Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
1 Коринфянам 5:5. Предать сатане?
Это наставление Павла христианам в Коринфе, часть его призыва к отлучению члена церкви из-за серьёзной аморальности, требует тщательного толкования, иначе возможно значительное искажение его смысла.

Часто задаются вопросы, подобные следующим: что на самом деле означает “предание сатане”? Почему апостол хотел, чтобы кто-либо был предан сатане? Хотя этот человек совершил тяжкий грех, неужели в христианской общине нет места дисциплине и прощению? Что подразумевается под идеей “во измождение греховной природы” (буквально “плоти”)? И как это может быть средством спасения духа?

В предыдущем обсуждении 1 Коринфянам 3:17 было высказано предположение, что Павел понимал церковь в её местном проявлении в Коринфе (и любом другом месте) как Божью альтернативу фрагментации и раздробленности человеческого общества. Жизнеспособность этой альтернативы подрывалась различными способами в церкви в Коринфе. 1 Коринфянам 5, где находится это суровое изречение, полностью рассматривает один из этих способов.

Конкретной проблемой является сексуально аморальный образ жизни, который ведёт один из членов церкви. Более серьёзной проблемой является отношение к физической жизни среди христиан Коринфа, которое позволяет им не просто быть терпимыми к аморальному поведению брата, но и проявлять определенную гордость, даже высокомерие, по этому поводу.

Павел ясно излагает им этот вопрос в 1 Коринфянам 5:1. Слово, переведённое как “сексуальная аморальность” (NIV), или просто “безнравственность” (RSV), является греческим словом porneia (от которого мы производим “порнография”). Буквально это означает “проституция”, но Павел использует его, как обычно во всём Новом Завете, в более широком значении сексуальной нечистоты различного рода. Следующее предложение “вместо жены имеет жену отца своего” указывает на природу безнравственности. Глагол имеет стоит в форме настоящего инфинитива, указывая на то, что ситуация является не единичным случаем, а продолжающейся аморальной интрижкой. Это не определяется как инцест, поэтому женщина, скорее всего, его мачеха. Павел также не говорит о прелюбодеянии; таким образом, её муж либо мёртв, либо она разведена с ним.

С еврейской точки зрения Павла, такие отношения являются серьёзным нарушением божественного закона. Левит 18:8 явно запрещает это, и, согласно раввинской традиции, нарушитель подлежал побиванию камнями. Что делает ситуацию ещё более серьёзной, так это признание того, что такое “блудодеяние, какого не слышно даже у язычников”. Этим Павел, вероятно, не утверждает, что такого рода безнравственность никогда не встречается среди язычников; скорее всего, он, должно быть, имеет в виду тот факт, что даже римское право (как указано в “Институтах Гая") запрещало подобную практику (то есть "даже в языческом мире это неслыханно как приемлемое поведение!”) Это явно наносило ущерб моральным устоям всей общины, а также жизнеспособности ее свидетельства в языческом мире.

Серьёзность этого вопроса, который вызывает у Павла довольно суровое суждение и направление действий общины, подтверждается его оценкой отношения общины, которая, по-видимому, не только терпела этот незаконный союз, но и находила в нём повод для гордого хвастовства. Действительно, Павел, возможно, видел за их отношением взгляд на христианскую веру и жизнь, который поощрял и лелеял тот вид сексуальной безнравственности, о котором идёт речь (как здесь, в 1 Коринфянам 5, так и в другой его форме в 1 Коринфянам 6).

“Мужчина вступает в половую связь с женой своего отца, что недопустимо как по еврейскому религиозному, так и по римскому гражданскому праву, а вы гордитесь” (см. 1 Кор. 5:2). Это суждение об их отношении предвосхищается уже в 1 Коринфянам 4. Здесь Павел бросает серию саркастических колкостей в адрес их возвышенной гордости: “вы уже обогатились!”, “вы стали царствовать” (1 Кор. 4:8); “вы мудры во Христе!”, “вы крепки!” (1 Кор. 4:10). Затем он подводит итог словами: “некоторые у вас возгордились” (1 Кор. 4:18). После своего наставления об отлучении нарушителя от церкви он снова указывает на их отношение: “Нечем вам хвалиться” (1 Кор. 5:6).

На чём основано это высокомерие? Давно признано, что многие проблемы, к которым обращается Павел в церкви в Коринфе, по-видимому, основаны на религиозном мышлении, которое обесценивало физическую жизнь и подчеркивало духовное освобождение. Этот взгляд развился из эллинистического синкретизма с вкраплениями как философии, так и мистических культов, распространившихся по Римской империи с Востока.

Платон учил, что тело - это могила души; что смерть приносит освобождение из физического плена; что уже в этой жизни человек может выйти за пределы негативной сферы материи благодаря высшему знанию высшей реальности. Различные эллинистические культы предлагали бессмертие через союз с богом или богинями, иногда символизируемое или достигаемое с помощью культовой проституции. В таком религиозно-философском климате учение Павла о свободе “во Христе” и жизни “в духе” слишком часто, и особенно в Коринфе, извращалось в восторженный либертинизм, отвергавший моральные ограничения, особенно в сфере физического. Поскольку физическая сфера по определению не имеет значения — так они, кажется, утверждали, — на самом деле не имеет значения, что мы делаем со своими телами. Действительно, их высокомерная гордость по поводу сексуальной безнравственности в их среде указывает на то, что они, возможно, рассматривали этот вопрос как само доказательство своего духовного совершенства. Их религия была религией восторженного опьянения без морального энтузиазма!

Надлежащей реакцией как на невыносимый случай сексуальной безнравственности, так и на их воображаемую высшую духовность должна была быть скорбь, а не гордость. А покаянное отношение неизбежно привело бы к исключению преступника из сообщества.

