «новым творением; старое прошло, теперь все новое!» (2 Коринфянам 5:17). Новая эра наступила с приходом Иисуса.
Он принес полноту искупления. Он создал общину примирения, Божью семью, церковь. Фундаментальная разница между ветхозаветными людьми и новозаветной семьей — в прекращении действия последствий грехопадения в ней. В старой общине существовало напряжение между двумя противоположными потоками, текущими параллельно, но враждующими друг с другом. В новой общине превалирует мир. Последствия грехопадения были побеждены Христом, и преемственность, берущая начало от Божьего начального дизайна сотворения, теперь определяет жизнь церкви. Как результат: То, что было потеряно в Эдеме, и отделение от Бога теперь стало семьей примирения, где все люди могут называть Бога своим Отцом (Галатам 4:4-7).
Там, где был страх перед великим разрушителем в Эдеме, самой смертью, теперь есть спокойная уверенность в вечной жизни (Иоанна 11:25-26). Там, где труд был проклятьем, теперь он становится благословением (2 Фессалоникийцам 3:12-13).
Там, где хлеб добывался в изнурении и печали, теперь он стал знаком Божьего изобилия, данного для совместного использования (Деяния 2:46).
Там, где проклятье предсказывало «он будет господствовать над тобой», евангелие определяет, чтобы «мужья любили своих жен, как свои тела» (Ефесянам 5:28).
И хотя верен тот факт, что темный, отравленный грехом с эдемских времен поток течет и сегодня в век церкви, он существует в мире сегодня вне новой общины. И если существует давление для новозаветных людей, то это между Царством Бога в церкви и царством Сатаны в мире, но не внутри самой общины, как это было в Ветхом Завете. Обетование о первом пришествии Христа заменено новым небом и новой землей (2 Петра 3:13) (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [1] (стр. 155 в электронной версии книги)).
Надо отметить, что старое напряжение между двумя потоками иногда появляется в церковной жизни. Всякий раз, когда церковь не выполняет изначальные, как при сотворении, цели Бога и становится «мирской» в том смысле, что она вбирает в себя элементы жизни периода грехопадения, господствующие сегодня в мире, она идет на компромисс и теряет свою целостность как новая община. Следовательно, очень важно, чтобы все аспекты жизни церкви соответствовали воле Христа, который заложил се основание через Свое служение и учение.
Поскольку нашим приоритетом в этом разделе является влияние нового творения во Христе на женское самосознание, то нам надо задать следующие вопросы: определял ли Иисус отношения между мужчинами и женщинами на основе идеала сотворения или компромисса между обоими?
Для Иисуса было бы легче руководствоваться директивами традиционной общественно-культурной атмосферы, в которой Он жил. Эта атмосфера была уже не ветхозаветный компромисс, который имеет место в Ветхом Завете.
Задолго до времени Иисуса еврейская религия Моисея и пророков была заменена новой религией, иудаизмом, основанной на традициях книжников и фарисеев, упоминаемых в Евангелиях как противников Иисуса.
В этой новой религии темная сторона ветхозаветного компромисса полностью господствовала. Женщины рассматривались в основном как причина всякого зла в мире. Они строго изолировались от общественной и религиозной жизни их общины, как неучительные и неспособные творения, и они безжалостно угнетались в семьях своих отцов или мужей (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [2] (стр. 155 в электронной версии книги)). Понимание Иисусом Своей миссии вело Его в противоположном направлении.
По темпераменту Иисус не было радикальным реформатором. Его природой было стремление принять, простить и исцелить. Его личность не была агрессивной, революционной. Однако, Он стоял на твердой, противоречащей той культуре, позиции по многим вопросам, не из-за взрывного, реакционного характера, но потому что Его миссией было противостоять всему, что было противно воле Бога.
Следовательно, по вопросу о роли женщин и женского самоопределения убеждения Иисуса вдохновляли Его утверждать идеал творения и порицать грехопадение.
Ответ на наш вопрос в том, что отношение к людям и взгляды на отношения между полами Иисус основывал на идеальном замысле Бога при сотворении.
В результате Он бесстрашно демонстрировал и Своими действиями, учениями и примером неприятие принципа мужского господства. Множество доказательств в Евангелиях подтверждают особое отношение Иисуса к вопросу восстановления женщина в достоинстве, которое имела Ева при сотворении до грехопадения. Давайте рассмотрим некоторые из этих доказательств (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [3] (стр. 155 в электронной версии книги)).
Незамеченные женщины
Сравнимые с литературными произведениями своей эпохи, Евангелия содержат относительно большое количество ссылок на женщин. Кроме народных древних комедий. Евангелия уникально представляют большое разнообразие ситуаций, в которых участвуют женщины. Удивительно и то, что ни в одной ситуации женщина не унижена, не подвергнута упрекам, оскорблениям, не представлена в непристойном виде.
Мужчины, особенно властные мужчины, часто критиковались, но не женщины. Отношение Иисуса к ним было всегда доброжелательным и поддерживающим, как будто бы Он был в ответе за них и за долгую историю их унижения, компенсируя это излиянием божественной любви на них.
Вполне предсказуемо, Иисус замечал незамеченных женщин — маленькие серые тени, которые делают себя невидимыми, чтоб слиться с фоном везде, где бы они ни находились, неприметные молчаливые страдалицы, которые думают о себе как о ничтожных созданиях на задворках жизни. Иисус видел их, распознавал их нужду и в один славный трогательный момент Он выводил их в центр сцены в драме искупления, когда прожекторы вечности были направлены прямо на них, таким образом Он увековечивал их в священной истории.
