Три столетия протестантской веры стали основой для необычного явления в Соединённых Штатах: свободного рынка религиозных общин, наполненного яркими личностями и движениями, которые сложным образом взаимосвязывались и расходились. Движения за более глубокую жизнь и святость нашли общие корни с анабаптистскими и пиетистскими группами, стремящимися к истинному благочестию и этическим изменениям. Энергичные методисты продолжали призывать к личной и общественной святости. Течения реставрационистов и пробужденцев выросли из своих корней в Первом и Втором Великих пробуждениях. Эту надежду усиливала актуальная диспенсационная эсхатология Джона Нельсона Дарби (1800-1882), кэмпбеллитов, ирвингитов и других.
Многие из этих течений объединились во время исцеляющих пробуждений конца девятнадцатого века, особенно среди тех, кто с большим упованием ожидал действия Святого Духа. Эти христиане верили, что освобождающая, исцеляющая и наделяющая силой работа Святого Духа, описанная в Евангелиях и Книге Деяний, всё ещё продолжается столетия спустя. Отсутствие исцелений и чудес, которые они наблюдали, было, по их мнению, не нежеланием Бога, а признаком слабости веры церкви и молчаливого убеждения, что такие знамения и чудеса происходили только в первом веке или в редкие моменты миссионерской экспансии. И по мере того, как росли переживания духовного пробуждения, призывы к святости и возросшие ожидания чудес, в реку пятидесятников вливались потоки пробуждения.
“Иисус - победитель”
Dorothea Trudel | christianhistoryinstitute.org
Американское движение за исцеление в девятнадцатом веке имело свои корни в Европе. Иоганн Кристоф Блюмхардт (1805-1880), лютеранский пастор и пиетист, положил начало местному пробуждению в Германии после того, как молитвой исцелил одержимую бесом женщину. Последний демон улетел, когда женщина закричала: “Иисус - победитель!” Доротея Трудель (1813-1862), женщина из рабочего класса Швейцарии, также видела исцеление через молитву, начиная с тех, кто работал на неё, когда у неё началась таинственная и серьёзная болезнь. Когда люди в её деревне заболели, она заботилась и молилась за них, и многие выздоровели. Новости о её молитвенном служении исцеления распространились по всей Европе, и люди стекались к ней домой за помощью.
И Блюмхардт, и Трудель были участниками движений святости, охватывающих различные конфессии. Они видели, как многие люди исцелялись после усердной молитвы, но никогда не предлагали формулы для такого божественного вмешательства. Однако слухи об их работе затронули многих людей по всему миру, оказав на них влияние в их собственном развитии в исцелении верой.
Элизабет Бейкер (1849-1915) и её семья были среди тех, кто обратился в христианство и получил поддержку благодаря работе Блюмхардта, Трудель и других религиозных служителей в Англии и Европе. Бейкер, которая сама пережила божественное исцеление, начала жадно изучать книги и свидетельства на эту тему. Влияние евангелиста Д. Л. Муди (1837-1899) и миссия веры Джорджа Мюллера вдохновили её на открытие «Дома исцеления» в Лондоне в 1880 году. До конца столетия она откроет ещё больше центров исцеления и обучения, и в конечном итоге её служение охватит Соединённые Штаты и Канаду. Одним из самых выдающихся людей, получивших исцеление в её лондонском доме, был пастор и автор книги "Более глубокая христианская жизнь" Эндрю Мюррей.
Бейкер подружилась с Кэрри Джудд (позже Монтгомери), которая прославилась как миссионерка в начале двадцатого века. Джудд убеждала Бейкер и других людей в том, что посвящение себя миссии включает в себя использование Богом знамений и чудес в качестве миссионеров. Бейкер использовала это вдохновение для создания центров подготовки миссионеров на Цейлоне и в Индии.
“Исцеление верой”
В Бостоне, штат Массачусетс, другой верующий человек черпал вдохновение в Трудель. Чарльз Куллис (1833-1892) начал свою карьеру в медицине как врач епископальной церкви. Глубоко преданный заботе о здоровье человека и холистической медицине, он начал учить, что Бог по-прежнему исцеляет и творит чудеса, несмотря на теологию цессационизма, которой придерживаются многие из его окружения. В 1881-1882 годах он проводил служения исцеления и построил свой первый “дом исцеления верой”.
К середине 1880-х годов он проводил религиозные съезды по всей Новой Англии. А. Б. Симпсон (1843-1919), основатель «Христианского миссионерского альянса» (ХМA) и лидер в объединении вдохновляющей работы Духа с миссионерскими усилиями, испытал исцеление на одном из собраний Куллиса. В течение нескольких лет движения Симпсона и другие основали более 25 «домов исцеления верой», которые заботились о больных, уделяя особое внимание молитве веры по Иакова 5. Куллис написал несколько работ о молитве и исцелении, часто собирая работы других людей.
Служение Симпсона до 1900-х годов ознаменовалось многими исцелениями и призывами к миссионерскому служению. Его часто называют ведущим “протопятидесятником” за его утверждение, что Иисус является Спасителем, Целителем, Крестителем и Грядущим Царём - “четырёхугольное евангелие”, ставшее популярным резюме для многих движений двадцатого века. Однако, когда некоторые пятидесятнические группы стали настаивать на том, что говорение на языках является ключевым признаком крещения Духом, Симпсон стала менее открыто придерживаться пятидесятнических взглядов, а ХМA менее оптимистично относилась к женщинам в служении.
