Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Гилберт Билезикян "Библия о роли женщины в семье и церкви". (3 глава)

 

КОМПРОМИСС ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Тёмная сторона

С проникновением человеческого греха, в новом, сияющем, Богом созданном мире действовала уродливая сила Сатаны, которая вплела свою смертельную нить в саму ткань жизни. Пустота и бесплодность — результат сосуществования сатанинского «рабства разложению» с поддерживающей жизнь силой Божьей, которое создало двойственную напряженную ситуацию, на протяжении веков ожидающую своего разрешения в конце времен (Римлянам 8:20-21).
Чтобы применить это завершающее решение, Бог запустил в действие программу искупления. Активная фаза искупления началась с Божьего призыва Авраама, прародителя общины, предназначенной отделить себя от Сатаны и выбрать Бога и жизнь, характеризующуюся «славной свободой детей Божьих». Эта начатая тогда программа искупления была осуществлена в служении Иисуса Христа и в установлении новой общины, церкви. Труд искупления достигнет своей финальной реализации тогда, когда новая община войдет в вечность так же, как и все, что было подвержено тлению из-за рокового прикосновения Сатаны, очистится Божьим присутствием, и с окончательным уничтожением самой смерти (Римлянам 8:18-25).
В этой главе мы будем размышлять над фазой Божьей искупительной программы, называемой ветхим заветом. Это было время подготовки к выполнению, которое могло осуществиться только с приходом ожидаемого Мессии. Следовательно, как переходный период, ветхий завет имеет двойственные характеристики. 
С одной стороны, эффекты грехопадения уже достаточно очевидны в ветхозаветной общине. Например, хотя они были избраны Богом быть Его людьми, направляемы духовными лидерами по закону, данному Моисею, ветхозаветные люди отвергли Бога как царя и поставили себя политическими монархами, которые вели народ к повторяющимся периодам отпадения и поражения (1 Царств 8:8;10:19;12:17). 
Это была темная сторона ветхого завета.
С другой стороны, поскольку Бог использовал в ветхом завете людей в качестве инструмента для совершения программы искупления, их жизнь включала в себя много позитивных характеристик, которые помогли приготовить путь грядущему Искупителю и восстановить цели Божьего изначального творения в жизни новой общины. Это была светлая сторона ветхого завета.
Это напряжение — результат сосуществования в ветхом завете как негативных факторов от грехопадения, так и позитивных элементов, указывающих на искупление — характерно отражалось и в отношениях между мужчинами и женщинами. По мере изучения роли женщин в Ветхом Завете мы откроем, что данные подпадают под один из двух противоречивых, но параллельных потоков. Один берет свое начало в Божьем замысле творения и движется в направлении искупленной общины. Другой поток берет начало в грехопадении и демонстрирует разрушительное влияние сатанинского извращения на Божий идеал взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Парадоксальное сосуществования этих двух противоположных потоков и является компромиссом ветхого завета. 
Божественные заповеди Ветхого Завета должны были ограничивать и сдерживать разрушительные последствия грехопадения. Из Божьей милости и в предвкушении нового творения, Божье Слово применялось к грешным условиям, таким как полигамия, патриархат, прелюбодеяние, ни в коем случае не оправдывая это зло, но чтоб как-то минимизировать ущерб, нанесенный последствиями грехопадения. Насилие было сдержано. Ограничив практику мести (только око за око, зуб за зуб, только жизнь за жизнь), закон Ветхого Завета был попыткой установить контроль на убийственную тенденцию природы падшего человечества (Бытие 4:23-24), не допуская насилию превратиться в образ жизни людей.
Иисус и тексты Нового Завета показали, что восстановление новой общины, соответствующей изначальным Божьим целям, обесценило значения многих мер ветхозаветного закона, выполнив их предназначения. В общине, руководимой любовью, закон возмездия (Исход 21:23-24) заменяется и, следовательно, отменяется (Матфея 5:38-39). То же самое истинно и для правил Ветхого Завета, ограничивающих злое влияние полигамии, патриархата и прелюбодеяния. Как будет показано в последующей дискуссии, такое законодательство устарело при новом завете из-за полного отказа от этих обрядов как неприемлемых. Сейчас мы рассмотрим признаки негативного давления, оказываемого грехопадением на общину ветхого завета в отношении к женщине.

