Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Библия и наука
Определение

Хотя как научное исследование, так и интерпретация библейского текста направлены на самооткровение Бога, тот факт, что Библия является более доступной формой Божьей речи, называемой особым откровением, даёт библейскому откровению приоритет в толковании перед требованиями научных исследований.

Резюме

Библейское мировоззрение утверждает, что человеческое познание возможно только в свете действий Бога, что не позволяет научному исследованию претендовать на то, что оно способно открыть все знания. Научное открытие возможно потому, что наблюдаемый мир действительно открывает истину о себе и о Боге, но эта истина на самом деле никогда не противоречит истине о Боге в Писании. В то время как научные исследования позволяют сделать вывод о том, что Бог говорит о Своём творении, особое откровение, записанное в Библии, является более прямым, словесным свидетельством Божьей речи. Следовательно, хотя оба способа исследования, как научный, так и библейский, подвержены ошибкам как человеческий процесс, библейское исследование имеет приоритет в плане интерпретации перед научным, потому что это Слово Божье, а не просто невербальный эффект какого-то Слова Божьего, стоящего за ним.

Что мы думаем об отношении Библии к современным научным утверждениям? Что мы делаем, когда обнаруживаем очевидные расхождения?

Библейское мировоззрение

Мы должны начать с краткого рассмотрения того, чем основанный на Библии взгляд на мир отличается от секуляризма и сциентизма, доминирующих в западном мире. Круги, в которых преобладает современный секуляризм, считают Библию устаревшей, а науку - предпочтительным способом продвижения в знаниях. Предполагается, что человеческое знание не нуждается в Боге. Но эта точка зрения имеет под собой ложные основания. Она просто предполагает определённый взгляд на мир и науку. Предполагается, что Бог, если Он вообще существует, отсутствует в мире. И это предполагает, что современные научные исследования без проблем показывают нам истинную природу мира.

Библия, напротив, рисует перед нашим взором Бога, который не только сотворил мир, но и постоянно участвует в нём. Его личные цели могут включать в себя исключительные события, которые мы называем чудесами. Но Он также тесно связан с обычным течением природы: “Ты произращаешь траву для скота” (Пс. 103:14). Научные исследования изо дня в день зависят от Его верности и постоянства, которые являются источником закономерностей, изучаемых учеными. Ученые созданы по образу и подобию Божьему, и в своих научных исследованиях они — часто сами того не осознавая — пытаются воспроизвести мысли Бога на тварном уровне. Поскольку ученые живут в мире, которым Бог управляет лично, они не могут справедливо запретить Богу действовать вопреки общепринятой закономерности, когда Он творит чудеса.

Искаженные концепции в науке

Современные ученые полагаются на закономерности природы, которые являются результатом мудрости и верности Бога. Но у многих возникает искажение, потому что они думают, что закономерности или “законы природы” в конечном счете безличны. Если они безличны, то, по сути, подобны механизму, для которого не может быть исключений. Поэтому, даже не читая Библию и не слушая свидетельств, они думают, что “знают”, что исключений и чудес быть не может.

Этот антибиблейский взгляд на мир имеет свои последствия. Наука всё ещё может преуспеть во многих отношениях, потому что искаженная концепция достаточно близка к реальности, чтобы обеспечить прогресс. В то же время, когда речь заходит о реконструкции прошлого, она неизбежно вступает в противоречие с Библией.

Роль речи Бога

Библия дает нам представление об этих проблемах, изучая речь Бога. Мы привыкли думать, что Библия - это Слово Божье; на самом деле, это так. Но сама Библия указывает на то, что Бог говорит и другими способами. Божья речь - это то, что управляет Его действиями по сотворению мира:
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (Быт. 1:3)

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (Быт. 1:6)

Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их. (Пс. 32:6)
Впоследствии Он также управляет миром в провидении, произнося Свои слова:
Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его; даёт снег, как волну; сыплет иней, как пепел. (Пс. 147:4-4)

[Бог] держа всё словом силы Своей. (Евр. 1:3)
Поскольку Бог един, все Его слова согласуются друг с другом. Мы можем быть уверены, что нет никакого реального расхождения между Его словами, которые Он говорит нам в Писании, и словами, которые Он посылает, чтобы управлять миром. Эти два типа слов естественным образом соотносятся с двумя техническими терминами из теологии. (1) “Общее откровение” включает в себя работу Бога по раскрытию Себя в мире; оно соответствует Божьим словам, посланным для управления миром. (2) “Особое откровение” включает в себя работу Бога по раскрытию Себя людям в особое время и особым образом, например, когда Он является народу Израиля на вершине горы Синай. Библия - это особое откровение в словесной форме.

Эти два способа Божьего слова наглядно изложены в Псалме 18. Стихи 2-7 посвящены общему откровению, полученному через солнце, луну и звезды. Стихи 8-12 посвящены особому откровению в форме “закона”, “повеления” и “заповедей”, которые содержатся, в частности, в заповедях, данных через Моисея, но в более широком смысле - в пяти книгах Моисея, от Бытия до Второзакония.

Таким образом, особое откровение включает в себя слова, которые Бог говорит людям. В результате была создана Библия, которая является Божьим устным откровением в постоянной письменной форме. Научные исследования сосредоточены на мире, который тесно связан с общим откровением.