Теща Петра — Матфея 8:14-15
Иисус вошел в дом Петра со Своими близкими друзьями-учениками (см. Марка 1:29). Возможно, это была самая важная встреча между Господом и Его учениками. Мы не знаем ничего из того, что сделал или сказал Иисус в этом доме, кроме одного события. Иисус служил нуждающейся женщине.
Ее лихорадка называлась раввинами «огонь в костях». Когда Иисус взял ее за руку и принял ее страдания на Себя (см. 8:17), она засвидетельствовала о Его силе двумя способами. Она встала исцеленная, как бы провозглашая Его силу воскресения (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [4] (стр. 155 в электронной версии книги)) и затем она сразу же предоставила себя Ему в ученицы, служа Его нуждам.
Женщина с кровотечением — Марка 5:21-34
Все что хотела эта женщина - украсть благословение и исчезнуть. Но не туг-то было, она просуществовала долгие годы, наблюдая, как из нее мало-помалу вытекала жизнь. Она знала, что была в безнадежном состоянии.
Иисус был ее единственной надеждой. Но Он был окружен важными людьми, начальником синагоги и всеми его подданными. Эта женщина не имела никакого права на надежду. Фактически, она имела статус нечистой, который длился 12 лет изоляции. К ней нельзя было прикасаться. Она хотела только подойти поближе, чтобы прикоснуться к Нему и украсть благословение, а потом также незаметно уйти.
Она прикоснулась, и вдруг две вещи произошли. Она была исцелена, как она увидела сама. Затем она упала на землю и охваченная горем, хотела только одного — умереть. Но Иисус наклонился к ней. Он поднял ее и назвал Своей дочерью. Он дал ей Свою любовь и отпустил все еще удивленную, но исцеленную.
Дочь Иаира — Марка 5:35-43
Она была единственным ребенком и девочкой. Находилась в коме, между жизнью и смертью (в Марка 9:18 ее отцу сказали, что она уже умерла). С высоким уровнем смертности среди детей она могла бы стать еще одной статистической цифрой. Но Иисус пошел Ему сказал, что было слишком поздно, что она уже умерла. Иисус продолжал идти. Они смеялись над Ним. Он продолжал идти. Когда Он увидел тело девочки, Он взял ее за руку. Она, наверное, была тоненькой и холодной в сильной руке плотника. Он будто хотел вобрать в Себя ее смерть, чтоб передать ей Свою жизнь. Вдруг она поднялась. Радуясь, Он понял, что девочка была голодна. Он сказал родителям, чтобы они поскорее накормили ее. Потом Он ушел.
Вдова из Наина — Луки 7:11-17
В одном маленьком городке на краю холма в Галилее жила вдова. Она и ее сын — единственные, оставшиеся в живых в их семье. Но вот умер ее сын, его собирались похоронить там, где похоронен и его отец.
Процессия была уже за воротами, почти исчезла с глаз, когда появился Иисус.
Он видел много похорон, среди которых хоронили и молодых.
Он распознал в женщине горе, которое может раздавить скорбящую мать.
И вдруг было просто жизненно важно, чтобы она перестала рыдать.
Приказав «Встань!», Он вернул удивленного сына матери, как это сделал великий пророк в прошлом. И люди увидели, насколько сильно Бог любит эту маленькую вдову, у которой был единственный сын, из Наина Галилейского.
Скорченная женщина — Луки 13:10-17
После служения в синагоге, Иисус узнал, что за перегородкой, где было отведено место женщинам, была одна, которая слышала Его, но не видела.
Проблемой была не только перегородка, но то, что она была скорчена и могла видеть только землю впереди себя. Но Он видел ее, почувствовал ее боль в Своем теле. Поскольку взглядами они не могли встретиться, Иисус возложил на нее руки и освободил ее от злого недуга. В эту субботу она стояла прямо и славила Господа.
Но там был один человек, не прославивший Бога: начальник синагоги, защитник субботы. Он был оскорблен тем, что с ним не посоветовались по поводу исцеления в священный день. Он боялся напрямую высказать Иисусу это, но упрекнул женщину за то, что она получила свое исцеление в субботу, и говорил об этом всему собранию.
Возмущенный таким жестокосердием, Иисус назвал начальника словом, которое он никогда не забудет, и упрекнул его за то, то тот думал больше о традициях и животных, чем о больной женщине. Кроме того, Иисус сказал ему, что Бог сотворил субботу как раз для того, чтобы побеждать Сатану, освобождая скорченную женщину, поскольку она была не меньше дитем Авраама, чем сам начальник. Очевидно, что она была более важна Богу, чем лицемерное начальство, чем синагога и Его суббота (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [5] (стр. 155 в электронной версии книги)).
Женщины как примеры веры
В культуре, где женщины были невидимы и неслышимы. Иисус приводил их веру в пример слушающим, которые нередко учили тому, что женщин надо презирать и избегать. Но в Своем учении Иисус использовал женщин в пример для подражания.
Вдова из Сарепты — Луки 4:24-26
Иисус напомнил людям в синагоге в Назарете, что во дни великого пророка Илии женщина, языческая женщина, стала преемницей божьей милости во время кризиса. Люди Ветхого Завета, имеющие понятие о своей исключительности и своей божественной привилегированности, как раз были обойдены. Божье посещение во Христе принесет пользу тем, кто так же открыт, как эта вдова. Эти назаряне должны были многому поучиться у язычницы.
Царица Южная — Луки 11:31
На этот раз языческая женщина в учении Иисуса — не бедная вдова, а великолепная царица. Она была более открыта к соломоновой мудрости, чем современники Иисуса к божественному откровению во Христе Иисусе. Царица должна стать не только примером веры, но она, как языческая женщина, будет участвовать в суде над соотечественниками Иисуса, которые отвергли Его. Женщина будет судить целое поколение мужчин и осудит их за их духовную слепоту.