                                                                                Полигамия

Одно из наиболее мерзких извращений принципа «одной плоти», происшедших в результате грехопадения — это практика у мужчин брать себе более одной жены (хотя название этому — полигиния, тем не менее, мы используем более распространенное слово полигамия, которое означает «несколько браков»). Когда мужское господство заменило взаимоотношения равных, на жен неизбежно стали смотреть как на некое удобство и производителей потомства. А для господина, чем больше — чем лучше.
Эта ненавистная практика была принята отцами ветхозаветной общины. У Авраама было несколько жен и наложниц (Бытие 16:3; 25:1-6). Его внуки пошли по его стопам: Исав был женат на трех женах (Бытие 26:34; 28:8-9), и двенадцать сыновей Иакова, ставшие родоначальниками двенадцати племен Израиля, были рождены от разных четырех матерей (Бытие 29:30).
Практика полигамных браков длилась на протяжении веков. У судьи Гедеона было тридцать жен и по крайне мере одна наложница (Судей 8:30-31). 
Царь Давид продолжал брать себе жен и наложниц всю свою зрелую жизнь (2 Царств 3:2-5; 5:13-16; 20:3). Его сын Соломон установил библейский рекорд, взяв себе семьсот жен и триста наложниц (3 Царств 11:3).
Этот список заставляет нас предположить, что практика полигамного брака была преимуществом мужчин привилегированного положения. Двоеженство было законным в Ветхом Завете, где показано, что оно так же практиковалось среди простых людей (Бытие 21:10; Второзаконие 21:15-17).
Полигамия непримирима по отношению к изначальной заповеди брака, призывавшей мужчину оставить своего отца и мать и прилепиться к жене (не к женам), чтоб они стали «одной плотью» (Бытие 2:24).
Очевидно, что радикальные изменения, происшедшие в семейных установлениях после грехопадения, открыли дверь к чудовищной полигамии, когда мужья заняли позицию правителей над своими женами (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [1] (стр. 153 в электронной версии книги)).

                                                                   Патриархальное угнетение

Когда после грехопадения первый мужчина стал господином дома, стали неизбежными и следующие за этим разрушения внутри отношений «одной плоти».
Удивителен и тот факт, что в Ветхом Завете слово муж (baal) так же использовалось для обозначения «хозяин», «владелец» и «господин», что помогает нам понять положение жен по отношению к «правящим отцам» (патриархам). Ветхий Завет полон случаев, описывающих неблагоприятные последствия патриархата для женщин в семье и в других областях общественной жизни. К ним относились, не считаясь с их личностью, мнением или желаниями. Они были исключены от какого-либо влияния на общественную, гражданскую или религиозную жизни.
Закон в Ветхом Завете, говоря об индивидуальных решениях, принимаемых в членами семьи, иллюстрирует угнетающую природу патриархальной системы (Числа 30). 
Судя по этому отрывку, обещания, высказанные женой до брака или после свадьбы, могли быть отменены ее мужем (ст. 6-15). Нет указаний на то, что жена пользовалась бы той же привилегией по отношению к своему мужу или чтобы произвольная отмена мужем ее решений требовала бы согласия с ее стороны.
Также решения молодой женщины, живущей в отцовском доме, могли быть аннулированы ее отцом (ст. 3-5). К потомству мужского пола не предъявлялись такие же строгие требования, и решения мужчины не требовали одобрения его жены (ст. 2). Когда женщина становилась вдовой или разведенной, она могла нести ответственность за свою жизнь, поскольку она перестала находиться под юрисдикцией своего отца или мужа (ст. 9). Однако, законный статус замужней женщины напоминал положение ребенка по отношению к господину дома. Женщина имела не больше свободы, чем ее собственная дочь (ст. 16).
Попросту говоря, законные права женщин в семье могли быть произвольно узурпированы ее господином-мужчиной, без ее согласия и против ее воли (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [2] (стр. 153 в электронной версии книги)). Такое полное отсутствие взаимности в процессе принятия решений и подчинение женщины хозяину в доме создало нечеловеческую систему в семье, при которой отец мог продать дочь как рабыню (даже возможно и как наложницу), используя религиозные санкции, как если бы она была предметом собственности (Исход 21:7).

