Есть множество вопросов, связанных с четвёртой заповедью. Сложность возникает не из-за значения слов этой заповеди, но из-за применения её значения в наши дни.
Не лежит ли основание субботнего дня в вавилонской концепции шаббата на седьмой, четырнадцатый, двадцать первый и двадцать восьмой дни? Значит ли, что название «шаббат» произошло от вавилонского shabatu, пятнадцатый день вавилонского месяца? Были ли это дни отдыха в Вавилоне или же они имели другое значение?
В наши дни, насколько серьёзно мы должны относиться к заповеди отделять один день каждой недели и в этот день избегать любые формы работы? А также, является ли эта заповедь частью закона Моисеева, от которого христиане освобождены, поскольку она отражает формы и церемонии, которые оказались ненужными, когда Христос умер на кресте? И в этой связи, есть ли какое-нибудь постановление с седьмым днём как первым днём поклонения, установленным несколькими текстами Нового Завета?
Поскольку эта заповедь начинается со слова «помни», очевидно, что субботний день уже существовал до этих указаний Моисея. Исход 20:11 связывает его с примером работы Творца, который использовал шесть «дней» для сотворения мира, а потом почил на седьмой день. Его пример представляется нормативным и потому превышает все местные обычаи, культуры и церемонии закона Моисея.
Что касается предположения, что вся концепция исходит от вавилонян, нужно указать, что они не называли свой седьмой, четырнадцатый, двадцать первый и двадцать восьмой дни «днями отдыха». На самом деле это были «плохие» или «несчастливые» дни, когда самым лучшим было ничего не делать, чтобы не понести ущерба. Страх суеверия едва ли можно соотнести с теологией покоя.
Подобным же образом, название «шаббат» не происходит от вавилонского, ибо его еврейская этимология соотносится с семантическим полем «shaµb_aµt», означая «покоиться/отдыхать» или «прекращать». В ВЗ шаббат был днём бездействия, по религиозным причинам, от нормальной рутины жизни. В вавилонской культуре был день середины месяца – несвязанный с циклом семи – называемый shabatu, означая «день кражи сердца», то есть, сердца богов. Вавилоняне сами никак не связывали седьмой, четырнадцатый, двадцать первый и двадцать восьмой дни с этим пятнадцатым днём.
И если основание этого исходит от творения и имеет целью подражание самому Господу, как же это относится к нам? Были ли какие-нибудь намёки, даже в самом ВЗ, что день, отделённый Господом, мог измениться с седьмого на первый, как многие христиане говорят сегодня?
Ответим на последний вопрос вначале, сказав, что «да», такие доказательства есть. В Левитам 23:15, во время череды недельных праздников, день после шаббата имеет значение наряду с самим шаббатом. Израиль должен был отсчитать пятьдесят дней до дня седьмого шаббата; затем, «до первого дня после седьмой недели», когда они должны были приносить новое хлебное приношение Господу (Левитам 23:15-16). Опять же на этот «восьмой день» Израиль должен был собрать другое «священное собрание» (Левитам 23:36). «В первый день священное собрание, никакой работы не работайте», сказано Господом (Левитам 23:35) и на восьмой день, когда проводится последнее собрание, вновь не делалась работа. «В первый день покой и в восьмой день покой» (Левитам 23:39). Поскольку Праздник Кущ не может полноценно исполнен до времени покоя Израильского царства – пока они вновь не будут собраны на своей земле со всего мира – ясно, что этот отрывок указывает на вечное состояние и покой всего, когда скиния Божья вновь будет с человечеством (Откровение 21:3).
Эти аргументы в купе с тем фактом, что ранняя церковь проводила служения в первый день недели, очень хорошо сочетается с предсказанием восьмого дня (т.е., первого дня недели) как шаббата (Деяния 20:7, 1 Коринфянам 16:2, Откровение 1:10). Юстин Мученик (150 век от Р.Х.) указывает в своей «Апологии» 1.67-68, что в его дни пожертвования приносились в церковь по воскресеньям – в первый день недели.
Многие обязательно спросят: «Мы, как верующие, освобождены от этого закона, являющегося частью общего закона?»
На самом деле, четвёртая заповедь является как церемониальной, так и моральной. Она церемониальна в том, что определяет седьмой день. Она моральна, потому что есть освящение времени; она отделяет часть времени для поклонения и служения Богу, а также для восстановления сил и здоровья человеческих существ.
Бог есть Господин времени. И будучи им, Он имеет законное право требовать определённый промежуток нашего времени, также как определённую часть наших денег и наших талантов.
Запрет четвёртой заповеди на любую форму нормальной работы на седьмой день относился не только ко всем членам дома Израиля, но также ко всем пришельцам, находящимся в земле и даже к скоту.
Книга Евреям, конечно же, продолжает эту тему на основании откровения шаббатного покоя для народа Божьего. Этот шаббат до сих пор остаётся. Это «стоп» день, отображающий тысячелетний покой Божий, который должен прийти с возращением Христа во второй раз для правления со Своими святыми.
Эта заповедь не должна так легко относиться как часть древней истории или как условная мудрость, которую можно использовать как кому выгодно. Скорее она призывает к подражанию собственным действиям Бога и несёт благословение для всех, кто соблюдает её.
См. также комментарий к Марка 2:27-28.
The Hard Sayings of the Bible
© Перевод Сергей Назарова, 2014.
Полные цитаты из Библии (синод.) используемых указателей (по мере их появления в тексте):
Исход 20:8-11:
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Левитам 23:15-16:
Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу
Левитам 23:35-36:
В первый день священное собрание, никакой работы не работайте; в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте.
Левитам 23:39:
А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой.
Откровение 21:3:
И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
Деяния 20:7:
В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
1 Коринфянам 16:2:
В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
Откровение 1:10:
Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний.
|