Сложность 1 Коринфянам 3:17 связана как со значением используемых важных терминов, так и с последствиями этого для нашей жизни как христиан. Кто или что такое храм Божий? Какими действиями, образом жизни или словами можно разорить этот “храм Божий”? Подобны ли слова или поступки, разоряющие этот храм Божий, “непростительному греху” из Матфея 12:31-32, поскольку они навлекают суд Божий (“Бог уничтожит его”)?
Наиболее распространенное понимание текста заключается в том, что Павел здесь говорит о наших индивидуальных телах как о храмах или жилищах Божьего Духа. Если мы разоряем эти “храмы” — своим образом жизни (например, сексуальной нечистотой), или тем, что мы вкладываем в них (например, алкоголь, наркотики, табак, избыток пищи), или тем, что мы с ними делаем (например, самоубийство), — мы становимся объектами окончательного, разрушительного суда Божьего. Ибо, поскольку наши тела одновременно созданы Богом и являются объектами Божьей искупительной работы, они священны и не должны быть уничтожены нами таким образом.
Всё это важные идеи, и Павел специально рассматривает проблему правильного использования нашего физического тела в отношении сексуальности позже в этом послании (1 Кор. 6). Но Павел не затрагивает эти важные вопросы в этом тексте. Наши физические, индивидуальные тела - это не то, о чём он здесь заботится. Как по грамматическим, так и по контекстуальным причинам, это понимание должно быть отложено в сторону, чтобы по-настоящему услышать Слово Божье для коринфян и для нас в этом тексте.
1 Коринфянам 3:16-17 образует единое целое и должно рассматриваться как таковое. Это признается большинством переводов, в которых стихи 16-17 выделены в отдельный абзац, и это ясно из того факта, что в обоих стихах говорится о Божьем храме.
На вопрос “Кто или что является храмом Божьим?” мы получим ответ, если поймём, что Павел использует здесь личное местоимение “вы”. В греческом языке есть разные слова для единственного числа “ты” и множественного “вы” (то есть “вы все”). Кроме того, глаголы имеют различные окончания, которые показывают, является ли подлежащее глагола единственным или множественным числом, от первого лица (“я”, “мы”), от второго лица (“вы”, “вы все”) или от третьего лица (“он”, “она”, “это” или “они”). Таким образом, греческий текст 1 Коринфянам 3:16-17 недвусмысленно указывает на множественное “вы”; все окончания глаголов и местоимения отражают множественное число.
Среди современных переводов только NIV [Новая международная версия] и TEV [Сегодняшняя английская версия] предпринимают частичную попытку точного перевода греческого. В 1 Коринфянам 3:16 NIV гласит: “Разве вы не знаете, что вы сами - храм Божий?” А в 1 Коринфянам 3:17 ТЕV говорится: “и вы сами - Его храм”. Но даже это не раскрывает значение так ясно, как греческое. Следующий аннотированный перевод является попыткой уловить точность греческого: “Разве вы (многие) не знаете, что вы (многие) - Божий храм и что Дух Божий живёт в (среди) вас (многих)? Любой, кто разрушит Божий храм, будет уничтожен Богом; ибо Божий храм священен, и вы (многие) являетесь этим храмом”.
Это признание нюансов греческого языка Павла показывает, что здесь он думает не об отдельных христианах как о храмах, в которых обитает Бог, а о церкви, сообществе верующих в Коринфе, среди которых обитает и действует Дух Божий. Павел выражает тот же смысл во 2 Коринфянам 6:16, где он говорит, что “мы - храм Бога живого” (NIV). Если бы он захотел обратиться к отдельным христианам в их физических телах, Павел должен был бы сказать: “Разве вы не знаете, что вы - храмы Божьи?” и “Вы и есть те храмы”. (В синодальном переводе 2 Коринфянам 6:16: “Ибо вы храм Бога живого”).
Во многих отношениях 1 Коринфянам 3:16-17 раскрывает основополагающее понимание Павлом церкви и является ключом к смыслу всего послания. А именно, церковь, народ Божий, среди которого обитает Дух Божий, является Божьим выбором, Божьей альтернативой фрагментации и раздробленности человеческого общества. Христианская община, собравшаяся в Коринфе, была призвана смоделировать эту альтернативу посреди разрухи коринфского общества. Но их раскольничество, их аморальность, их восторженная духовность, которая игнорировала конкретные, телесные аспекты жизни, — все это разрушало жизнеспособность Божьего выбора, Божьего храма в Коринфе. И именно это разрушение является предметом Божьего суда.