                                                            Двойной стандарт к прелюбодеянию

Союз «одной плоти» при сотворении был основан на исключительных взаимоотношениях интимной близости супругов. Очевидно, каждый из супругов должен был участвовать в поддержании моногамных взаимоотношений. Практика взаимности в равенстве создаст наилучшие условия для естественного применения принципа «одной плоти». В таких взаимоотношениях оба супруга разделяют ответственность в том, чтобы создавать и поддерживать климат, способствующий взаимной верности.
Тем не менее, различный статус мужчин и женщин, берущий свое начало с «и он будет господствовать над тобой» при грехопадении, неизбежно произвел неравенство в сферах сексуального поведения. 
Такие неравенства отражены в ветхозаветных правилах о прелюбодеянии, как это подытожено во Второзаконии 22:13-30.
Поскольку женатый мужчина господствовал над своей женой, ее неверность нарушала его право на собственность (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [3] (стр. 153 в электронной версии книги)). Это было преступление, наказуемое смертью. Следовательно, жену, совершившую прелюбодеяние, приговаривали к смерти (ст. 22).
Поскольку замужняя женщина не была госпожой над своим мужем, она не имела права на него. Следовательно, его измена не являлась преступлением против нее. 
В итоге, ветхозаветные законы не предписывали никакого наказания для неверного мужа. Его внебрачные связи не рассматривались правонарушением по отношению к его жене.
Мужчине выносился смертный приговор в случае, если у него были сексуальные связи с замужней или обрученной женщиной, поскольку он тогда нарушал права собственности другого мужчины (ст. 22-27).
Однако, если он поступал так с незамужней женщиной, то он не приговаривался к смерти, поскольку она не являлась собственностью мужа (ст. 28-29).
Мужчина, даже женатый, вступивший во внебрачные отношения с проституткой или несвязанной женщиной, не подвергался наказанию вообще, поскольку он не нарушал прав мужчины на дочь или жену.
Из-за такого однобокого определения прелюбодеяния, дающего мужчинам право на вседозволенность, проституция стала постоянно присутствующим явлением в истории ветхозаветного человечества. И хотя Ветхий Завет содержит много ссылок на блудниц как на прообраз религиозного отступничества, нигде практика проституции ясно не осуждается и не запрещается. Предостережения о зле проституции 
(Притчи 7;23:27-28) и немногие ограничения лишь еще больше акцентировали ее распространение во времена Ветхого Завета. Такие ограничения включали в себя запрет проституции среди Израиля или в храме (Второзаконие 23:17), запрет на внесение платы, полученной за проституцию, в качестве пожертвований (Второзаконие 23:18), или дочерей священников, ставших проститутками (Левит 21:9), отцов, принуждающий своих дочерей заниматься проституцией, пока они еще живут в родительском доме (Второзаконие 22:21).

                                                                    Издевательства на суде

Одно из наиболее чудовищных проявлений двойных стандартов при семейных разбирательствах в Ветхом Завете касается практики, ставшей нормой в то время — судебные издевательства. Такой случай описан в Числах 5:11-31.
Процедура касается женщины, подозреваемой в прелюбодеянии ее ревнивым мужем. Преступление не может быть доказано, поскольку подозреваемая не была поймана с поличным. Суд производится священником, который обнажает голову женщины и заставляет ее пить ядовитое зелье, смешанное с пылью земной. Результатом суда считался вердикт, вынесенный Богом. Эта отвратительная практика иллюстрирует снова неравное отношение к женам в контексте мужского господства.

1.    Невиновная жена отдана на милость гневному и несправедливо ревностному мужу. 
Она не могла отказаться от этих осуждающих и унижающих инквизиций.
2.    В случае, если жена была объявлена невиновной, не существовало никаких механизмов, компенсирующих нанесенный ей моральный ущерб.
3.    Не было предусмотрено никакого наказания несправедливо ревнивому мужу за его обвинения.
4.    Только мужья могли обращаться в такой суд.
Жена, подозревающая своего мужа в измене, была беспомощна. Она не получала помощи даже в очевидных случаях измены мужа, не говоря уже и подозрениях на прелюбодеяние.
5.    Последнее утверждение суммирует суть происходящего: «И будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой» (ст. 31). Это было привилегией господина.

