Это библейский стих, который озадачил христиан и был использован критиками для того, чтобы подвергнуть сомнению достоверность Самого Христа. Когда Иисус, говоря о Своём возвращении, сказал: “Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё сие будет” (Мф. 24:34), верил ли Он, что Его второе пришествие произойдёт до того, как умрут слушавшие Его?
На первый взгляд, это действительно так и выглядит.
Философ-скептик Бертран Рассел считает именно так. В своём эссе “Почему я не христианин” он утверждал, что Иисус всё понял неправильно, говоря: “Во-первых, Он определённо думал, что Его второе пришествие произойдёт в облаках славы ещё до смерти всех людей, живших в то время. Существует огромное количество текстов, подтверждающих это”.
К.С. Льюис повторяет мысли Рассела в своём эссе “The World’s Last Night”, когда вкладывает эти слова в уста неверующего: “Доказано, что апокалиптические верования первых христиан были ложными. Из Нового Завета ясно, что все они ожидали второго пришествия при своей жизни, и, что ещё хуже, у них была на то причина, которая может вас очень смутить. Так сказал им их Учитель. Он разделял их заблуждение и даже создал Его. Он сказал, во многих словах: "не прейдёт род сей, как всё сие будет". И он был неправ”.
Затем Льюис возвращается к самому себе и делает несколько неожиданное заявление:
“Это, безусловно, самый смущающий стих в Библии. Но как же дразнит то, что через 14 слов следует утверждение: "О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один". Проявление заблуждения и признание в невежестве растут бок о бок. В том, что эти слова звучали именно так из уст Самого Иисуса, а не были просто изложены рассказчиком, нам, конечно, не нужно сомневаться”.
Ну он даёт!
Вы понимаете, в чём проблема, верно? Если Иисус не знал определённых вещей, возможно, Он не был Богом, как учит ортодоксальная христианская доктрина. Что ещё хуже, одно дело, когда Он был невежествен в чём-то, но совсем другое - когда Он был неправ в Своих словах.
Это заставило бы и вас, и меня задуматься: если Он был неправ насчёт Своего второго пришествия, то в чём ещё Он был неправ?
Итак, что нам теперь делать? Как насчёт того, чтобы начать с самого начала и спуститься к тому, что я считаю правильным в этом вопросе?
Что знал Иисус?
Хотя традиционная христианская позиция в отношении Иисуса заключается в том, что Он Сын Божий, а следовательно, безгрешен, непогрешим и, по сути, является Богом, многие люди утверждают обратное. Например, скептик Барт Эрман написал книгу под названием "Как Иисус стал Богом", в которой утверждает, что авторы Нового Завета и церковь изобрели божественность Иисуса (хорошее опровержение книги Эрмана можно найти в работе "Как Бог стал Иисусом").
В интервью газете Boston Globe Эрман изложил суть своих аргументов, сказав:
“Проблема в том, что Иисус называет Себя божественным только в Евангелии от Иоанна... Но учёные давно заметили, что Иисус не говорит ничего такого в евангелиях от Матфея, Марка и Луки, и что Евангелия от Матфея, Марка и Луки [написаны] намного раньше Евангелия от Иоанна... В своей книге я утверждаю, что практически немыслимо, чтобы, если бы было известно, что Иисус называл себя Богом, Матфей, Марк и Лука просто опустили эту часть”.
Чтобы понять, насколько это неверное утверждение, ознакомьтесь с моей статьей, в которой показано, как божественность Иисуса раскрывается в Синоптических Евангелиях и остальной части Нового Завета. Я думаю, вы поймёте, что это трудно не заметить.
Итак, если это правда, если мы примем то, что говорится в Писании об Иисусе как о Боге, то что же даёт приведённые выше стихи, которые заставили одного из лучших христианских мыслителей 20-го века (Льюиса) заявить, что Иисус был постыдно неправ и ничего не знал о Своём возвращении?
Что касается Матфея 24:34: “Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё сие будет”, то ключевой вопрос заключается в том, что означает термин “род”? Греческое слово genea может означать расу людей, общее количество тех, кто родился в течение определенного периода времени или имеет определённый возраст.
Хотя библейские комментаторы придерживаются разных точек зрения на то, что представляет собой genea, никто из тех, кого я знаю, не верит, что он относится к тем, кто жил в то время, потому что “всё сие”, описанное Иисусом ранее в этой главе, не произошло тогда и до сих пор не произошло сегодня. Кроме того, Иисус не мог иметь в виду поколение, слушавшее Его тогда, потому что ранее Он сказал, что Царство Божье уже было отнято у того же самого поколения, и они Его не увидят (Мф. 21:43).
В связи с этим некоторые, например теолог Чарльз Райри, считают, что слово genea означает еврейскую расу, в то время как незначительное большинство (включая меня) считают, что Иисус имел в виду тех, кто ещё жив и увидит "всё сие", что относится к периоду Великой скорби в истории человечества. Любое из этих толкований может быть верным, но главное в том, что в тексте, учитывая Его предыдущие высказывания в Евангелии от Матфея, не говорится, что Христос имел в виду тех, кто жил в первом веке.
Другими словами, Иисус не был неправ в Своих словах.
Далее, когда речь заходит о том, что “О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один” (Мф. 24:36), и о знании Иисуса на земле, мы делаем глубокий вдох и понимаем, что смотрим в лик тайны Воплощения. Лучшее, что мы можем сделать, - это собрать воедино то, что говорит нам Библия.
Нам сказано, что Иисус рос, как и все мы, “возрастая в мудрости” (Луки 2:52), и что Он добровольно отказался от некоторых Своих божественных качеств, таких как всеведение, во время Своего кенозиса, когда Он “уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек” (Фил. 2:7).
Писание также говорит, что Иисус, находясь в этом мире, знал только то, что показал Ему Отец. Ветхий Завет предсказывал это, говоря: “Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему” (Втор. 18:18).
По этому поводу Сам Иисус сказал: “Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю” (Иоанна 8:28), “Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить” (Иоанна 12:49).
Если это так, то Иисус, очевидно, был скрыт от нас от точного времени Своего возвращения, пока был жив, но теперь, когда Он вернулся в Своё прославленное состояние, к Нему, без сомнения, вернулось Его всеведение.
Так что несмотря на то, что я фанат К.С. Льюиса, я думаю, старина Клайв понял это неправильно. Суть в том, что в словах Иисуса о Его возвращении и “роде”, которое доживёт до этого дня, нет ничего постыдного.
|