Однако женщин в служении было не переубедить. Мария Вудворт-Эттер (1844-1924) была одной из первых женщин-евангелисток и целительниц. Её ранняя жизнь была отмечена болезнями и робостью, но после обращения и обретения духовного могущества она нашла в себе мужество проповедовать и молиться за больных. По мере распространения слухов о её собраниях и роста свидетельств о чудесах со стороны церкви и медицинского сообщества возникло противодействие. Вудворт-Эттер даже была арестована за “гипноз”. Историк Мэри Скэнтлин подвела итог её усилиям:
Она убеждала, что для того, чтобы пережить эти чудеса, необходимы спасение и вера. На каждом собрании верующие видели исцеление от всевозможных болезней. Слепые и глухонемые получали свободу, больные и калеки исцелялись, а те, кто был при смерти, воскресали. Мгновенные чудеса, а также продолжающиеся исцеления были постоянными.
Вудворт-Эттер, известная среди женщин-лидеров, пережила множество бурь, в том числе развод с мужем-изменником. В конце концов она снова вышла замуж за человека, который поддерживал её. Для евангельских женщин-лидеров и женщин, занимающихся вопросами Святости, её сосредоточенность на проповедовании, исцелении и ученичестве, а также её способность ориентироваться в мире, где доминируют мужчины, были образцовыми качествами, достойными подражания.
Разработка доктрины исцеления
На фоне роста числа служений исцеления, основанных на святости, а затем и Кесвикского движения “Более глубокая жизнь”, которое учило верующих, что после обращения они должны испытать второе “более глубокое” действие Бога, лидеры предлагали различные формулировки, которые связывали обращение, оправдание, освящение и наделение полномочиями. Методисты и большинство групп святости провозглашали спасение и освящение двумя центральными и отличительными моментами христианской жизни. Многие связывали крещение Святым Духом в Деяниях 2 с освящением.
Другие группы, которые верили в постепенное освящение, такие как "Более глубокие жизненные потоки", начали проповедовать крещение Святым Духом как посвящение служению, особенно миссионерскому. Они отделяли это переживание от спасения. Но многие лидеры Святости добавили крещение Духом как третье переживание наряду со спасением и освящением.
Таким образом, вера и здравое богословие оказались сложными на практике. Переплетённые служения Р. А. Торри (1856-1928) и Д. Л. Муди являются важным источником информации о сложностях медицины и исцелении верой, а также о том, что представляет собой нормативный христианский опыт обретения силы и исцеления.
Торри, хорошо образованный учёный-христианин, испытал на себе Божью благодать под влиянием страстных призывов Муди предаться Христу. Торри отказался от обаяния строгой критики и зарождающегося теологического либерализма и стремился к “ясному и понятному” пониманию Библии. Позже он возглавит «Библейский институт Муди» и станет одним из ключевых авторов и редакторов многотомника "Основы", посвященного консервативной евангельской теологии.
Торри твёрдо верил, что крещение Святым Духом придало силы «Великому Поручению» и что те, кто находится на переднем крае миссии, должны ожидать знамений и чудес, в том числе исцеления и освобождения. Но он также поддерживал медицинскую помощь и оставлял место страданиям в христианской жизни.
Муди был самым выдающимся евангельским проповедником конца девятнадцатого века. Он призывал к обращению и посвящению и верил в последующие ниспослания Святого Духа для евангелизации. И Муди, и Торри были энтузиастами умеренных взглядов, оставлявшими место таинственности и призывавшими христиан укреплять веру в Бога, который любит творить чудеса. Муди совершенствовал евангелизационные кампании, мобилизуя местные церкви и работая с разными конфессиями. Он также никогда не забывал о своих первых днях работы с бедными и заботился о том, чтобы новообращённые и их церкви проводили активную просветительскую работу в своих общинах. И всё это сопровождалось эсхатологической проповедью в духе диспенсации.
Бог спасает и запечатлевает
Смит Вигглсворт (1859-1947), один из самых ярких евангелистов-целителей конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, верил и прожил жизнь, полную активной проповеди, глубокой молитвы и веры в исцеление. Он призывал верующих доверять Богу в Его исцелении и святости и часто проявлял физическую силу в своих молитвах об исцелении. Его слова свидетельствуют о его страстности:
Причина, по которой мир не видит Иисуса, заключается в том, что христиане не наполнены Иисусом. Они довольствуются еженедельным посещением собраний, время от времени читают Библию и иногда молятся. . . . Для меня ужасно видеть людей, которые называют себя христианами, безжизненными, бессильными и в таком месте, где их жизнь настолько похожа на жизнь неверующих, что трудно сказать, они находятся во плоти или в Духе.
Противоречивый и искренний, Вигглсворт оставался чрезвычайно влиятельным и в двадцатом веке.
“Вера - это просто открытая дверь, через которую входит Господь”, - сказал он и добавил:
Не говорите: “Я был спасён верой” или “я был исцелён верой”. Вера не спасает и не исцеляет. Бог спасает и исцеляет через эту открытую дверь. Вы верите, и сила Христа приходит.
Начиная с евангельских пробуждений восемнадцатого и девятнадцатого веков и заканчивая движениями за святость и более глубокую жизнь, мы видим переплетённые нити духовной жизнеспособности, ожидания чуда и веры в преображение, включая божественное исцеление. Эти исцеляющие пробуждения были чем-то большим, чем просто пробуждением протопятидесятников — на самом деле они были активизацией деятельности Святого Духа, которая подпитывала пятидесятнические излияния начала двадцатого века, изменившие облик мирового христианства.