                                                                          Законы о разводе

Как и следует ожидать, когда союз «одной плоти» раскалывается на взаимоотношения «начальник-подчиненный», подчиненный с легкостью может быть изгнан или заменен. Ветхий Завет иллюстрирует этот факт несколькими случаями, когда мужья отказывались от своих жен (Бытие 21:8-14; Судей 14:20; 15:2; 1 Царств 25:44), и несколькими ссылками на то, насколько минимально требовательной для мужчины была процедура узаконить развод (Исайя 50:1; Иеремия 3:1,8).
Это ссылки на закон Ветхого Завета, который предписывает шаги, которые надо сделать мужу, разводящемуся с женой (Второзаконие 24:1-4). Из-за присущего неравенства патриархальной системы, постановления о разводе давали широкие привилегии мужьям. Только он имел власть подать на развод.
Мужья могли развестись со своими женами, когда пожелают, но жены не имели на это право. Не существовало такой процедуры, не было закона, который бы допускал замужней женщине подавать на развод. А причина для подачи на развод со стороны мужей была довольно туманно определена: «Если найдет в ней что-то противное» (ст. 1), или если она не понравится второму мужу (ст. 3), в таком случае любой предлог может использоваться для того, чтоб отказаться от своей жены. Разведенной женщине не к кому было обратиться за помощью или за финансовой поддержкой от своего бывшего мужа. Ее просто выгоняли с разводной бумагой в руке.
Иисус давал объективную оценку такой практике и ее причинам, когда сказал, что Моисей позволил развод людям из-за их «жестокосердия», и что развод не был частью Божьего идеального замысла для «одной плоти» (Матфея 19:3-8).
Закон Моисеев, говоря о разводе, изначально обеспечивал защиту женам от деспотизма их мужей. Намерением его было снизить уровень разводов, требуя причину для него, насколько бы минимальной она ни была, и требуя выдачи легального документа для жены, чтоб она могла иметь доказательство о своем сроке «замужества». Когда Моисей написал этот закон, он старался сдержать грабеж, производимый разводом. Каким бы допустимым он не выглядел, намерением закона было сдержать порочную практику и уменьшить наносимый ущерб.
Необходимость в таком постановлении закона Моисея доказывает тот факт, что люди эксплуатировали свой иерархически статус. Он давал им власть отказаться от жены, когда они захотят, не думая о ее желаниях и без возмещения ущерба за несправедливость.
Подводя итог простым языком: Итак, Бог смог основать общину, которая могла бы отвечать на Его волю настолько, насколько это было возможно при Ветхом Завете. 
Тем не менее, разрушения, вызванные грехопадением, были настолько тяжелыми, что они не могли не сказаться на жизни заветных людей даже в самых священных ее выражениях. И постановления о браке хорошо доказывают это. Не смотря на преимущество божественного откровения и морального водительства, доступных ветхозаветным людям, они не смогли восстановить взаимность, которая превалировала до грехопадения. Мужчина продолжал господствовать над женщиной в извращенной иерархической структуре, унижающей обоих.
 
                                                                           Светлая сторона

К счастью, мрачные условия, описанные в предыдущем разделе, отражают только один аспект Ветхого Завета. Постепенно разворачивающийся Божий искупительный план должен был принять во внимание разложение, ставшее результатом грехопадения. Следовательно, и по необходимости, период Ветхого Завета был временем частичного приспособления к условиям греха, как своего рода способа на пути к достижению полноты в Новом Завете.
Однако, поскольку Ветхий Завет был временем подготовки к новой эре искупления, он также включал в себя несколько элементов, которые стали мостом над пропастью, соединяя парадигмы сотворения и их ожидаемое восстановление в Новом Завете. Эти позитивные элементы Ветхого Завета были единственным стабильным влиянием благости Божьего идеала творения, указывающего на новое творение во Христе.
Как и ожидалось, отношения между полами также были включены в признаки искупленного будущего. Ветхий Завет дал много указаний на то, что время мужского господства придет к концу, и что мужчины и женщины смогут снова наслаждаться равенством, для которого они были сотворены. Мы приведем два вида доказательств в Ветхом Завете, которые указывают на это. Первое касается женщин, занимающих лидерские позиции в религиозной, гражданской и домашней жизни в период Ветхою Завета. Второй — это восстановление благости моногамного, эгалитарного брака.

