Это второе появление имени «Сын Человеческий» в Евангелии от Марка – одно из двух появлений, которые имели место до событий в Кесарии Филипповой. Эти слова были ответом Иисуса критикующим Его учеников за то, что они срывали колосья, пока шли через поля в субботу и затем (согласно Луке 6:1) ели зёрна, растирая руками и отделяя зерно от шелухи. Довольно безобидное действие, как это может показаться сегодня (пока владелец зерна не пожалуется, что его обокрали), но срывание колосьев было воспринято толкователями закона как форма жатвы, а отделение зерна от шелухи как форма молотьбы, а жатва и молотьба – два типа работы, запрещённые в субботу/шаббат. По-видимому, в дополнении к критике учеников, это был намёк на критику Иисуса, разрешившего им нарушать закон таким образом.
Иисус впервые привлекает этот случай: в тяжелой ситуации Давиду было разрешено священником Номвом (возможно на горе Скопус, недалеко от Иерусалима) взять несколько священных хлебов для себя и своих людей для еды, хотя по закону их могли есть только священники (1 Царств 21:1-6). Смысл аргументации Иисуса здесь кажется в том, что человек имеет приоритет над церемониальным законом; стоит напомнить, что в традиционной интерпретации (хотя этого нет в тексте ВЗ) этот случай из жизни Давида произошел в субботу (в день, когда согласно Левитам 24:5-9 старый хлеб убирался, чтобы быть съеденным «Аароном и сынам его … на святом месте» и заменялся новым хлебом, «это великая святыня для них из жертв Господних»).
Но Иисус использовал этот случай. Суббота была введена Богом; какова была Божья цель для её введения? Если это будет понятно, тогда закон субботы лучше всего соблюдается в лучшем его исполнении. В Бытие 2:2-3, о Боге сказано, что Он «почил» в седьмой день, когда закончил творение в течение предыдущих шести дней, так что «благословил Бог седьмой день, и освятил его». Еврейский глагол переведённый «почил» есть sûaµb_at_, который дан здесь как объяснение слова «шаббат» (еврейское sûaµb_at_). Ни Иисус, ни Его критики не думали, что Богу нужен отдых на седьмой день, потому что Он устал после тяжелой недельной работы. Он «почил» или «воздержался» от Своей работы. Почему тогда Он «благословил» субботний день и «освятил» его? Не ради Себя, но ради Своего творения, которое, как Он знал, определённо будет нуждаться в покое после тяжелой недельной работы. Это следует из самого повествования Бытия. Четвёртая заповедь, в той форме как она дана в Исходе 20:8-11, заявляет Израильтянам освящать седьмой день воздерживаясь от работы, потому что Бог освятил его, упокоившись от Своей работы после шести дней творения. Но в форме, в которой эта заповедь дана во Второзаконии 5:12-15, совершенно ясно, что шаббат/суббота была дана ради тех, кто нуждается в отдыхе после тяжелой работы: «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты».
Субботний день был введён, значит, чтобы ответить на человеческую нужду и этот день лучше всего освящён, когда человеческая нужда снискивает ответ. Комментаторы регулярно цитируют, как параллель, слова раввина Симеона бен Менасия в раввиниском комментарии на Исход 31:14: «Шаббат дан тебе, а не ты дан шаббату».
Но реальная проблема слов Иисуса в слове «посему», которое предваряет следующие слова: «Сын Человеческий есть господин и субботы». Как это следует из факта, что шаббат сделан для человека и что Сын Человеческий является господином субботы? С одной стороны, в этом нет уж такой большой проблемы, кто впервые слышит эти слова Иисуса. Поскольку «человек» регулярно передаётся в арамейском идиомой «сын человеческий» и буквальный перевод был бы: «Шаббат был сделан для сына человеческого, а не сын человеческий для шаббата; посему сын человеческий есть господин и субботы». Вопрос, который восстаёт в умах слушающих, такой: «В каком смысле сын человеческий есть господин субботы?» Он имеет ввиду всё человечество в целом? Этот вопрос относится и к нам тоже, но у нас есть ещё один вопрос: почему Марк использовал единственное число «человек» в первых двух случаях в этом предложении, но «сын человеческий» в третьем? Он, должно быть, намеревался подчеркнуть третий вариант, чтобы обозначить нечто большее, чем человек в общем. Если так, то что же это большее? Иисус, по-видимому, имел ввиду, что Он, кто есть господин субботы, имеет суверенную власть истолковывать закон шаббата в соответствии с божественной целью, и как представитель человека и это есть роль, на которую он сейчас указывает. Поскольку шаббат был сделан для человека, Он, которому Бог назначил быть представителем человека перед Ним, имеет власть рассматривание шаббата по Своему собственному усмотрению.
См. также комментарий на Исход 20:8-11.
The Hard Sayings of the Bible
© Перевод Сергея Назарова, 2014.
Полные цитаты из Библии (синод.) используемых указателей (по мере их появления в тексте):
Марка 2:27-28:
И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы.
Лука 6:1:
В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.
1 Царств 21:1-6:
И пришел Давид в Номву к Ахимелеху священнику, и смутился Ахимелех при встрече с Давидом и сказал ему: почему ты один, и никого нет с тобою? И сказал Давид Ахимелеху священнику: царь поручил мне дело и сказал мне: "пусть никто не знает, за чем я послал тебя и что поручил тебе"; поэтому людей я оставил на известном месте; итак, что есть у тебя под рукою, дай мне, хлебов пять, или что найдется. И отвечал священник Давиду, говоря: нет у меня под рукою простого хлеба, а есть хлеб священный; если только люди твои воздержались от женщин! И отвечал Давид священнику и сказал ему: женщин при нас не было ни вчера, ни третьего дня, со времени, как я вышел, и сосуды отроков чисты, а если дорога нечиста, то хлеб останется чистым в сосудах. И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы.
Левитам 24:5-9:
И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы; и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом; и положи на каждый ряд чистого ливана, и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу; в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный; они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное.
Бытие 2:2-3:
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Исход 20:8-11:
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Второзаконие 5:12-15:
Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
Исход 31:14:
И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего
|