“Итак, что бы вам потребовалось бы, чтобы стать христианином?”
Именно так я теперь начинаю любую дискуссию с кем-то, кто говорит, что не верит в Бога, или начинает разговор со мной о критике христианства. Прежде чем решиться выбросить эту открывалку, я обычно общался со скептиками, которые делали всё возможное, чтобы засыпать меня всевозможными колкостями и различными тупыми вопросами, которые, по их ошибочному мнению, наносили удар по христианской вере.
Сегодня я обойду всё это и доберусь до сути их неверия. Просто спросив их, что для этого нужно, мы либо разоблачим циника, который не заинтересован в реальном диалоге, либо заставим созерцательного человека обобщить свои возражения, чтобы мы могли приступить к рассмотрению.
Иногда я встречаю кого-то, кто готов выслушать иную точку зрения, например, первый человек, с которым я связался, когда начал помогать в gotquestions.org много лет назад, сказал мне: “Если ты можешь дать мне что-то... причину поверить, я приму это”.
Причина поверить – это хорошо. Будучи специалистом в области обработки данных и естественных наук на протяжении десятилетий, я всегда считал, что одним из самых убедительных аргументов в пользу этого является аргумент Творения, как и христианский писатель и радиоведущий Эрик Метаксас. Около десяти лет назад он написал на эту тему одну из самых читаемых статей в Wall Street Journal за всё время, а в завершение изложил свою точку зрения вопросом: "В какой момент будет справедливо признать, что наука предполагает, что мы не можем быть результатом действия случайных сил?”
Опять же, причины верить хороши. К сожалению, зачастую их недостаточно, особенно сегодня, когда вера в Божьи истины падает до небывало низкого уровня из-за всевозможных поверхностных предлогов. Опрос, проведённый институтом Гэллапа год назад, показал, что вера в Бога, Небеса и Ад находится на самом низком уровне за всю историю человечества, а уровень принятия Бога и Рая снизился больше всего с 2001 года.
Хотя оправдания неверию могут быть самыми разнообразными, во многих случаях они сводятся к тому же, что и те, кто 2000 лет назад жестоко расправился с Христом во плоти. Они напоминают о том, что однажды сказал философ-экзистенциалист Фридрих Ницше: “Сейчас наш вкус решает, что не стоит принимать христианство, а не наши доводы”.
Иисус помогает нам по-настоящему взглянуть на эти вкусы и причины, по которым мы не попадаем в Рай, в одной из Своих самых известных притч.
Не пропустите пир
В Евангелии от Луки, глава 14, описывается встреча Иисуса с несколькими фарисеями во время трапезы в одном из их домов. После исцеления человека и наставлению его важности смирения и великодушия через притчу о гостях на пиру (ст. 7-15) Христос говорит, как такая жизнь будет вознаграждена при “воскресение праведных”. Это побудило одного гостя взволнованно воскликнуть: “блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!”
Конечно, все там думали, что это будут они. В конце концов, они были избранным Богом народом. Еврейский народ представлял себе своё будущее царство как великий пир, на котором Авраам, Исаак, Иаков и все пророки будут почётными гостями (Луки 13:28; см. Ис. 25:6). В ответ Иисус рассказал им притчу, которая дала им возможность усомниться в этом.
“Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня" (стихи 16-18).
В отличие от сегодняшнего дня, тогда раздобыть достаточно еды было непросто. Поэтому получить приглашение на роскошный пир, где было приготовлено всё необходимое, было большим делом. Те, кто сидел вокруг Иисуса, знали об этом и, должно быть, думали, что любой, кто не пришёл на такой пир, был умственно отсталым.
Во времена Иисуса, когда вы приглашали гостей на пир, им сообщали день, но не точное время начала трапезы. Хозяин должен был знать, сколько гостей придёт, чтобы он мог должным образом подготовиться, и затем, непосредственно перед началом пира, хозяин посылал своих слуг к каждому из гостей, чтобы сообщить им, что пир готов. В притче все гости уже согласились прийти на пир, поэтому их ждали.
Слушатели Иисуса, вероятно, понятия не имели, что Он имеет в виду Израиль, который давным-давно согласился на призыв Бога: “И пришёл Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним и будем послушны. И донёс Моисей слова народа Господу” (Исх. 19:7-8).
Но после той встречи на горе Синай Израиль отказывался послушаться Божьим пророкам, включая Его главного представителя, Самого Иисуса, и придумывал всевозможные отговорки для их отказа:
“Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти” (стихи 19-20).
Знаменитый проповедник Билли Санди однажды определил извинения как “оболочку причины, напичканную ложью”. Вы собираетесь пропустить роскошный пир, чтобы пойти погулять и посмотреть на какую-то грязь, которую вы, несомненно, видели перед тем, как купить? Или испытать волов? Или потому, что у вас теперь есть жена?
Билли Санди был прав — всё это поверхностная ложь. Ложь об образе жизни, вещах и взаимоотношениях - не причина, по которой герои притчи отказались от пира, и не причина, по которой люди сегодня делают то же самое, принимая Божью благодать и вечную жизнь. Они считают, что им не нужна щедрость хозяина и то, что он им предлагает. И мало кто сегодня думает, что им нужно прощение и Спаситель.
Итак, что же происходит дальше в притче Иисуса?
"И, возвратившись, раб тот донёс о сём господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и ещё есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных" (Луки 14:21-24).
Библейский контекст подтверждает предыдущие заявления Христа о том, что Он покинет Иерусалим (13:34-35). Люди, которым первоначально была предложена доля Царства, отвергли это, так что теперь весть была передана тем, кто находился за пределами Израиля.
В то время как первые гости были недостаточно голодны, чтобы присутствовать на пире, следующие приглашённые не упустят возможности воспользоваться предложением хозяина. Точно так же, как и те, кого Бог призывает к Себе сегодня, — люди, которые знают и признают своё банкротство. Они не ищут оправданий и, таким образом, не упускают Небеса.
Если вы похожи на меня, то чем больше вы перечитываете эту притчу, тем более ужасной и пугающей она становится.
Писание постоянно говорит нам: “Ищите Господа, пока Его можно найти; взывайте к Нему, пока Он рядом” (Исаия 55:6). И это говорит нам о том, что происходит с теми, кто отвергает Божий призыв: “Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придёт на вас ужас; когда придёт на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесётся на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня” (Притчи 1:24-28).
Эта притча Иисуса была текстом последней проповеди Д. Л. Муди, которую он назвал “Извинения”. Она была произнесена 23 ноября 1899 года в Сивик Аудиториум в Канзас-Сити. Несмотря на тяжёлую болезнь, Муди проповедовал своё послание, и около 50 человек откликнулись на него, чтобы довериться Христу. На следующий день Муди уехал домой, а месяц спустя скончался.
Повторяя слова Ницше, Блез Паскаль однажды заметил: “Люди почти всегда приходят к своим убеждениям не на основе доказательств, а на основе того, что они находят привлекательным”. Если вы сегодня не христианин, скажите мне, какие привлекательные отговорки удерживают вас от того, чтобы провести вечность с Богом?