Женщина, нашедшая потерянную монету — Луки 15:8-10
Мужчина искал потерянную овцу. Так же женщина искала потерянную монету.
Оба примера говорят о радости в небесных вратах Божьих о грешнике раскаявшемся.
В этой притче, как и в притче о добром пастыре, женщина была избрана для примера плодов евангельской миссии и се радости спасения (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [6] (стр. 155 в электронной версии книги)).
Настойчивая вдова — Луки 18:1-8
Вдова, добившаяся справедливости в безнадежном деле только благодаря своей настойчивости, является примером для верующих, которые молятся и поддаются искушению прекратить раньше, чем следует. Женщина была более последовательна со злым, высокомерным судьей, чем некоторые верующие в своем доверии доброму Богу перед лицом испытаний. Женщина учит христиан тому, как во времена испытаний надо полагаться на Божью верность.
Приношение бедной вдовы — Луки 21:1-4
Вдова, принесшая все свои сбережения Богу — пример посвящения и веры. Она любила Бога настолько, что отдала ему все и верила Ему достаточно, чтобы надеяться полностью на Его обеспечение. Бог почтил ее малый дар в большей степени, чем дары богатых. Хотя их подаяния были значительнее, они не отражали ни их любви, ни веры. И снова Иисус использовал женщину, неважную по мирским стандартам, чтобы преподать духовный урок Своим ученикам. Анализ этих отрывков показывает, что Иисус не имел предрассудков по поводу женщин, используя их в качестве примеров для Его современников или для христиан сегодня. В Своем учении Иисус использовал примеры женщин в качестве учителей.
Конец грехопадению
Последствия грехопадения оказались разрушительными для взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Единство, солидарность и гармония Эдема уступили место разделению (Бытие 3:7), взаимным обвинениям (ст. 12) и господству одного (ст. 16). Несмотря на начатый с призванием Авраама искупительный план, эти негативные последствия грехопадения продолжали свое влияние на протяжении всего ветхозаветного периода. В частности, одним из таких опустошительных последствий было господство одного пола над другим, как это было видно из односторонних правил о прелюбодеянии, разводе, многоженстве и других злых практиках.
Когда Иисус положил начало новой общине, она должна была стать образцом Божьих изначальных вечных целей. Он сделал все, чтобы все изъяны, которые имели место в темной части Ветхого Завета, были уничтожены в Новом Завете.
Таким образом, церковь должна была стать обителью единства, солидарности и гармонии, которые потерпели крах в Эдеме.
Новое определение прелюбодеянию — Матфея 5:27-30
То, что было с законом в Декалоге о прелюбодеянии, было известно. Прелюбодеяние считалось женским грехом (см. раздел «Двойной стандарт к прелюбодеянию» в главе 3). Мужчины обычно могли совершать прелюбодеяние безнаказанно, а женщина, виновная в этом прегрешении, была судима без милости.
(История в Иоанна 7:53 — 8:11 дает нам старую иллюстрацию такого двойного стандарта). Своим ошеломляющим заявлением Иисус осудил эту чудовищность и разрешил несправедливость. Чудовищность нарушения принципа «одной плоти». Иисус разобрался с корнем проблемы, осуждая развратное отношение хищных мужчин, видящих в женщине тело вместо человека. И которые унижают ее, относясь к ней как объекту похоти, для удовлетворения своих желаний: обладать и использовать.
Несправедливость брала начало из двойных стандартов, позволявших совершающему такие действия уйти от ответственности и встать в ряды наказывающих жертву. Таким образом, сила оказывается всегда правой. Правители могут оправдать себя, но их подчиненные беззащитны.
Вердикт всегда на стороне господствующих, поскольку они сидят на местах судей и принимают решения. Прищурив глаза, они «ищут объект вожделения».
Если он возбуждает их фантазии, они продолжают «завоевание», пока их похоть не будет удовлетворена, и затем женщина вдруг становится «шлюхой». Если она не отвечает на их притязания, то ее выгоняют, презрительно назвав «сукой». В любом случае, объект вожделения в проигрыше. Господство предполагает привилегированные права на собственность для мужчины, что позволяет им относиться к женщине как к игрушке, для удовлетворения своих похотливых желаний. Решение Иисуса потрясающе по своей простоте.
Он минует закон и правила, требуя радикальной перемены сердца, что в новой общине стало бы неестественным желание мужчины эксплуатировать или унижать женщину. Такой перемены в отношении мужчин к женщинам очень трудно достичь, из-за долгой истории в обществе его достижение сродни самоистязанию. Конечно, отказаться от мифа о мужской привилегированности может быть настолько же жестким требованием, как и вырвать собственный глаз или отрубить собственную руку. Но Иисус представил это требование в форме приказа, и ад был альтернативой
послушанию (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [7] (стр. 155 в электронной версии книги)).
Развод без причины отменен — Матфея 5:31-32
Как и практиковалось во времена Иисуса, развод оставлял жен на милость их мужьям, под прикрытием закона Моисея (см. в разделе «Установления о разводе» в главе 3). Чтобы обратить внимание Своих последователей на унизительные последствия такой практики, Иисус прибегнул к жестким словам.
Он показал, что мужчины, которые выгоняли своих жен, толкали их на путь блудниц. Для таких мужей жены были игрушками, которые можно выбросить после использования. Мужчина, который выгоняет свою жену, имеет сердце блудника (Матфея 19:3-8), поскольку он спит с той, к которой сам относится как к блуднице. Мужчина, женившийся на женщине, к которой так относятся, продолжает этот замкнутый круг.