                                                           Власть женщин в религиозной жизни

Пророческое служение было наивысшей религиозной функцией в Ветхом Завете. Священник входил в присутствие Бога от имени людей, но пророк выходил из Божьего присутствия к людям. Люди говорили Богу через священника, но Бог говорил людям через пророка. Таким образом, пророк более чем священник носил мантию божественной власти. Интересно, что хотя Ветхий Завет и не оставлял возможности для женщин быть священниками, несколько женщин были пророками в то время.
Священство изначально назначалось через законодательство, переданное Моисеем, который и сам был пророком (Второзаконие 18:15-19; 34:10). Позже это стало обязанностью пророков — служить в функции, корректирующей священство, и предстоять на суде против них и против того, что происходило в храме, во времена духовного и культового упадка (Исайя 1:10-17; Иеремия 7; Амос 5:21-27). Пророки имели власть назначать царей, отменять их неверные решения и провозглашать их конец. Большинство текстов в библейском повествовании о служении пророков можно свести к одной авторитетной фразе: «Так говорит Господь...». 
Хотя статистически большинство ветхозаветных пророков были мужчинами, Библия упоминает несколько женщин-пророков и описывает их, как пользующихся такой же властью в религиозной сфере, что и их коллеги мужчины (Мариам, Девора, Олдама и др.). История Олдамы достаточно ярко подтверждает этот факт.
Желая определить судьбу своей нации, реформатор царь Иосия повелел первосвященникам и нескольким из его подданных узнать волю Господа от его имени.
Они могли бы пойти в Иеремии или Сафонии, которые жили в то время. Но вместо этого, они пошли в пророчице Олдаме, жене служащего при храме. 
Она поведала им о религиозном отступничестве в нации и предсказала наказание за это, что и подтолкнуло царя произвести глубинные перемены в религиозной жизни нации (4 Царств 22:11 — 23:25). Таким образом, Бог использовал духовное лидерство женщины, чтобы передать Свою волю царю, первосвященнику и нации таким образом она оказала влияние на историю всего народа (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [4] (стр. 153 в электронной версии книги)).

                                                     Власть женщин в гражданском обществе

Ветхий Завет пересказывает истории нескольких женщин, которые изменили курс истории (Раав, Эсфирь, Руфь, Гофолия и т.д.). Мы остановимся на истории Деворы, о ней говорится в главе 4 и 5 книги Судей.
История начинается во время одной из фаз в цикле отпадения — угнетения — раскаянья — освобождения Израиля, когда люди вопияли к Господу о помощи (Судей 4:3). Им действительно было о чем вопиять, поскольку их враги угнетали северную часть страны в течение двадцати лет, оккупировав ее с кавалерий в девятьсот железных колесниц.
Перед людьми стояли три проблемы: религиозная дезинтеграция, военное поражение и недостаток компетентного политического лидерства, чтобы разрешить национальные проблемы. Божьим ответом этому отчаянному мучительному положению, в котором оказалось доминированное мужчинами патриархальное общество, была женщина Девора (имя означает «медовая пчела» в еврейском). Как пророк, она осуществляла духовное лидерство; как судья, она упражняла юридическую и политическую власть; и наконец, она руководила боевой стратегией в решающей военной победе.
Возможно, из-за того, что она была глашатаем Бога как пророк, Девора также служила и как политический руководитель и как верховный судья (4:4-5).
По мере утверждения се лидерства, ее тревожило беспрепятственное господство врагов над ее людьми, и она видела необходимость взять ситуацию под контроль.
Главнокомандующим израильской армии был сильный мужчина по имени Варак (что означает «молния» на евр.). Но он слишком боялся врагов, чтобы начать боевые действия.
Когда Девора позвала Варака к себе, он с готовностью исполнил ее просьбу. После того, как генерал «Молния» — Варак оделся в парадную униформу и явился в присутствие Судьи «Медовой пчелки», между ними произошел один из наиболее удивительных диалогов в Библии. Девора сказала генералу, что он должен начать сражение в конкретном месте. Она пообещала ему, что Бог даст ему победу. Генерал отказался сделать это, если Девора не пойдете ним, с чем она согласилась с готовностью.
В день сражения Девора еще раз говорила с Бараком и подсказала ему, когда надо начинать битву (4:14). Не только бой закончился полной победой для Деворы и Варака, но убегающий с места сражения командующий вражеской армией был убит Иаилью, другой женщиной. 
Эта история была увековечена в древней, но прекрасной поэме (Судей 5), где воздается хвала за победу двум женщинам, Деворе и Иаили (ст. 6-7, 12-15, 24-27). Благодаря этим двум женщинам земля пребывала в мире в течение сорока лет.