Две сферы: общее и особое откровение

Что же нам тогда делать, если мы обнаружим явное расхождение между этими двумя понятиями? Если мы будем помнить о всеобъемлющем правлении Бога над миром и о Его верности, мы должны прийти к выводу, что на самом деле расхождений нет. Но нам всё равно, возможно, придется иметь дело с очевидными расхождениями, потому что Бог есть Бог, а мы - нет. Бог бесконечен, и Его знания безграничны. Мы - создания, и наши знания конечны. Даже если не считать греха, мы ограничены. Но человеческий грех создает дополнительные проблемы, потому что грех искажает наше мышление и наши суждения. Мы видели один из эффектов выше, когда рассматривали, как предположение о том, что законы природы безличны, приводит к отрицанию возможности чудес.

Параллельные сферы или приоритет одной?

Когда мы обнаруживаем очевидные расхождения, должны ли мы просто сопоставлять Библию и научные утверждения? Это не так просто. Библия и наука не являются равноценными авторитетами. Наша современная светская культура хочет верить, что авторитет науки почти абсолютен, в то время как авторитет Библии затмевается. Но на самом деле всё наоборот. Библия - это само Слово Божье. Поэтому ей можно полностью доверять и она правдива в своих утверждениях. Наука, напротив, - это дело рук человека. Возможны ошибочные суждения. И история науки показывает, что иногда могут происходить массовые переоценки того, что раньше считалось истиной.

Как мы уже отмечали, Слово Божье, управляющее миром, является одной из форм речи Бога, наряду с речью Бога, обращенной к нам, людям, в Библии. И то, и другое абсолютно верно. Но работа ученых находится в одном шаге от Слова Божьего, которое управляет миром. Учёные наблюдают за последствиями Божьего правления в мире природы. Они не слышат слова Бога буквально своими ушами. Они делают выводы о речи Бога, о реальном законе, который управляет миром, наблюдая за последствиями. Эти выводы могут быть правильными, но в них можно ошибиться. Они являются приближением к реальности, а именно к речи Бога. В отличие от этого, в Библии мы имеем Слово Божье в устной форме. Мы не можем просто строить догадки об этом, наблюдая за последствиями.

И научное исследование, и изучение Библии - это человеческие начинания. В обоих случаях возможны ошибки. Когда мы обнаруживаем несоответствие, мы не можем сразу сказать, связано ли это с неправильным пониманием научных данных, или с неправильным пониманием Библии, или с обоими видами непонимания сразу. Мы должны быть терпеливы. Но Библия имеет приоритет, потому что она уже доступна в устной форме. Это Слово Божье, а не просто невербальное выражение какого-то Сова Божьего, которое стоит за ней.

Цель Бога в отношении Библии

Библия также имеет приоритет из-за уникальной цели, ради которой Бог её дал. С тех пор, как Адам впал в грехопадение, грех осквернил всех людей, за исключением самого Христа. Грех развращает разум, а не только плоть. Он нарушает человеческое мышление. Христос пришел в мир, чтобы совершить исцеление от греха через Свою жизнь, смерть, воскресение и вознесение. Библия рассказывает нам о Христе, чтобы мы могли поверить в Него и спастись. Благодаря Его Святому Духу наш разум начинает обновляться (Рим. 12:1-2). Библия играет ключевую роль в этом обновлении: “Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина” (Иоанна 17:17). Затем обновление разума распространяется вовне, охватывая все наши размышления о путях Божьих в этом мире.

Начать с Библии - значит начать с правильного конца, найти решение проблемы единственным способом, который Бог предусмотрел для её решения, - через общение со Христом. Тогда мы достигаем положения, при котором у нас появляется новая способность рассматривать детали, в которых возникают очевидные расхождения.

Это не означает, что мы всегда легко и быстро найдем решение, но это означает, что мы идём верным путем в преодолении трудностей.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет
(Бытие 1:3)


Для дальнейшего чтения

  • Kenneth D. Keathley and Mark F. Rooker, 40 Questions about Creation and Evolution
  • James N. Anderson, “Can We Trust the Bible Over Evolutionary Science?
  • J. P. Moreland, Scientism and Secularism: Learning to Respond to a Dangerous Ideology. Смотрите интервью с Морлендом здесь и ещё одно здесь, а также соответствующий пост здесь.
  • Nancy R. Pearcey and Charles B. Thaxton, The Soul of Science: Christian Faith and Natural
  • Philosophy. Краткое содержание книги смотрите здесь.
  • Vern S. Poythress, Redeeming Science: A God-Centered Approach, chaps. 1-3. Краткое содержание книги смотрите здесь.

    Vern Poythress - (Доктор философии, Гарвард; доктор философии, Стелленбос) - профессор толкования Нового Завета в Вестминстерской теологической семинарии, где он преподает в течение 39 лет, и редактор Вестминстерского теологического журнала.

    Это эссе является частью серии "Краткая теология".
  • Категория: Статьи | Просмотров: 13 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | | TGC |
    Всего комментариев: 0
    Похожие материалы: Новые материалы:
    Теги: Слово Божье, Библия, бог, Теология, наука, творение
             
         
    Книги [2428]
    Видео [983]
    Аудио [335]
    Статьи [2825]
    Разное [712]
    Библия [354]
    Израиль [301]
    Новости [597]
    История [780]
    Картинки [398]
    MorningStar [1319]
    Популярное [214]
    Пророчества [1165]
    Пробуждение [399]
    Прославление [1134]
    Миссионерство [332]
    It's Supernatural! [805]
    Какой информации больше на сайте?
    Всего ответов: 9
    500

    Онлайн всего: 7
    Гостей: 7
    Пользователей: 0


    Top.Mail.Ru

    Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025