Он лишает ее оставшегося достоинства, делая ее еще раз жертвой узаконенного обмена женами. Он женится на женщине, к которой кто-то уже относился как к блуднице, он сам будет относиться как к блуднице, разводясь с ней. Подержанный автомобиль теряет свою ценность каждый раз, когда он переходит к новому хозяину, так же обмен женами наносит непоправимый ущерб достоинству женщины, сводя ее до уровня общественной прелюбодейки.
Осуждая эту практику, когда только мужчина имел право инициировать развод, Иисус ясно высказался о том, что они должны принять на себя вину за это, чтобы изменить положение дел (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [8] (стр. 155 в электронной версии книги)).
Искупление для проституток — Луки 7:36-50
Фарисей был прав, сказав, что благовоние, которым блудница помазала Иисуса, было куплено за деньги от ее грешного заработка. Она выразила свою любовь к Иисусу так, как могла, и Иисус принял ее.
Фарисей оценивал ответ Иисуса этой женщине в соответствии со своими стандартами. Он посчитал, что Иисусу нравилось поведение проститутки, так как он сам использовал бы эту возможность для личной выгоды. Следовательно, он сделал вывод о том, что Иисус не был пророком. Фарисей смотрел на блудницу и видел в ней только ппадшую женщину. Иисус смотрел на и видел в ней кающуюся грешницу. Для фарисея она была безнадежно потерянной. Для Иисуса безнадежным был этот самоуверенный фарисей.
Шаг за шагом Иисус сравнивал кающееся отношение блудницы с высокомерием фарисея и произнес слова божественного прощения женщине.
Наконец, Он ее опустил, восстановленную с божественным шаломом. Таким образом, Он продемонстрировал, что Божье безусловное принятие грешников может быть обусловлено только их отказом быть принятыми Им. Позже Иисус сказал собравшимся лидерам иудаистской системы, что блудницы входили первыми в царствие Божье, потому что они верили, а эти начальники отвергали Его (Матфея 21:31-32). Как ни парадоксально, но каждая женщина, которую унижали, эксплуатировали бессердечные начальники, была избрана Иисусом в качестве примера веры, чтобы посрамить лидеров.
Моногамный брак оправдан — Матфея 19:3-12
В попытке дискредитировать власть Христа, фарисеи снова бросили Ему вызов, спрашивая о разводе. Она надеялись уловить Иисуса, противопоставляя Ему Моисея.
В действительности, столкнувшись с реальностями грехопадения, Моисей дал уступчивое правило о разводе. Фарисеи определяли брак на основе грехопадения, для того чтобы узаконить развод. Поскольку мужчина был господином, он один имел власть определять, кого взять в жены и на какой срок. Развод был только его привилегией.
В Своем ответе Иисус отказался рассматривать грехопадение как основу для определения брака. Грехопадение произвело сатанинскую пародию на Божий изначальный замысел. Последовательно Иисус прошел мимо и Ветхого Завета и грехопадения в определении брака и взял за основу идеал изначального сотворения. Для Иисуса норматив учения о браке можно было найти в Бытие 1 (см. Матфея 19:4) и Бытие 2 (ст. 5). Все, что кроме этого определения, является результатом «жестокосердия» и появилось после грехопадения; но «вначале так не было» (ст. 8).
Когда фарисеи ушли, ученики Иисуса подошли к Нему в великом удивлении. Они точно поняли учение Иисуса об «одной плоти», о равенстве, которое существовало между мужчиной и женщиной при сотворении, и о негативных последствиях развода.
Но понятие мужского преимущества было настолько впитано в них, что они свое потрясение выразили так: если мужчина должен жить всю жизнь с одной и той же женой, то лучше вообще не жениться (ст. 10), возможно имея в виду, что если не связан браком, то имеешь больше свободы.
Иисус согласился с тем, чтоб безбрачие является достойной альтернативой для некоторых из Его последователей. Тем не менее, Он также объяснил, что безбрачие должно рассматриваться не как средство ухода от ответственности в моногамном браке, но как возможность служить Царствию Божьему и как ответ на Божий призыв к призванным оставаться неженатыми — «Кто способен это вместить, да вместит» (ст. 12) (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [9] (стр. 156 в электронной версии книги)).
Главная мысль в дискуссии между Иисусом, фарисеями и учениками в том, что в век искупления отправной точкой в определении взаимоотношений между мужчиной и женщиной является история сотворения в Бытие 1 и 2. Грехопадение и его последствия должны рассматриваться как отклонение от идеала, которое было исправлено в служении и учении Иисуса Христа.
Он заново утвердил благость Божьего стандарта при сотворении и сделал его нормой для новой общины. Таким образом, Он отменил порочные иерархические структуры, появившиеся в результате грехопадения. Как Сам Господь, также и члены новой общины должны определять свои взаимоотношения, утверждая благость изначально Божьего замысла (Бытие 1 и 2) и отвергая последствия греха (Бытие 3).
Равные возможности
Иисус подготовил двенадцать учеников как первопроходческую силу для начинания евангельской миссии. Но его ученическая миссия не был ограничена этими двенадцатью человеками. Были и другие группы людей и отдельные личности, принявшие служение Христа, которые также были посланы Им вместе с двенадцатью на выполнение евангельского поручения (Луки 10:1-22). Иисус призвал в ученики многих (Луки 14:25-27), и такие люди как Иосиф из Аримафеи (Иоанна 19:38) и женщина по имени Дорка (Деяния 9:36) были также названы Его учениками. В этом разделе мы узнаем, что Иисус призвал как мужчин, так и женщин следовать за Собой в ученичестве, а Он посвящал Себя обучению их, вовлекая в служение как мужчин, так и женщин.