                                                            Женская власть в семейной жизни

Если женщина могла иметь духовную и гражданскую власть в нации, то логически и то, что ее муж также мог быть под ее властью, поскольку и он был частью нации, находящейся под ее юрисдикцией (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [5] (стр. 154 в электронной версии книги)). Имеются конкретные случаи в Ветхом Завете, когда жена принимала на себя лидерскую роль в доме, и мужья следовали ее указаниям и советам. Так, Авраам, человек, которого Писание приводит как образец веры для всех верующих, слушался Сарру несколько раз (Бытие 16:2,5-6; 21:10-12), хотя Сарра в Новом Завете приводится как пример женского послушания (1 Петра 3:6).
Сейчас мы взглянем на историю жены, которая властно пренебрегла решением своего мужа и приняла самостоятельные действия, при Божьем благословении. Этот случай женской власти в семье излагается в 1 Царств 25. История повествует о грубом фермере, который был женат на красивой, умной и понимающей женщине. Его звали Навал (что значит «глупый»; возможно из-за репутации несдержанного человека. Имя его жены было Авигея, что значит «источник радости». В истории так же фигурирует Давид, который со своими людьми обитал в этой местности и искал себе пропитания. Взамен на пищу Давид охранял стада Навала. Давид уважительно обратился к Навалу за провизией для себя и своих людей, но Навал грубо и оскорбительно отказался оказать гостеприимство.
Когда Авигея узнала, что Давид и его люди собрались отомстить Навалу за оскорбление, она не медля разработала план, чтобы предотвратить несчастье.
Втайне от своего мужа она послала несколько повозок с продуктами Давиду, включая мясо ягнят, вино и сладости. Затем она предусмотрительно сама поехала навстречу Давиду. Давид и Авигея оказали неизгладимое впечатление друг на друга: она принесла искренние извинения за глупость своего мужа. Давид воскликнул: «Благословенна ты Господом, Богом Израилевым, пославшим тебя в этот день навстречу мне!» (ст. 32) и поблагодарил ее за благоразумную предупредительность.
Вернувшись домой, Авигея подождала когда проснется ее муж после застолья, и затем рассказала ему обо всех неприятностях, который чуть не произошли с ним. Вскоре после этого «Господь поразил Навала, и он умер» (ст. 38). Когда Давид узнал, что Навал умер, он прославил Господа и женился на его прекрасной вдове. Очевидно, что рассказчик этой истории не увидел ничего противоречащего в том, что жена не послушалась указаний своего мужа, распорядилась съестными запасами без его на то разрешения, тайно поехала в поле, чтобы просить молодого и красивого воина, хваля его, в то время как ее муж считал его беглым рабом, и сделала все, чтобы завоевать его расположение, хотя ее муж вообще не считался с ним. Давид, как помазанный царь (1 Царств 16:1-13), похвалил Авигею за то, что она действовала вопреки воли мужа, и сказал ей:
«Я услышал твой голос» (25:35). Давид признал самостоятельный поступок Авигеи за волю Бога
(ст. 32-34).
И когда Бог сам вмешался, Он не наказал Авигею за ее непослушание своему мужу, но освободил ее навсегда от тирании Навала (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [6] (стр. 154 в электронной версии книги)).
Такие истории показывают, что женщины не всегда были «под властью» (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [7] (стр. 154 в электронной версии книги)) в ветхозаветные времена. Волей Божьей было и то, что и мужчины также подчинялись решениям женщин. Напряжение, существующее между таким позитивным взглядом на роль женщин и на принцип мужского господства, берущего свое начало от грехопадения, еще более возрастает в Новом Завете, где утверждающе звучит благость моногамного брака как отношения взаимности в равенстве. Мы рассмотрим два из таких утверждения.

