Бреннан Мэннинг
Глава 2. Надежда или принятие желаемого за действительное
Качество моей веры тесно связано с глубиной моей надежды. Слово Иисуса несет в себе скрытое послание о том, что мир стремится сделать нам добро. Когда вы останавливаетесь и думаете об этом, вы понимаете, что это экстраординарная идея. У большинства из нас сложилось впечатление, что мир нанес нам много вреда и сделал относительно мало добра. И все же если Авва Иисуса любит нас, если Он ухаживает за нами как великий Возлюбленный, Который (в Своем Сыне) умирает от желания быть с нами, тогда мы обязаны заметить, что Его мир, творение Его рук, стремится сделать нам добро. И это означает брать на себя риск и позволять другим делать нам добро. Это означает пойти на свадьбу и праздновать с твердым убеждением, что нас не будут обманывать, надувать или неприятно удивлять.
Однажды вечером в конце 1970-х, я отдыхал на берегу Джерси со своим братом (который уже к настоящему моменту перешел в вечность к Отцу, но с ним было очень приятно проводить время). Поздним субботним вечером я пошел прогуляться вокруг искусственного озера в Белмаре, Нью-Джерси. На противоположной стороне озера находился банкетный зал под названием Барклай, в котором устраивали вечеринки, приемы и свадьбы. Более ста человек толпились возле входной двери. Они только что приехали с венчания в церкви Святой Розы и ожидали свадебный пир. Он уже начался. Они слышали музыку, смех и танцы, доносящиеся из зала. Видели бы вы их лица! Они были ликующими, взволнованными, сгорающими от нетерпения, уверенными в том, что для них там были зарезервированы места; они не могли дождаться, чтобы попасть внутрь. Они были похожи на тех, кто идет на свадьбу.
Более ста лет назад философ-атеист Фридрих Ницше упрекнул группу христиан: “Вы вызываете у меня отвращение!” Когда их представитель спросил, почему, тот ответил: “Потому что вы, искупленные, не похожи на искупленных. Вы такие же боязливые, страдаете от сознания вины, беспокоитесь, недоумеваете и теряетесь в незнакомой обстановке, как и я. Но мне это позволительно. Ведь у меня нет веры. Мне не на что надеяться. Но вы утверждаете, что у вас есть Спаситель. Почему же вы не выглядите как спасенные?”
В 22 главе Евангелия от Матфея Иисус описал Царство Божье как свадебный пир. Вы действительно верите, что идете на свадебный пир, который уже начался? Вы действительно верите, что Бог любит вас безусловно и такими, какие вы есть? Принимаете ли вы для себя идею, что природа этого мира должна быть празднованием? Если это так, то, выражаясь словами отца Джона Пауэлла, “Пожалуйста, уведомите об этом свое лицо”.
Я говорю прямо. Я не хожу вокруг да около и не принимаю желаемое за действительное. Я - сын Божий и я направляюсь в Царство!
Почему мы не входим сейчас? Потом что мы знаем, что внутри не такой уж идеальный банкет по одной простой причине, что мы живем между Крестом и Воскресением. Христианство не отрицает реальность страдания и зла. В 1976 году тридцать четыре человека умерли от таинственной болезни Легионеров в Филадельфии. На следующей неделе 144 человека были смыты во время внезапного наводнения в Колорадо; девять дней спустя 180000 человек погибли во время землетрясения недалеко от Пекина, в Китае. Перед лицом таких трагедий человек надежды подтверждает, что миром управляет Божье провидение, что Иисус – Господь истории, и что смерть не является концом, но скорее последним прорывом в ожидающие, распахнутые объятия Отца.
После того, как Иисус сошел с горы Преображения, Он сказал Своим ученикам, что восходит в Иерусалим, и что Его там казнят, но Он восторжествует над смертью. Иисус не имел никакой уверенности, что Он сможет избежать страданий. Он был уверен в Божьем оправдании. Наша надежда, наше принятие приглашения на банкет не основано на идее, что мы будем свободны от боли и страдания. Скорее оно основано на твердом убеждении, что мы одержим победу над страданием.
Верите ли вы, что вы тоже будете жить? Потому что в этом и есть суть христианской надежды. Это не оптимизм Поллианы и не принятие желаемого за действительное. Она не уступает унынию, поражению и расстройству. Наоборот, христианская надежда стоит твердо и невозмутимо, уверенная даже перед лицом Холокоста, даже перед лицом неизлечимого рака. Какой бы мрачной ни была Страстная Пятница, мы уверены, что впереди нас ожидает Пасхальное Воскресенье. Что, если мы действительно умрем? Иисус тоже умер, и если Иисус умер, мы верим, что теперь Он живет, и мы тоже будем жить.
Второй призыв Иисуса в нашей жизни – это призыв к более решительному шагу в сторону надежды, пожизненной приверженности Благой вести о свадебном пире. Давайте не заблудимся в абстрактном богословии, туманном философствовании и набожном жаргоне. Перед нами остается фундаментальный вопрос: истинно ли Слово Иисуса? Если уже наступила эсхатологическая эра, если Бог действительно воплотился в Иисусе уникальным образом, если мы имеем привилегию находиться в близком общении с живым Богом и быть с Ним в нежных дружеских отношениях, тогда наши лица должны сиять и озаряться смехом посреди игры, которая нам очень нравится.
Действительно ли вы являетесь человеком надежды? Надежды не только на прекрасное будущее, которое еще не пришло, но надежды на свадебный пир, который идет прямо сейчас.
Господь, спасибо Тебе
за то, что Ты сделал меня свободным.
Свободным, чтобы пускать мыльные пузыри,
запускать бумажных змеев,
слушать морские ракушки,
тискать котят,
строить замки из песка,
загадывать желание на падающие звезды.
Спасибо Тебе за то,
что Ты сделал меня свободным.
Свободным, чтобы искать клевер с четырьмя листьями,
исследовать дубы с их манящими ветвями,
смеясь, бегать под дождем,
ходить босиком,
прыгать по лужам,
махать проходящим мимо поездам.
Спасибо Тебе за то,
что сделал меня свободным.
Свободным, чтобы пачкать свой нос пыльцой от цветов,
поймать светлячка и увидеть, как он светится,
найти первую ягоду земляники,
считать звезды,
разговаривать с божьими коровками,
бегать за бабочками.
Спасибо, что Ты сделал меня свободным.
Свободным, чтобы видеть Тебя
в солнечных бликах, танцующих на воде,
высоких деревьях, улыбающихся небу,
ивах, склоняющихся над рекой,
азалиях, пылающих на земле,
паутине, переливающейся всеми цветами радуги,
плывущих по воде листьях.
Спасибо за то,
что сделал меня свободным.
Свободным, чтобы играть,
удивляться
и любить
все, что Ты дал мне.
А также свободным,
чтобы отдавать это все
Тебе.
Перевод: Ирина Ефимова
|