Сестры Иисуса — Матфея 12:46-50
В какой-то момент Своего служения Иисусу было необходимо утвердить Свою независимость от родственников, чтобы не скомпрометировать Свою миссию, не позволив им вмешиваться в нее. И этот отрывок и отражает одну из таких ситуаций. Стараясь провести дистанцию между Своими беспокоящимися родственниками и Собой, Иисус использовал эту возможность, чтобы преподать урок о принципе создания новой общины и требований к тем, кто хочет быть частью ее (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [10] (стр. 156 в электронной версии книги)). Указывая на Своих учеников, Он назвал их Своими истинными родственниками, Его «матерью» и «отцом» (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [11] (стр. 156 в электронной версии книги)).
Различие между Его биологической семьей и новой духовной семьей состояло в послушании воле Отца небесного.
Потому что Бог был Его Отцом, те, кто отождествляли себя с Богом, через послушание, становились частью одной семьи, которую формировали Иисус и Его Отец. Они собирались в общину учеников. Она включала не только Двенадцать, но и всякого, кто отвечал на требование послушания. Он или она становились «братом и сестрой, матерью и отцом» Иисусу. Хотя история начинается со ссылки только на мать и братьев Иисуса, Его призыв к ученичеству простирается и к «сестрам» так же. Иисус особенно дал понять, что и молодые женщины, а не только суррогатные матери были призваны следовать за Ним. И это очень знаменательно, поскольку женщины вообще, а молодые женщины в частности, исключались из активной религиозной жизни и институтов современного иудаизма.
Истинное благословение — Луки 11:27-28
Потрясенная учением Иисуса, одна из Его слушательниц восхвалила Его, что дало Иисусу возможность преподать еще один важный урок. Иисус обратил внимание на эти странные слова женщины по нескольким причинам. Она не хвалила Бога. Она не Отца Иисуса назвала блаженным, как должно было быть. Она даже не выразила благодарность Его матери как человеку. Она только признала биологическую функцию, которая привела в мир Иисуса, назвав благословенным чрево и сосцы.
Возможно, она говорила это с долей зависти: «Твоя мать счастливая. Родить такого дитя как Ты можно считать смыслом своей жизни. Как бы я хотела бы быть Твоей матерью. Тогда моя жизнь имела бы большее значение. Ведь мы, женщины, детородные машины. И лишь немногим везет произвести на свет победителя. Твоей матери есть чем гордиться». Ответ Иисуса включает в себя два урока. Первый — быть учеником, а это значит быть тем, кто учится (слышит) Слово и выполняет его (хранит), важнее, чем быть матерью Иисуса. Этот урок последовал за выше рассказанной историей, которая также повторяется и в Луке (8:19-21).
Второй урок из этой истории свидетельствует о том факте, что ответ Иисуса восполнял нужду этой женщины. Фактически, Иисус говорил ей: «Ты можешь стать учеником. Твоя жизнь может иметь новый смысл, доступный каждому, кто познает Слово Божье, которое Я учу, и кто исполняет его. Материнство — это хорошо, но ученичество — вот истинное благословение. И оно доступно вам. Ты не можешь стать Моей матерью. Но ты можешь стать Моей ученицей. А это гораздо лучше».
Слова женщины показывают нам женское мышление того времени. Тот факт, что эта женщина сводила служение Иисуса к его значению, которое оно имело для родившей его матери, говорит о невежественном взгляде на роль женщины в жизни. Своим ответом Иисус поставил женщину рядом с мужчинами, плечо к плечу, на передовую Божьего плана искупления мира.
Избирая лучшее — Луки 10:38-42
В повествованиях Луки сидеть у ног кого-либо значило занимать положение ученика (см. 8:35 и 10:39; Деяния 22:3). Пока Мария училась от Господа, Марфа действовала как служащий ученик. Из двух сестер Марфа выполняла роль, традиционно назначенную женщине.
Она была занята со своими кастрюлями и сковородками, да и к тому же выходила из себя из-за «неподобающего» поведения своей сестры. Она, видимо, пыталась как-то привлечь внимание Марии, подавая знаки. Но когда Мария отказалась реагировать на них, Марфа, в конце концов, взорвалась и обратилась напрямую к Иисусу. Она упрекнула Его за то, что Он поощряет такое поведение и потребовала, чтобы Он поспал Марию на кухню, туда, где она должна быть.
Но вместо этого Иисус указал на суетность Марфы и похвалил Марию, как человека, принявшего верное решение, имеющее вечную ценность. И хотя Мария пренебрегла традиционной ролью, отведенной ей как женщине, она правильно выбрала путь посвящения себя ученичеству Христа, и это никто не может отнять у нее.
Женщины ученицы — Луки 8:1-3
Если ученика можно определить как последователя, студента и слугу, женщины, путешествующие с Иисусом и Двенадцатью, конечно же. соответствовали этим требованиям.
Такое свободное участие женщин в позднем периоде служения Иисуса установило своего рода прецедент в Палестинском мире в то время (подтверждается в Марка 15:41). Удивление учеников, когда Иисус публично осмелился разговаривать с женщиной еще в начале Своего служения, открывает предрассудки, которые надо было преодолевать (Иоанна 4:27).
Мужество женщин заслуживает восхищения также. как инициатива Иисуса в утверждении их служения. Но они не были обычными женщинами. Они были освобождены от уз зла, и некоторые из них — очень драматично.
Мария Магдалина была скована семикратно к тому моменту, когда Иисус освободил ее. Она стала близким другом Господа. Ее верность как ученицы привела ее к подножию креста, когда все ученики-мужчины бежали в страхе, и также ко гробу, где Он был похоронен (Матфея 27:56,61). Она стала одной из первых последовательниц, увидевших пустой гроб (Луки 24:10), первой, кто говорил с воскресшим Христом (Иоанна 20:16), и первой, кто провозгласил весть воскресения (Луки 24:10-11).