                                                                          Песня Соломона

Кроме таких аспектов, как композиция, источники, цель и толкование «самой прекрасной песни» (каковой является «Песня Песней»), эта поэма — «Песня Соломона» — знаменательна двумя чертами. Первая очевидна, поскольку Песня представляет благодатное, эмоциональное, высоко лирическое торжество супружеской любви. Точное значение многих ее символических выражений теряется сегодня, поскольку они соотносились с мистическими и мифологическими образами того времени, эротическими параллелями, взятыми из природных реалий, из географических мест и архитектурных ориентиров. Но мы достаточно понимаем Песнь, чтобы распознать в ней сильный акцент на радости от человеческой близости в контексте обоюдной свободы и взаимности.
Условия похожи на безупречную благость творения в ее эдемской невинности, когда мир был не запятнан злом, но сиял, переливался утренней росой. Мужчина и женщина наслаждаются полнотой, духовной свободой, гуляя в садах и виноградниках и зеленых долинах, где они искали только восполнения желаний друг друга. На протяжении поэмы описаны любовные игры, и нет намека на манипуляцию, господство или неравенство в статусе, или взаимности. Терминология ласк и нежности отражает почтение и взаимность. Восхищение человеческим телом взаимно, и доступ к физическому естеству друг друга беспрепятственен. 
Лейтмотив Песни хорошо суммирует ее содержание «Возлюбленный — мой, и я — его». 
Вторая характеристика Песни менее очевидна, поскольку она читается между строк. Как бы ни была захватывающей история любви между Авигеей и Давидом, в ней присутствует трагический недостаток. Оба участника сильные, мужественные и самостоятельные личности. Эти качества и были основной причиной взаимного притяжения. Давид признал смелость и правоту инициативы Авигеи и «прислушался к ее голосу». Но когда роман нашел свое выражение в браке, эта взаимность была потеряна, и их взаимоотношения были запятнаны греховным принципом мужского господства.
Написано, что приняв предложение Давида, Авигея поклонилась лицом до земли и сказала «вот раба твоя готова быть служанкой, чтоб омывать ноги слуг господина моего». И далее в тексте печально добавляется: «И Ахиноаму из Изрееля взял Давид, и обе были его женами» (1 Царств 25:41-43). Вот прекрасная любовная история, закончившаяся иерархией и ее разрушительным влиянием.
Вот эта трагическая составная отсутствует в Песни Песней. 
Гарем Соломона далеко вне поэмы. Восхитительные, мягкие, заигрывающие интонации мужского образа никак не подходят царскому статусу и мужской привилегированности. Нет ни принуждения, ни подавления воли женщины. Многочисленные имена и сравнения — нежные и ласковые. Нет манипулирующих ссылок на титулы, власть, иерархию или положение. 
Подчиненное состояние здесь не приписывается женщине. Божий шалом пронизывает всю историю (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [8] (стр. 154 в электронной версии книги)).
Песня Песней была включена в канон Писания потому, что она празднует взаимную любовь в ее изначальном состоянии. Она чудом вместила в себя вспышку того божественного изначального замысла для мужчины и женщины, которые вместе пребывают выше и дальше рокового разделения на господина и подчиненного. И как таковой, его можно считать поэтически-драматическим комментарием к изначальному плану Бога, определяющему взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как они описаны в Бытие 2:23-24. Тот факт, что поэма написана самым известным многоженцем в истории, только подтверждает чудесную природу этого произведения.