Это понимание общины как Божьего храма подтверждается контекстом. В первых четырех главах этого послания Павел говорит о разделениях, которые угрожают самой жизни церкви (1 Кор 1:10-17; 3:3-4). Эти расколы, по-видимому, были сосредоточены вокруг верности определённым учениям, которые христиане Коринфа получили от своего основателя (Павла) или от лидеров, работавших среди них после ухода Павла (Аполлос, Пётр, см. 1 Кор. 1:12).
В этом разделе (1 Кор. 3:10-15) Павел показывает, что те, кто призван к руководству в церкви, и, возможно, все христиане, несут ответственность перед Богом за то, как они участвуют своей жизнью и трудом в росте Божьего здания. Можно строить из долговечных материалов (золото, серебро) или из материалов более низкого качества (сено, солома). Суд последнего времени (“день”), изображенный здесь и в других местах Библии как огненное испытание, покажет, из каких материалов были построены люди. Возможно, как предположили некоторые комментаторы, Павел имеет в виду последователей Петра и Аполлоса. Первые, возможно, пытаются встроить свои собственные законнические еврейские практики в структуру церкви; вторые могут строить с красноречивой (мирской) мудростью и сверхдуховностью. Эти “строительные материалы”, как показывает Павел во всех своих писаниях (особенно в Галатам и 1 Коринфянам), в конечном счёте бесполезны. Хотя христиане, которые строят из этих материалов, не исключены из Божьего спасения, их прохождение через Божий суд в вечность будет сопровождаться опытом неудач и потерь.
Но помимо опасности использования бесполезных строительных материалов для роста Божьего народа, существует ещё большая опасность действовать и жить таким образом, что “Божье здание” фактически будет разрушено. Именно об этой опасности Павел говорит в 1 Коринфянам 3:17.
Собрание людей, составлявшее церковь в Коринфе, находилось в опасности самоуничтожения. Как показывает весь перечень проблем, с которыми Павел обращается в этом послании, возможность разрушения этой церкви была реальной: их высокомерие по поводу наличия вопиющей безнравственности (1 Кор. 5); их использование языческих судов для разрешения внутренних споров и продолжающееся участие некоторых членов в языческих обрядах культовой проституции (1 Кор. 6); использование христианской свободы и знаний таким образом, чтобы “слабые в вере” снова впали в грех и были уничтожены (1 Кор. 8, 10); отказ от учения Павла о воскресении тела в пользу акцента на чисто “духовном искуплении” (1 Кор. 15), что привело коринфян к полному пренебрежению конкретными, практическими аспектами жизни внутри братства и общества в целом.
Разрушить церковь, этот храм Божий, значит уничтожить Божью альтернативу разрушенному человеческому обществу; это значит сделать невозможным искупительное присутствие Бога и Его работу через Его “храм” в Коринфе по искуплению коринфского общества. Те, кто таким образом противостоит самим искупительным целям Бога — путём раскола и споров, язвительного поведения; посредством ложных доктрин, которые отвергают весть о кресте как скандальную и глупую; извращая свободу Евангелия в безудержный распутник; заменяя спасение по благодати через веру законнической зависимостью от дел — подвержены разрушительной силе Бога. Их уничтожение, однако, следует рассматривать не как акт мстительного возмездия, а скорее как неизбежный результат, который приходит к тем, кто отвергает Божий путь спасения.
Именно в этом смысле тот, кто “разрушает храм Божий”, принадлежит к категории тех, кто, согласно Иисусу в Матфея 12:31-32, совершает непростительный грех. Там это отрицание искупительного присутствия Божьего Духа в жизни и служении Иисуса. Отвергать эту работу Бога - значит отказываться от Божьего прощения. Для Павла именно разрушение Божьего пути спасения через церковь, в которой действует Дух Божий (1 Кор. 3:16), ведёт к разрушению. Ибо разрушить это дело Божье (см. Рим 14:20) - это, в конечном счёте, отвержение Бога.