Иоанна была замужней женщиной, женой офицера в доме царя Ирода. Она и ее муж Хуза решили, что если Симон Петр мог оставить свою жену и семью в послушании призыву Иисуса, то так же может и она. Сусанна известна читателям Евангелия от Луки как выдающаяся христианка ранней церкви, поскольку единственная доступная информация о ней такова, что она была из тех, кто поддерживал служение Иисуса финансово. Очевидно, некоторые женщины ученицы имели достаточно средств, чтоб освободить Иисуса и Его группу от забот о затратах.
Смелая инициатива вовлекать женщин в Свое служение, без сомнения, осуществлялась достаточно тактично и осторожно во избежание возмущения со стороны тех, кого Иисус хотел достичь. Этот факт сам по себе говорил о истинной природе женских ролей в возникающей новой общине, частью которой и были Двенадцать и другие последователи Иисуса.
Привилегированные возможности
Евангелия показывают, хотя и делая скидку на культурные ограничения того дня, что Иисус все же отводил женщинам основную роль в главных событиях служения искупления, таких как Свои рождение, служение, смерть и воскресение.
Первые женщины благотворители — Матфея 1:3,5-6
Генеалогические списки, помещенные в начале Евангелия от Матфея, выполняют несколько целей.
Основная заключается в намерении автора показать подлинность Авраамовой потомственности Иисуса и Его царственной квалификации от Давила. Конечно же. наиболее удивительным в это фамильном древе было присутствие четырех женщин, вдобавок к Марии. Не только это было необычным явлением для иудейского генеалогического древа, но заставляет задуматься нал тем, кем некоторые из них были.
Все четверо из них были жертвами темной стороны Ветхого Завета, негативных последствий, господствовавших после грехопадения. Фамарь была объектом гнусного угнетения и домогательства, о котором любая женщина хотела бы поскорее забыть. Раав была ханаанской блудницей, которая верой связала свою судьбу с Божьими людьми. Руфь была язычницей, вдовой с молодости, которая свою судьбу нашла на поле. А личность четвертой неясна и переплетена с ее
языческим мужем Урией, который был убит для прикрытия порочной беременности жены, в результате сексуальных домогательств со стороны царя.
Все эти женщины умерли, не зная, что их запятнанные жизни были реабилитированы их участием в генеалогии Спасителя. Тем, что они включены в родословие Христа, Матфей выделяет их как первых необычных участниц в плане спасения, ставшем доступным всякому верующему Иисусом Христом. Хотя они не были достойны своим родословием или поведением, тем не менее, они избраны Богом служить и остаться в памяти как предки Христа, Который считал Своей миссией победить угнетающие последствия греха, запятнавшего их жизни.
Первая весть о воплощении — Луки 1:32-35
Откровение о полноте времени, когда Бог пошлет Своего Сына, чтобы родиться от жены, было произнесено женщине. Не се отцу, или первосвященнику, или начальнику синагоги, или мужчине пророку, и даже не мужчине, с которым она была обручена, было доверено услышать это объявление. Ангел Божий явился Марии лично и словами пророков древности он открыл ей всю космическую панораму Божьего замысла. Осознав, что бремя искупления человечества было вверено ей, Мария сказала: «Я — раба Господня» (ст. 38). Как раба Божья, она стала соучастницей долгой и благородной истории, в которой мужчины и женщины также были призваны совершать великие дела для Бога. И поскольку она вместе с Богом приводили в мир Спасителя, она воскликнула: «Все роды будут ублажать меня» (ст. 48). А другая женщина Елизавета, под вдохновением Духа Святого, подтвердила: «Благословенна ты среди жен, благословен плод чрева твоего!» (ст. 42).
Первое чудо — Иоанна 2:1-11
Чудеса Иисуса не были просто чудо-трюками. Они были знаками новой эры, которая началась с приходом Христа. Значение первого чуда Христа было более глубоким, оно свидетельствовало о славе Христа (ст. 11). Чудо превращения воды в вино раскрыло Его роль как исполнителя новой эры.
Значительно и то, что оба, и мужчина и женщина, были равными благодетелями в этом первом чуде, поскольку оно произошло во время свадьбы. Таким образом, женщина вместе со своим женихом предоставила возможность для первого проявления славы Иисуса.
Первая обращенная из самарян — Иоанна 4:7-42
Когда Иисус определил Своим последователям мировую миссию, Он повелел, чтобы Самария также получила возможность слышать Евангелие, прежде чем они дойдут до концов земли (Деяния 1:8).
Было слишком легко для них обойти Самарию, даже не намеренно.
Во время Своего служения Иисус подготовил будущую миссию в Самарию тремя особенными посещениями, где самым продуктивным был первый визит.
Результатом первого посещения стало обращение самарянской женщины, можно сказать, что эта женщина стала прототипом первого обращенного через мировую евангелизационную миссию.
Удивительно, какое участие Иисус проявил к этой женщине, которой неоднократно пользовались мужчины и которую считали блудницей. Она была замужем пять раз, и пять раз была разведена. Последний не удосужился даже жениться на ней.
Ее прошлое было так исковеркано и ее душа была так отягчена, что когда она поспешила обратно в свою деревню и сказала своим землякам: «Этот человек рассказал мне все, что я сделала», они были сразу же убеждены, что Он должен быть удивительным пророком. Они пришли к Иисусу, услышали Его сами и поверили, что Он был поистине Спасителем мира. В результате, первая обращенная самарянка стала первой миссионеркой Нового Завета.
Первая обращенная язычница — Матфея 15:21-28
В Своем раннем служении, когда Иисус увидел, как закрыты были некоторые для покаяния. Он произнес суд над их городами и объявил, что если бы Он пришел в подобные языческие города, то они бы покаялись в прахе и пепле (11:21-22).