То, что подразумевается какая-то форма отлучения, ясно не только из 1 Коринфянам 5:2, но и из аналогии с Пасхой в 1 Коринфянам 5:6-8 (“очистите старую закваску”) и цитаты из Второзакония 17:7 (“извергните развращенного из среды вас” - 1 Кор. 5:13). Характер отстранения выражен в двусмысленной фразе “передайте этого человека сатане”. Его цель двояка: (1) чтобы его “греховная природа” или “плоть” была уничтожена и (2) чтобы его “дух” был спасён (1 Кор. 5:5). Фразу “предать сатане” следует понимать в некотором переносном, метафорическом смысле, поскольку человек, буквально отданный сатане, казался бы потерянным безвозвратно. Однако здесь такой конец не предвидится.

Некоторые видели за этим выражением еврейскую практику отлучения от церкви, применяемую, в частности, за нарушение законов о браке. При запрете нарушителя считалось, что отделение от народа Божьего и, следовательно, от особой заботы Бога приведёт к преждевременной смерти. (Тем не менее, в еврейской практике считалось, что это наказание было совершено рукой Бога, а не сатаны). Преждевременная смерть, с этой точки зрения, может быть обозначена как “измождение плоти”. Как эта преждевременная смерть повлияет на окончательное спасение, неясно.

Кажется, лучше всего найти объяснение в более широком контексте апокалиптической еврейской мысли, которую разделял Павел. Согласно этой мысли, сатана понимался как “князь мира сего” (см. Ин. 12:31), как “князь тьмы”, обладающий властью над “нынешним злым веком” и царством смерти. Согласно Евангелиям, учения и деяния Иисуса - это Царство Божье, вторгающееся в сферу владычества сатаны (см. Лк. 11:14-22). Для Павла смерть и воскресение Иисуса были решающими событиями: злые силы были лишены своего контроля (Кол. 2:15); “конец веков” ворвался в нынешний злой век (1 Кор. 10:11, RSV); наступило “новое творение” (2 Кор. 5:17); христиане были людьми, которые были освобождены “от владычества тьмы” и перенесены в Царство возлюбленного Сына Божьего (Кол. 1:13).

В рамках этого более широкого понимания точки зрения Павла должно быть истолковано выражение “предать сатане”. Новое творение началось, но ещё не завершилось; владычество зла понесло потери, но ещё не до конца; новый век наложился на нынешний век зла, но ещё не заменил его. Таким образом, церковь была ареной присутствия Христа и продолжающейся работы; это было сообщество Божьего Духа. Следовательно, быть отлученным означало быть переведённым из Царства Божьего Сына во власть тьмы (обратная сторона Кол. 1:13).

Такая сделка точно описывается как “передача сатане”, то есть в мир, сферу его постоянного владения.

Если это правильный смысл фразы, то как нам понимать заявленные цели этой сделки?

Буквальное прочтение фразы “во измождение плоти” приводит к нескольким возможным значениям: (1) отдача физического существования человека силам разрушения; (2) преждевременная смерть в соответствии с еврейскими представлениями; (3) физические страдания. Возникают две трудности: (1) Как что-либо из этого приводит к заявленной цели отлучения, а именно к спасению? (2) В свете учения Павла о телесном воскресении и его неприятия коринфского либертинизма (с его антифизической направленностью), будет ли он продвигать дихотомию: разрушение плоти для спасения духа?

Эти трудности исчезают, когда мы серьёзно относимся к тому, как Павел обычно использует термины плоть и дух, говоря о человеческой жизни. Павел явно отвергал дихотомию между физическим и духовным, столь распространенную в греческой мысли. Когда он противопоставляет “плоть” “духу” в человеческом существовании, бытие “во плоти” бытию “в духе”, он противопоставляет два способа существования, две ориентации жизни. “Плоть” представляет всё существо (включая человеческий дух) в его противостоянии Богу; “дух” обозначает всё существо (включая физическое) как искупленное Богом в связи со Христом. (Смотрите обсуждение послания к Римлянам 7:14, 19).

Греческий буквально означает “для уничтожения плоти”; перевод NIV “чтобы греховная природа могла быть уничтожена” правильно отражает “религиозное” использование Павлом слова плоть. В таком случае целью отлучения от церкви было бы разрушение “образа жизни преступника”. Несомненно, он постиг что-то от Божьей благодати, испытал измерения любви Христа в общении, стал свидетелем преобразующей силы Духа в жизни своих братьев и сестёр. Исключённый из этой сферы, может ли он не образумиться (подобно блудному сыну)? Разве он не мог бы прийти к осознанию того, что его безнравственность привела бы только к смерти, но что смерть его безнравственности привела бы к жизни?

Только в таком понимании концепция “уничтожения плоти” является подходящим предварительным шагом к “спасению духа”. В этой последней фразе “дух” обозначает человеческое существо, возрожденное Духом Божьим, живущее “в Духе” или “согласно Духу” (см. Рим 8:5-11 RSV [Пересмотренная стандартная версия]). Таким образом, тот, кто в очередной раз был освобождён от владычества тьмы через разрушение своей “плотской” ориентации, будет спасён “в день Господень”. <

Hard Sayings of the Bible
Категория: Библия | Просмотров: 130 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Павел, наказание, аморальность
         
     
Книги [2421]
Видео [981]
Аудио [335]
Статьи [2629]
Разное [664]
Библия [318]
Израиль [301]
Новости [584]
История [730]
Картинки [384]
MorningStar [1252]
Популярное [202]
Пророчества [1157]
Пробуждение [398]
Прославление [934]
Миссионерство [329]
It's Supernatural! [766]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 53
500

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024