Мой друг-еврей, который несколько лет назад обратился в христианство и стал католиком, написал Рафаэлю Саймону, Траппистскому монаху, всемирно известному психиатру и тоже христианину-еврею, прося его о встрече.
Тот ответил: “У меня напряженный график. Приезжайте через шесть месяцев”.
В течение многих долгих часов молитвы этот новообращенный обдумывал, что спросить во время предстоящей беседы. “Я не могу впустую потратить его время, говоря об абстрактных и общих темах”. Когда настал назначенный день, он вошел в кабинет отца Саймона, сел и прямо спросил: “У меня есть только один вопрос: как я могу стать святым?”
Глаза монаха сузились; он склонился над столом, взял руку моего друга и прошептал ему с напряжением в голосе: “Желай этого!”
Беседа была закончена.
Зная о ловушках и западнях пелагианства (пелагианство – богословская теория, согласно которой первородный грех не влияет на человеческую природу, а человек по-прежнему способен выбирать добро или зло без помощи Бога. – прим. переводчика), полупелагианства (полупелагианство – учение в римо-католической церкви, выражающееся в промежуточной позиции в полемике относительно взаимодействия свободы воли человека и божественной благодати. – прим. переводчика), мифа о том, что каждый человек сам пробивает себе дорогу, легенды Горацио Элджера о человеке, добившемся успеха самостоятельно (Горацио Элджер — американский писатель, поэт, журналист и священник, писавший книги о людях, которые самостоятельно, преодолев многочисленные трудности и неудачи, добиваются в итоге богатства, успеха, счастливой жизни и даже славы благодаря тому, что остаются честными, неунывающими и трудолюбивыми. – прим. переводчика) и самодельной духовности, я понял, что ответ Саймона показывает дисбаланс в моей собственной внутренней жизни. Осознавая, что Бог проявляет инициативу и что мы спасены Его благодатью, я обращаюсь к искренности, серьезности и решимости своего намерения соответствовать Его спасительной благодати. Без Него я ничего не могу делать (см. Иоанн 15:5). Но без моего сотрудничества Он ничего не может сделать. Христос не будет освящать меня против моей воли. Я полагаю, что в конечном итоге Он даст мне именно то, что я выбираю, и мои предпочтения и стремления в моем выборе будут со мной, и это будет безвозвратным. Послушание Слову, привычка постоянно пребывать в молитве и ежедневная практика христианской добродетели требует активного сотрудничества с моей стороны. Это означает делать то, что говорит Саймон: “Желай этого!” Известная балерина Марта Грэм сказала то же самое, но с другой точки зрения:
Я – танцовщица. Я считаю, что мы учимся на практике. Это значит, чтобы научиться танцевать, надо практиковать танцы, или чтобы научиться жить надо практиковать жизнь, принципы одни те же. В каждом это представлено четким набором действий, физических или умственных, из которых складывается форма достижения, чувства человека, удовлетворение духа. Человек становится, в некоторой степени, Божьим атлетом. Практика означает выполнять движения снова и снова, несмотря ни на какие препятствия, это поступок видения, веры и желания. Посредством практики мы приглашаем в свою жизнь желаемое совершенство.
Томас Мертон поднял ту же самую тему, когда написал: “Вы учитесь молиться, молясь”.
Когда я неспешно прогуливался по старой проселочной дороге на снежных холмах Пенсильвании, меня осенило, что Иисус поднял этот вопрос о благодати и свободе человеческой воли в поразительной притче о сеятеле и семени:
Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. (Марк 4:26-33).
С безмятежной уверенностью и полным авторитетом Иисус объясняет: “Царство – это не то, что вы ожидали, не ослепительное и впечатляющее вторжение славы. Видите ли, оно начинается с очень маленького, крошечного горчичного семени. И нужно время, чтобы оно выросло, поэтому запаситесь терпением”.
Иисус сказал: “Царство похоже на фермера, который сажает семя и уходит, а позднее оно прорастает”. Спросите любого фермера из Пенсильвании или Вермонта, когда он сажает пшеницу, и он ответит: “В конце сентября или начале октября”. Спросите его, что он делает после этого, и услышите его удивленный ответ на ваш наивный вопрос: “Ничего! Она растет сама по себе”.
Иисус сказал, что то же самое происходит в Божьем Царстве. Оно растет само по себе. То, что насадил Отец, принесет урожай, и ничто этому не помешает. Ни ереси, ни заблуждения, ни ошибки церкви, ни отступничество, ни моральные падения, ни расхождения в церковном бюджете, ни преследования, ни ядерный Холокост, и даже то, что я не смогу найти способ дописать эту книгу, не сможет помешать пришествию Царства. Это бесспорно. Человеческие усилия – это ничто по сравнению с непоколебимым Божьим планом.
Что тогда можно сказать о нас, утомленных апостолах, трудящихся в винограднике и призванных расширять границы Божьего Царства? Нужно ли нам вернуться в кровать? Было бы полезно снова взглянуть на молитву Игнатия Лойолы. Наши братья-иезуиты признали, что переписывали, давали иное толкование и наводили на ней глянец в течение последних четырех веков. Теперь эта молитва звучит следующим образом: “Трудись так, как если бы все зависело от тебя, и молись так, как если бы все зависело от Бога”. Ведь это правильно, не так ли? Нет! В оригинале было сказано: “Трудись так, как если бы все зависело от Бога, и молись так, как если бы все зависело от тебя”.
Написал ли Игнатий эту молитву после того, как уловил ошеломляющее значение притчи о сеятеле и семени? Каким бы ни был ответ, я задаюсь вопросом, что произошло бы в моей жизни, если бы я трудился так, как если бы все зависело от Бога, а молился так, как если бы все зависело от меня. Я думаю, что я был уверенным и беззаботным в служении, как никогда раньше, зная, что Он является самым главным, и я молился бы с абсолютной безотлагательностью и серьезностью из-за того, что приближение Божьего Царства зависит от меня. О, Боже, я бы желал этого всем своим сердцем и в конце концов доказал правоту слов Рафаэля Саймона – я бы стал святым.
Главное, чтобы было желание, и тогда ваш вклад будет оценен Богом, Который желает, чтобы вы давали из того, что у вас есть, а не из того, чего у вас нет. (2 Коринфянам 8:12, перевод Слово Жизни)
Господь, я так хочу сделать для Тебя
что-то ВЕЛИКОЕ.
Мне бы так хотелось
сделать широкий жест,
сделать что-то
действительно впечатляющее.
Что-то ВЕЛИКОЕ.
Но Ты не просишь меня
делать такие вещи.
Ты просишь, чтобы я делал
небольшие пустячные вещи,
которые составляет мою повседневную жизнь.
Ты не просишь меня
делать что-то
великое и потрясающее;
а просто выполнять свою работу.
Ты не просишь меня
делать что-то действительно впечатляющее;
а просто любить своего ближнего.
Ты не просишь меня
делать что-то
абсолютно колоссальное;
а просто выполнять обычные,
повседневные обязанности
работающей женщины.
Господь, когда я чувствую,
что то, что я делаю
незначительно
и неважно,
помоги мне помнить, что
все, что я делаю -
значительно
и важно
в Твоих очах,
потому что Ты любишь меня
и Ты поместил меня сюда,
и никто другой не может
делать то, что делаю я
именно так, как
я это делаю.
И, Господь,
я думаю, что должна поблагодарить Тебя
за то, что Ты не просишь у меня
ничего сверхъестественного.
Когда я задумываюсь над этим,
то не уверена,
что я справилась бы с этим.
Спасибо, Господь,
что Ты знаешь мои возможности.
Перевод: Ирина Ефимова