По мнению Иисуса, близлежащие города Тир и Сидон считались языческой территорией, хотя были населены людьми, более открытыми к Его служению, чем Его родная нация. В этом отрывке Иисус путешествует в Тир и Сидон (южный Ливан сегодня), где произошло исцеление язычницы. Несмотря на кажущееся безразличие Иисуса к просьбе женщины и странный диалог, они не должны толковаться, как намеренная медлительность с Его стороны служить язычникам.
В центре истории — вера женщины, которую Иисус позже назвал «великой». Взаимодействуя с ней. Его намерением было выявить ее понимание Его миссии.
Как она относилась к Нему: как к иудейскому чудотворцу, или она осознавала Его предназначение? Иисус завел с ней диалог, который обнажил ее убеждения и дал возможность преподать урок расового равенства Его нетерпимым ученикам.
Разыгрывая защитника иудейских антиязыческих предрассудков, Иисус заставил эту женщину признать, что и язычники имеют часть в спасении, хотя хронологически первыми станут иудеи. Женщина поняла и исповедала всеобщее искупительное предназначение Христа, и признала, что оно выше человеческой сегрегации, что и иудей и язычник, мужчина и женщина, могут быть благословлены Им. Иисус признал в женщине веру, которую Он не нашел в Хоразине и Вефсаиде, и Он ввел ее в историю как первую обращенную язычницу.
Первое учение о воскресении — Иоанна 11:23-27
На сей раз, Марфа вынуждена была выйти из кухни из-за жизненной трагедии (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [12] (стр. 156 в электронной версии книги)). Ее брат Лазарь умер.
Ранее в разных ситуациях Иисус говорил о Своем воскресении и о воскресении в эсхатологическом смысле слова. Но в этот день Марфа услышала самое убедительное, ясное и понятное учение на тему воскресения, когда Иисус объявил ей: «Я есмь воскресенье и жизнь» (ст. 25). Марфа стала первым человеком в истории, которому объяснили взаимосвязь между личностью Иисуса («всякий живущий и верующий в Меня»), Его воскресением из мертвых («Я есмь воскресение») и последним воскресением («хотя и умрет, оживет»). Исповедание Марфы говорит о том, что она в точности поняла учение Иисуса. Она признала Его господство («Господь»), тайну Его мессианского предназначения («Ты — Христос»), Его божественную природу («Сын Божий») и Его служение как исполнение Божьих целей («приходящий в мир»). Затем по просьбе двух женщин Иисус вернул к жизни человека, который был мертв уже четыре дня, подтверждая действием истинность учения, которое впервые было передано Марфе.
Первое понимание креста — Марка 14:3-9
Если Марфа была первой, кому Иисус преподал значение личности Христа, то ее сестра была первой, кто понял значение смерти Господа. Безымянная женщина из Вифании в Иоанна 12:3 названа Марией. Пока се сестра снова была занята обслуживанием банкета в честь Иисуса, последний раз идущего в Иерусалим, Мария снова сделала что-то необычное. Наподобие блудницы, принесшей Иисусу подаяние в доме фарисея, Мария принесла в сосуде дорогое благовоние и помазала голову и ноги Христа. Когда некоторые стали жаловаться на пустую трату денег, Иисус объяснил Свое понимание ее поступка.
1. «Она доброе дело сделала для Меня» (ст. 6). Жест Марии — больше, чем выражение уважения и дружелюбности: «Она не просто приветствует Меня этим дорогим нардом. Ее поступок очень личный и имеет глубокое духовное значение».
2. «Меня не всегда имеете» (ст. 7). Мария поняла, что скоро совершится неминуемое и что время коротко. Она выражала свою любовь, пока это было возможно.
3. «Она сделала, что могла» (ст. 8а). Она знала, что трагедия была неизбежна: «Силы зла были высвобождены против Меня и природа Моего мессианства такова, что она даже не пытается вмешаться. Доставить Мне последнюю радость — это все, на что она способна. Она чувствует себя бессильной, так же как и Я бессилен остановить грядущие роковые события».
4. «Предварила помазать тело Мое к погребению» (ст. 86). Фактически, «у нее было достаточное понимание жертвенной природы Моего служения, чтобы осознать, что Моя жизнь скоро будет взята насильно. И то, что кажется праздничным приношением, на самом деле было погребальным помазанием, которым она мне напоминает, что конец близок. Она уже заранее оплакивает Мою смерть, потому что из всех людей, окружавших Меня, она единственная поняла, что нет большей любви, чем та, которая отдает свою жизнь за других. Любовная жертва, которую она принесла, помазывая Меня — пророческая притча о том, что Я сделаю для мира на кресте».
5. «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (ст. 9). Иисус учил, что то, что может выглядеть как конец, должно стать славным началом движения, котороее высвободит в мир силу евангелия. И везде, где ни проповедуется евангелие, всегда будет упоминаться эта женщина. Потому что она была первая и возможно, единственная, понявшая крест, до того, как он произошел: «Я повелеваю увековечить и в поклонении и в церковном служении то, что произошло здесь, чтобы будущие поколения верующих продолжали слышать о Марии, чья любовь стала поддержкой для Меня в последние дни на земле».
Первые свидетели воскресения — Матфея 28:9; Иоанна 20:16
В ночь Его ареста Иисус был оставлен учениками, которые рассеялись и сбежали (Марка 14:50). Во время Его казни на кресте те же женщины-ученицы, следовавшие за Ним в Галилею, теперь наблюдали за происходящим и скорбели в отчаяньи (Матфея 27:55-56; Луки 23:49-56). Они присутствовали на захоронении Христа. Они также пришли утром на третий день к могиле, чтобы завершить бальзамирование тела.
