Майку Биклу, основателю IHOP и ведущей фигуре NAR, предъявлены обвинения в сексуальных домогательствах. Но что такое NAR и откуда оно берётся? Объясняет доктор Джон Мейден
Ещё одно потрясение для харизматов недавно попало в заголовки газет.
Бикл был ведущей фигурой в свободном, разнообразном движении в мировом христианстве, известном как Новоапостольская Реформация (NAR). Возможно, вы видели негативные отзывы о NAR в социальных сетях. Отчасти это связано с серьёзными обвинениями в нарушении моральных норм в адрес некоторых ключевых ‘апостолов’. Для других NAR вызывает споры из-за своей теологии или того факта, что её лидеры, такие как Пола Уайт-Кейн и Лэнс Валнау, были ярыми сторонниками бывшего президента США Дональда Трампа.
Тем, кто хоть немного знаком с Историей Церкви, может показаться преувеличением называть это движение ‘реформацией’. Но не обольщайтесь, за последние десятилетия NAR - часто с заметным ростом и экспансивными средствами массовой информации - изменила облик христианства. Вместе с этим происходит революция в том, как многие церкви относятся к власти.
Откуда взялась NAR?
В своём происхождении и современной форме новоапостольская реформация, как правило, привлекала пятидесятников и евангелистов, которые искали более аутентичное выражение новозаветного христианства. Их взгляды на конец времён обычно подчеркивали восстановление Церкви в соответствии с более библейскими образцами практики и руководства, а также возрождение христианства в обществе и на общественных площадях.
Корни этого движения уходят на много лет назад. Но сейчас давайте начнём с американского возрождения Позднего дождя 1948 года, когда группа христиан убедилась, что пятидесятничество утратило связь с подлинностью Нового Завета – и в результате утратило свою духовную силу. Они учили, что “поздний дождь”, описанный в Иоиля 2:23, относится не ко Дню Пятидесятницы, как записано в Деяниях 2, а к пробуждению в конце времён.
Это включало идею о том, что христиане, наделённые силой Духа (иногда называемые в NAR “Армией Иоиля”), приведут Церковь-победительницу к пробуждению и обновленному влиянию в мире. Руководство этой возрождающейся Церковью должно было исходить от апостолов и пророков, настроенных на “новое”, что творил Бог, и не связанных традиционными структурами.
Как я описываю в своей книге "Эпоха духа: харизматическое обновление, англо-мировое и глобальное христианство, 1945-1980", возрождение Позднего дождя сошло на нет, но его ключевые принципы получили вторую жизнь благодаря харизматическому обновлению 1960-х и 1970-х годов. В то время как некоторые харизматы были привержены обновлению своей конфессии – англиканской, баптистской, католической и т.д., – другие подчеркивали реставрационистское мышление. В Великобритании, США и многих других странах появились независимые сети новых и домашних церквей с таким же акцентом на апостольское и пророческое лидерство. Это дало начало крупным церковным движениям, действующим и по сей день, таким как Newfrontiers, Pioneer и Vineyard.
Противоречия и Реформация
В Соединённых Штатах, в частности, некоторые – но ни в коем случае не все – практиковали "пастырство", своего рода пирамиду власти и подотчётности, в соответствии с которой полномочия (обычно мужские) передавались от ведущей национальной (или глобальной) фигуры местным пасторам и даже по цепочке пастырского командования между прихожане.
Пастырское движение в конечном счёте взорвалось потоком обвинений в принуждении и жестоком обращении. Однако рост независимых церквей и сетей, многие из которых процветали, возглавляемых апостольскими и пророческими деятелями, продолжался.
В 1980-х годах движению был придан дополнительный импульс благодаря появлению новых лидеров, сосредоточенных вокруг таких фигур, как гуру церковного роста Питер Вагнер. В них ещё больший акцент делался на роли пророчеств – в том числе касающихся политики и жизни страны – и доминионизма. Это идея о том, что посредством практики духовной войны Церковь будет осуществлять власть над "семью горами" - религии, развлечений, бизнеса, образования, семьи, правительства и средств массовой информации.
Такие лидеры, как Бикл, были чрезвычайно влиятельны, уча, что “Армия Иоиля” одержит победу во имя Христа, и предоставляя платформу таким известным, а иногда и весьма противоречивым пророкам, как Пол Кейн и Боб Джонс.
Ближе к концу 1990-х годов, насколько мы могли бы судить, это начало обретать форму. Благословение в Торонто в 1996 году, рассматриваемое многими как момент глобального пробуждения, стало важным катализатором для различных апостольских сетей, включая "Глобальное пробуждение" Рэнди Кларка, международное служение "Жатва" Че Ана и служение "Айрис" Хайди и Роллана Бейкеров.
Охват таких сетей поразителен. Например, сеть "Глобального пробуждения" насчитывает более 600 конгрегаций по всему миру. Iris Global (как она сейчас называется) утверждает, что основала более 10 000 церквей. Их радикальное руководство и учения – в сочетании с их явным численным ростом – наводят на мысль, что "реформация" действительно может быть подходящим описанием этого нового глобального христианского движения.
За и против
Те, кто поддерживает NAR, утверждают, что приверженность движения библейским образцам власти является их сильной стороной; в частности, лидерство апостолов и пророков, помазанных Святым Духом и ведомых им. Есть и прагматические аргументы в пользу более централизованных форм лидерства, как это могло бы быть в бизнесе или политике. Увеличивает ли лидерство апостолов динамизм и отзывчивость? Или, говоря прямо: могут ли они лучше справляться с делами?
В то же время некоторые задаются вопросом о потенциальных слепых зонах. Как насчёт преемственности, например? Существует множество процветающих христианских сетей, которые изо всех сил пытаются сохранить жизнеспособность, когда первоначальный лидер, часто очень харизматичный и всеми любимый, больше не руководит.
Затем, с теологической точки зрения, некоторые задались вопросом, отражает ли наделение значительной властью одного человека реалистичный взгляд на греховность человека. Более того, когда человек или отдельные лица считаются помазанниками Божьими, насколько легко оспорить их авторитет или исправить их? Может ли тенденция NAR к централизации власти – и потенциальному возведению людей на пьедестал – дать лидерам больше возможностей действовать неэтично или аморально и одновременно затруднить окружающим задавать трудные вопросы?
К сожалению, каждый раз, когда лидер NAR терпит неудачу, неизбежно возникают сложные вопросы о движении в целом - и о природе человека, духовном помазании и ответственности Церкви.