Является ли Библия главным источником авторитета для христиан? Крис Госвами рассказывает о том, как различные конфессии понимают роль Писания и в чём мы можем согласиться с ним
Для большинства евангеликов (включая меня) Библия, безусловно, является книгой, которая оказала наибольшее влияние на нашу жизнь. Она открывает нам Бога, указывает путь к спасению и учит, как жить.
Я люблю читать, изучать и заучивать места Писания. Но является ли Библия нашим единственным авторитетом?
Sola Scriptura
"Только Писание" - это точка зрения, которой придерживаются многие евангельские христиане, когда речь заходит об авторитете. Для этих христиан Библия является не просто важным авторитетом в вопросах веры, она имеет приоритет или даже исключает все другие виды авторитетов.
Эта точка зрения возникла в результате протестантской реформации в 16 веке, как реакция на авторитарный характер Церкви и её священников. Она утверждает, что Писание является высшим и единственным непогрешимым авторитетом для христиан. Каждый отдельный верующий может самостоятельно читать и толковать Писание с помощью Святого Духа.
Но верна ли эта точка зрения или нет? Давайте подытожим некоторые различные точки зрения:
Католицизм
Библия является основополагающим, но не исключительным авторитетом для католиков, у которых есть три источника авторитета. Писание - это один из них. Вторым является Священное Предание, то есть устные учения, передаваемые из поколения в поколение, включая труды ранних отцов Церкви. Например, Павел призывает Тимофея передавать “то, что ты слышал от меня” (2 Тимофею 2:1-2), т.е. не обязательно то, что было записано.
Третьим авторитетом является Магистериум, учение Папы римского и епископов, которые дают разъяснения и обеспечивают последовательность. Примером этого является Чистилище - временное состояние очищения для душ, умерших по милости Божьей, но с сохраняющимися несовершенствами. Понятие Чистилища вытекает из традиций и теологических рассуждений, но не обсуждается в Библии.
Критики этой точки зрения утверждают, что такая "тройственная власть" подрывает примат Писания и даёт слишком много власти в руки церковных лидеров, включая Папу Римского.
Англиканство
Меня часто поражает тот факт, что англиканские церкви уделяют чтению Библии больше времени, чем многие евангельские. На каждой службе может быть прочитано до четырёх отрывков из Ветхого Завета, Псалмов, Евангелий и посланий (или писем).
Англикане стараются придерживаться срединного пути или сбалансированного отношения к авторитетам. В религиозных уставах CoFe говорится, что Писание содержит “всё необходимое для спасения”, но они также ценят традиции и разум. Примером этого могут служить церковные структуры. Иерархия англиканского сообщества с епископами, архиепископами и т.д. не описана в Библии. Их роли и организация Церкви были определены историческими событиями.
Конечно, как и во всех конфессиях, существует разнообразие, и некоторые англиканские христиане и церкви будут относиться к Писанию более высоко, чем другие. Критики отмечают, что задача англиканцев - поддерживать баланс. Часто акцент на традициях может легко затмить авторитет Священного Писания.
Евангеликализм
Строго говоря, евангеликализм - это, конечно, традиция, а не деноминация. Не все евангелики придерживаются Sola Scriptura, но многие придерживаются той или иной вариации этой идеи.
Но критики указывают на несколько проблемных моментов. Во-первых, если Бог действительно хотел, чтобы Писание было нашим единственным авторитетом, то кажется странным, что само Писание не говорит об этом. Хотя Библия утверждает, что Писание является “живым и действенным” (Евреям 4:12) и “богодухновенным” (2 Тимофею 3:16), она, кажется, умалчивает, когда речь заходит о явном подтверждении его собственного авторитета.
Во-вторых, список книг, составляющих Новый Завет (Канон), был определён людьми - Церковью в четвёртом веке - под руководством Святого Духа. Таким образом, утверждение о том, что Писание имеет власть над Церковью, которая его определила, кажется непоследовательным.
И в-третьих, хотя такой подход в значительной степени способствует личному прочтению Библии, он приводит к множеству толкований и разногласий, в том числе к чрезмерно буквальному толкованию, и может свести к минимуму ценность традиций и научных знаний. Например, евангелики по-разному интерпретируют библейские отрывки, касающиеся роли женщин в руководстве Церковью.
Всё Писание нуждается в толковании, и когда мы это делаем, мы приводим другие авторитетные источники, о которых, возможно, не до конца осведомлены, такие как наши собственные церковные традиции, жизненный опыт и так далее. Быть людьми означает, что мы не можем оставить их в стороне. Важно спросить: “Что христиане до нас думали об этом отрывке?”
И так далее. Мы могли бы поговорить о методистах, чьё представление об авторитете исходит из “уэслианского четырехугольника”. Этот четырёхсторонний авторитет признаёт Писание первичным, но также высоко ценит традицию, разум и личный опыт как источники богословского понимания. Методисты стремятся понять Божью волю в целом, используя все четыре из них.
К чему всё это нас приводит? Задолго до того, как мы все бросимся защищать свои интересы …
Соглашаясь друг с другом
Все наши представления об авторитете могут быть ошибочными - в конце концов, мы люди, – но христиане согласны с тем, что Библия авторитетна и заслуживает доверия; она является компасом в этом мире, светильником для наших ног и светом на нашем пути (Псалом 118). Более того, подавляющее большинство христиан также признают его уникальное “двойное авторство”, сочетающее Божественное вдохновение с человеческим самовыражением.
Всесторонне развитая вера должна основываться на Писании, но также должна признавать ценность наших традиций и жизненного опыта, а также их предубеждения. Как христиане, мы должны понимать, что различия между нами должны стать поводом для обсуждения и иллюстрировать богатое разнообразие Божьей Церкви.
Наконец, давайте не будем забывать, что Слово Божье, в конечном счёте, - это Иисус. Итак, хотя Библия священна, мы поклоняемся Христу, а не книге.
Так что, возможно, вопрос не в том, должна ли наша вера полагаться исключительно на Библию, а в том, как Библия может помочь нам открыть наши сердца Христу, всему Божьему голосу, включая Священное Писание, традиции, здравый смысл и опыт общения с Богом в нашей повседневной жизни.