Кажется, что Библия учит, что те, кто никогда не слышал Евангелие, будут осуждены. После всего это кажется не честным - ведь они никогда не слышали, чтобы могли верить и жить.
Очевидно, что стандарт суда для тех, кто никогда не слышал послание Библии является, воистину, сложным вопросом, о котором христиане спорят уже не одну сотню веков. Конечно, короткий ответ на этот вопрос навряд ли кого-нибудь удовлетворит, но мы, однако, сможем обсудить хотя бы часть этой проблемы, которую мы вынесли из этого стиха.
Во-первых, целью Павла, когда он писал этот стих, не было обсуждение вопроса суда на язычников. Он пишет церкви в Риме для того что бы адресовать этот пункт в своем учении, который произвел так много споров, его настойчивость в том, что и евреи и язычники могли придти к Богу на том же основании - по благодати Иисуса. Здесь, продолжая свою мысль, он указывает на то, что евреи, которые слышат и понимают Закон, но, на самом деле, не исполняют его, находятся под Божьим судом. Еврейская религиозная практика еще никого не сделала более лучшим перед Богом. В Римлянах 2:13 написано: "потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут".
Это был важный момент, сделанный Павлом. Евреи полагал, что язычники были под Божьим судом потому, что они не соблюдали Божьи Заповеди, изложенные в Законе. Павел же говорит о том, что евреи, которые не исполняли всё из Закона (на что ни кто из них не мог и надеяться), тоже находились под Божьим осуждением. Все в равной степени нуждались в спасении через Иисуса и, таким образом, еврейский иудаизм не давал им никакой выгоды. Следствием из этого является то, что язычники, которые пришли к вере в Иисуса не будут чем-то лучше, если они станут еврейскими христианами, потому что они уже в том же состоянии спасения как и евреи, которые верят в Иисуса.
Таким образом, мы приходим к заключению, что Павел не рассуждает о том, что язычники будут судимы на основе Заповедей, о которых они никогда не слышали. Его мысль в том, что евреи и язычники будут судимы на основе своих дел, в независимости, при этом, читали ли они Закон Моисея или нет.
Во-вторых, Павел прекрасно знает об источнике откровения для всех язычников, как мы читаем это в Римлянах 2: 14-16. Павел указывает на то, что даже языческие культуры имели добродетели и осуждали основные пороки, упомянутые в Законе Моисея. Римский и греческий законы осуждали убийство, воровство и прелюбодеяние также как и Закон Моисея. Подобным же образом, забота о родителях, преданность соотечественникам и другие добродетели были заповеданы этими законами. Откуда же это у язычников, если ни древние греки, ни римляне в помине не читали еврейские писания? Павел отвечает на это тем, что все эти принципы были записаны у них в сердце. Бог открыл им эти принципы, делая их стандартами через их совесть. Конечно же это не значит, что все правила Закона Моисея можно найти у язычников. Лишь только основные добродетели из закона Моисея можно найти в большинстве языческих культур.
В третьих, Павел учит, что люди будут судимы в соответствии с стандартами, которые они знают, а не в соответствии того, что они не знают. Здесь это не значит, что это вовсе не важно знать Библию. Вот две причины для такого заключения. С одной стороны, Закон показывает то, как надо жить, так что бы люди не страдали, игнорируя его, зная его или нет. Древние общества имели бы гораздо меньше насилия и были бы в гораздо лучшем состоянии, обладай они Законом Моисея. С другой стороны, Павел указывает на то, что только Иисус может решить проблему греха у еврея или язычника. Проблема не в том, что язычники не живут согласно закону Моисеева. Проблема в том, что они не исполняют их собственный закон, который они знают очень хорошо. Спустя 150 лет после Павла, отец церкви Тертуллиан указал на это как момент защиты веры, имея в виду то, что христиане живут согласно добродетелям, которым же Греко-римские язычники учат, но не исполняют.
Таким образом, вернемся к нашему вопросу: Насколько Бог справедлив? Ответ Павла будет: "Совершенно справедлив!" Язычники не будут судиться на основе закона, который они не знают. Они могут страдать из-за естественных последствий не знания, но это не будет основой их осуждения перед Богом. Язычники будут судимы на основе послушания закону, который написан у них в сердце, на основе того, как они поступали со своей совестью. Они будут судимы на основе их послушания тому, что они знают. И не только язычники будут судиться на этой основе, но также и евреи. Они знают Закон Моисея, так что будут судимы, но не на основе знания, а на основе послушания.
Естественно, этот принцип можно применить и к читателям этого текста. Бог также справедлив и к нам. Мы не будем судимы на основе того, как много мы знаем Библию или как много теологических курсов мы прошли. Знание того, как надо правильно верить не извиняет нас. Мы будем судимы по тому, как мы исполняем то, что мы знаем из Библии. В самом деле, если мы игнорируем богатство знания, которое имеем, а язычник повинуется тому малому, что знает, то он будет в лучшем положении, чем мы.
См. также комментарии к Иоанна 14:6, Деяния 4:12. Kaiser, Walter C., et. al., Hard Sayings of the Bible, (Downer's Grove, IL: InterVarsity Press) 1997.
© Перевод Сергея Назарова, 2003 год.
|