Но когда они прибыли на место на рассвете, они увидели, что могила открыта и пуста. Вскоре они увидели Самого Христа, прикасались к Нему и поклонялись Ему. Они стали первыми свидетелями и очевидцами реальности воскресшего Христа (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [13] (стр. 156 в электронной версии книги)).
Первые свидетели воскресения — Матфея 28:10; Иоанна 20:18
Женщины ученицы были первыми, кого комиссовал Христос как посланников с эпохальной вестью воскресения. Эта функция свидетелей воскресения позднее стала апостольской миссией среди ранних христиан (Деяния 1:22; 2:32). Иисус наградил верных женщин учениц, сопровождавших Его на распятие и оставшихся с Ним на протяжении всего ужаса казни, вверяя им самую мощную весть, которая когда-либо влияла на мир: «Он воскрес!».
Этот список исключительных ролей, которые играли женщины в ключевых событиях жизни Христа, предполагает, что Он сознательно принимал решения в пользу участия женщин в экономике искупления (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [14] (стр. 156 в электронной версии книги)).
Посыл, стоявший за этими решениями, не подтверждается хронологическим первенством (это, по мнению Иисуса, не является преимуществом; см. Матфея 20:16), но скорее всего тем, что Иисус отводил женщинам фундаментальные и выдающиеся роли в истории искупления.
Постепенное уменьшение заметной роли женщин в общине искупления должно рассматриваться только как нарушение воли ее божественного Основателя.
Отмена господства
Многое в учении Христа говорит о жизни в новой общине, появившейся в результате Его служения. Иисус ожидал этого и давал указания по многим темам, касающимся отдельных людей и общин христианской жизни. Это учение, которое, как наследие, Он вверил ученикам, указывает на то, что Иисус уделял значительное внимание закладыванию сильного основания для организационной структуры новой общины. Он неоднократно определял Своё понимание использования власти в христианской общине и передал основные принципы ее структуры (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [15] (стр. 157 в электронной версии книги)).
Есть две основные христианские общины: поместная церковь и семья (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [16] (стр. 157 в электронной версии книги)). Поскольку учение Христа применимо к обеим, то очевидно, что оно напрямую затрагивает и взаимоотношения между мужчиной и женщиной. В этом разделе мы проследим, как Иисус смотрит на использовании власти и на роли индивидуально лидерства в христианских общинах.
Кто самый великий? — Матфея 18:5
Некоторые ученики подошли к Иисусу с этим вопросом, и, как указывает Марк (9:1-5), Он подождал, пока вся группа соберется, чтобы услышать Его учение на эту тему. Тишина учеников была выражением вины.
Они поняли, что Иисус не одобрит предложенные ими идеи для определения, кто из них мог бы быть главным учеником. По их мнению, такая группа, каковой они являлись, должна была иметь иерархическую структуру. Раввины организовывали своих учеников по старшинству, и так контролировали их.
Синагога была тщательным образом разделена на слои. Политическая система, при которой жили ученики, была также жестко структурирована в соответствии с моделью императорского автократического господства.
Иисус призвал Своих учеников, чтобы подготовить их для великой миссии, но Он не организовал группу так, как они ожидали, назначая главного. Этот метод или наоборот, отсутствие такового, был совершенно чужд опыту учеников, и они решили самостоятельно исправить этот недостаток. Их устои были таковы, что они не могли функционировать вне понятия «кто-то должен быть главным». И они решили назначить «великого» среди них, поставив его лидером. Но соперничество было настолько сильным, что они не могли решить, кто будет лидером. В этот момент Иисус и вмешался и преподал им два урока о природе лидерства в христианских общинах.
1. Марка 9:35. Тот, кто желает занимать высокую позицию, должен использовать свой дар лидерства для того, чтоб помочь преуспевать тем, над кем хочет властвовать. Вместо того, чтобы стремиться господствовать над другими, ученики должны развивать и поднимать других, чтобы те стали лидерами в своих призваниях. Вместо того, чтобы говорить другим, что надо делать, они должны делать это с ними и для них.
2. Матфея 18:3-5. Маленький мальчик, который вдруг стал центром внимания внушительной группы взрослых, наверняка был смущен сложившейся ситуацией.
Указывая на непритворное и искреннее отношение ребенка, Иисус сказал ученикам, что пока они не усмирят своих амбиций и не станут кроткими как ребенок, они не могут даже войти в Царствие Небесное, а не только стать лидерам в нем. Дети не стремятся к высокому положению. Истинное величие в царстве достигается не через поиск должности или ранга, а через служение другим. Новая общность состоит из людей, которые желают принять этот статус ребенка. Люди, которые считают, что они слишком хороши для того, чтобы служить другим снизу вверх, даже не становятся членами Царствия Божьего.
Для того, чтобы ученики поняли это учение, Иисус подозвал к Себе дитя (ст. 5). Он сказал им что они никогда не смогут соответствовать Его требованиям, если не сойдут на уровень ребенка. Ученики могли отождествить себя с Господом, только находясь внизу иерархической структуры, где был поставлен ребенок. Иисус не был наверху, за что так соперничали ученики. Он был внизу, рядом с ребенком.
С космической позиции равенства Бог смирил Себя до статуса слуги человекам настолько, что даже отдал Себя на страдания смертные за них.
И пока такие смирение и служение не будут наполнять жизни Его последователей, не может быть Христова мышления или соучастия их в Его мировом процессе искупления (Филиппийцам 2:5).
Иисус перевернул весь мир учеников, их мирское понимание структуры общины как пирамиды власти. Он показал им, что величие в христианских общинах достигается через бескорыстную помощь другим для того, чтобы развивать их лидерский потенциал.
|