                                                                                Сильная жена

Песня Песней описывает интенсивность близких отношений пары, объединенных уравнивающей их любовью. Тем не менее, в этом произведении не говорится о развитии таких же отношений в ежедневной бытовой жизни. К счастью. Ветхий Завет содержит еще одну поэму, автором которой является женщина, которая описывает в нескольких деталях роли, выполняемые женщиной в атмосфере супружеского доверия и гармонии (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [9] (стр. 154 в электронной версии книги)). Этот текст будет исследован стих за стихом с целью выявить его значимость для нашей темы.
Следующие комментарии должны изучаться с Библией в руках, открытой на Притчах 31:10-31.
Стих 10. Буквальное значение «благочестивая жена» в еврейском тексте значит «женщина (способная) силы». Ценность такой жены сравнима с желанием мудрости, которую нельзя купить ни за какие сокровища мира (Иов 28:19).
Стихи 11-12. Ее муж уверен в ней. Он уважает ее мнение и самостоятельные решения, поскольку она компетентна и благодетельна для дома.
Стихи 13-14. Она успешная деловая женщина, чей спектр деятельности простирается дальше ее дома. Она поддерживает в своем доме достаток материалов и провизии.
Стих 15. Она усидчива и компетентна в управлении ресурсами, персоналом и ответственностями по дому. Она обеспечивает дом провизией.
Стих 16. Она достаточно богата, и поэтому совершает сделки с недвижимостью и инвестирует в прибыльные предприятия. «Плод ее рук» свидетельствует о ее доходах от предпринимательства, которые она может инвестировать.
Стих 17. Она уверена в своей силе. Она готова к действию и держит себя в физической форме («препоясывает чресла» и «укрепляет мышцы свои»). Еврейское слово сила (оз) в этом отрывке чаще всего используется к смысле Божьей силы, особенно в Псалмах (20:1, 13; 27:7-8; 28:1), и в смысле силы, которую Бог дает людям (28:11; 67:35; 83:5). Выражение «препоясывать чресла» используется по отношению к мужчинам, готовым совершить серьезные задачи (3 Царств 18:46; 4 Царств 4:29; 9:1; Иеремия 1:17).
Стих 18. Она — успешная деловая женщина, работающая допоздна. Она управляет собственной карьерой.
Стих 19. Она компетентно ведет домашнее хозяйство.
Стих 20. Она продуктивно проводит работу в бедными и таким образом исполняет основной принцип ветхозаветной духовности.
Стих 21. Она обеспечивает свой дом и охраняет его от врага.
Стих 22. Она следит за собой, одевается с достоинством и изыском.
Стих 23. Интересно, что это единственная ссылка на деятельность ее мужа! 
И смысл ее в том, что он уважаем в обществе, из-за компетентности и успеха его
жены (ст. 11-12).
Стих 24. Она — работающая жена, она сочетает карьеру и ведение домашнего хозяйства. Она сама продавец, напрямую работающая с купцами, от которых приобретает товары (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [10] (стр. 154 в электронной версии книги)).  Ее дом — штаб-квартира всей деловой деятельности. В то время не было магазинов, офисов, заводов, больниц в нашем понимании сегодня.
Стих 25. Она радуется уверенности и безопасности, которую она черпает от своего труда и своих самостоятельных достижений. Заметьте снова использование мужских качеств при описании ее, как и в стихе 17.
Стих 26. Она одарена мудростью (смотрите «ценность мудрости» в ст. 10) так, что может отдавать «верные указания». Деловая женщина-домохозяйка также может быть способным учителем.
Стих 27. Она бдительный блюститель своего дома.
Полный список всех ее достижений указывает на то, что она ответственна за принятие управленческих решений, влияющих на жизнь всей семьи.
Стих 28. У нее хорошие отношения с другими членами семьи, со своими детьми и мужем.
Стих 29. Ее муж подтверждает наивысшие качества своей жены, и он признает, что есть много добродетельных женщин. Но она превосходит их всех, многие другие женщины могут претендовать на тот же статус и достижения.
Стих 30. Секрет ее успеха не во внешней красоте, которая поверхностна, но в факте того, что она хороший человек.
Стих 31. Дайте ей то, что по праву принадлежит ей! Она должна пользоваться благами своих трудов (см. ст. 16) и получить признание за свои достижения. Она имеет право получать то же уважение от общества, что и ее муж. Ее тоже должны хвалить «у ворот», как его все знают «у ворот» (ст. 23) 
(в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [11] (стр. 155 в электронной версии книги)).
Этот текст распространяет на уровне повседневности взаимоотношения, описанные в Песни Песней.
В нем звучит стремление восстановить изначальную модель взаимоотношений между мужем и женой, которые имели место при сотворении до грехопадения.
Также стих за стихом здесь разрушается доминированная мужчинами иерархическая структура, которая взяла свое начало от грехопадения, показывая Божий идеал для женщин — разделять полностью ответственность управления общественной жизнью и в семье и вне ее. Подводя итог простым языком: Смесь негативных и позитивных элементов делают ветхозаветный период временем компромисса между идеалом сотворения и последствиями грехопадения. Признаки обоих присутствуют в нелегком устройстве того дня, отмечая переход от трагических последствий падения к новой эре искупления, когда Божьи цели восстановлены так, что все стало новым.



 

 

Категория: Книги | Просмотров: 1011 | Добавил: BorisP | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: семья, женщины, служение, женщина, церковь, Мужчины, служения, мужчина
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2695]
Разное [695]
Библия [331]
Израиль [301]
Новости [588]
История [750]
Картинки [386]
MorningStar [1280]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [998]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [777]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 40
500

Онлайн всего: 35
Гостей: 34
Пользователей: 1
John


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024