Потребовались столетия, чтобы христианские мученики оказали влияние на языческое общество |
Кровь христиан - это семя", - писал Тертуллиан, христианин из Северной Африки, примерно в 197 году. "[Это] приманка, которая привлекает людей в нашу школу. Мы размножаемся всякий раз, когда вы нас выкашиваете".
Тертуллиан, конечно, писал с риторическим преувеличением. Язычники почти не стекались в церковь после того, как стали свидетелями смерти христиан. Мученичество в конечном счете оказало масштабное влияние на язычников, но не раньше, чем через два столетия.
Преследования для удовольствия
Обычные граждане во времена Тертуллиана не были впечатлены смертями христиан. На самом деле, они, казалось, получали удовольствие от преследования христиан.
"Вязанные" и "столбовые люди" были прозвищами презрения к людям, которых привязывали к столбу или наваливали вокруг них вязанки хвороста (древесную щепу), готовя к сожжению. Христиане рассматривались всего лишь как секта или школа, выступающая против установленного порядка, занимающаяся черной магией и практикующая кровосмешение и ритуальное детоубийство. На них смотрели как на опасный культ, их не любили и презирали.
"Благодаря вере [в воскресение] они принесли это странное и новое поклонение и презрели ужасы, с готовностью и радостью идя на смерть", - насмехался один древний. "Теперь давайте посмотрим, воскреснут ли они снова, и сможет ли их Бог помочь им и забрать их из наших рук".
Власти были ещё более презрительны, сказав одной группе христиан в провинции Азия (ныне Азиатская Турция), что если они хотят покончить с собой, то для этого достаточно пропастей.
Похожие чувства мы находим у христиан в рассказе о мученической смерти Перпетуи и Фелиситас в Карфагене в марте 203 года. Внутри тюрьмы многие были впечатлены стойкостью христиан, но в амфитеатре отношение изменялось.
Когда Перпетуя и Фелиситас вышли на арену, толпа была попеременно разъярена их неповиновением и шокирована тем, что их выставили обнаженными. Но пощады не требовалось. Более того, ничто в рассказе не указывает на то, что на кого-то оказали влияние, чтобы он стал христианином и разделил их судьбу.
Люди по всей империи привыкли наблюдать жестокие сцены в амфитеатре, иногда включающие казнь преступников дикими зверями. Кроме того, христиане заслуживали скудного сочувствия. Они были фанатиками-подрывниками, мотивированными, как полагал император Марк Аврелий (около 170 г.), "явной оппозицией". Если они хотели смерти, они могли её получить.
Жалость к дуракам
К концу второго века примеры мужественной и добродетельной христианской жизни начали вызывать неохотное уважение у некоторых влиятельных современников. Примерно в 200 году врач Гален, критикуя невежество и легковерие христиан, признал их "презрение к смерти и сдержанность в жизни", а также их "самообладание в вопросах еды и питья и их острое стремление к справедливости, [которое] не уступает истинным философам".
Однако существует мало свидетельств того, что к жертвам широко распространенных местных преследований в 202-206 годах относились более благосклонно. В Риме, Александрии и Коринфе, где произошли эти вспышки, отношение населения, по-видимому, напоминало отношение карфагенян.
Между 210 и 235 годами и снова с 238 по 250 год христианство получило определенную степень терпимости. Но в январе 250 года император Деций, столкнувшийся с опустошительным вторжением готов на границе, приказал принести римским богам жертвы по всей империи, следуя примеру ежегодного жертвоприношения на Капитолии в Риме. Те, кто не смог принести жертвы, были бы сурово наказаны.
Реакция была немедленной и ошеломляющей. Столкнувшись с альтернативой повиновения императору или страданий за свою веру, подавляющее большинство христиан последовало за императором. Храмы были переполненные жертвоприношателями. Массы отступили. Язычники чувствовали себя морально и интеллектуально на высоте. Христианских исповедников — тех, кто сохранил веру, — высмеивали и считали дураками.
Деяния мученика Пиония и его спутников (принявших мученическую смерть в Смирне в 250 году) дают яркий отчёт из первых рук о тамошних событиях: были предприняты все усилия, чтобы убедить Пиония и небольшую группу собратьев-христиан принести жертву в храме Немезиды и избежать наказания. Даже Евктемон, епископ, принёс жертву; почему бы и нет?
Громкий хохот разразился, когда Пионий признался, что поклонялся распятому Христу, хотя палач умолял его передумать и позволить вынуть гвозди, которыми он был прикован к виселице.
Но в конце концов смерть Пиония не вызвала ничего, кроме печали и жалости.
Демонстрация силы
В течение следующих полувека мученичество постепенно оказывало влияние на общественное мнение. В это время император Валериан приказал провести ещё один раунд преследований, длившийся три года. Христианская иерархия и богатые сторонники подверглись преследованиям, а церковные здания и кладбища конфискованы. Преследование закончилось только тогда, когда в июне 260 года персы разгромили императора и взяли его в плен близ Эдессы.
В Карфагене самой заметной жертвой был епископ Киприан, и во время его казни 14 сентября 258 года христиане продемонстрировали свою поддержку, устроив публичное бдение в его честь в ночь перед его обезглавливанием. Это была демонстрация силы, признак того, что они стали значительным и уверенным в себе меньшинством в некоторых крупных провинциях империи.
Независимо от того, благодаря демонстрации или нет, в течение следующих 43 лет церковь наслаждалась миром от всех, кроме незначительных, изолированных преследований. Упадок гражданских ценностей и экономический спад помогли христианству, и размеры и влияние церкви чрезвычайно возросли.
В Риме катакомбы, такие как катакомбы Петра и Марцеллина, превратились в огромные некрополи, содержащие 11 000 или более захоронений. Церковная организация прогрессировала по всей империи. Даже в Римской Британии были свои епископы. Некогда чисто городское учреждение, христианство находило всё большую поддержку в сельской местности.
Таким образом, когда император Диоклетиан (правил 284-305) после долгих колебаний попытался уничтожить церковь — единственный нонконформистский элемент в империи, - его задача была бесконечно сложнее, чем во времена его предшественников.
Неудавшееся преследование
Великое гонение 303-312 годов затронуло как город, так и сельскую местность. Оно было выполнено в точности имперскими чиновниками, но у многих язычников росли сомнения в его оправданности и успехе.
Во-первых, христиан было слишком много, чтобы их подавлять. К этому времени многие христиане служили в армии и администрации. Кроме того, на этот раз христиане не дезертировали массово, и стойкость преследуемых христиан повлияла на общественное мнение.
Л. Целий Фирмикан Лактанций (ок.270-320) был североафриканским преподавателем риторики, который иммигрировал в Малую Азию и нашел работу при дворе Диоклетиана. Он стал христианином и писал о событиях в Никомедии и в прилегающей провинции Вифиния. Христианство быстро росло, сказал Лактанций, и Бог позволил преследованиям одних верующих привлечь других.
"Огромное количество людей отказывается от поклонения ложным богам из-за их ненависти к жестокости", - писал он. Еще больше зрителей восхищались христианами, которые предпочли бы умереть, чем поклоняться римским богам, и задавались вопросом, стоят ли их собственные боги того, чтобы за них умирать:
"Люди, которые стоят вокруг, слышат, как они говорят посреди этих самых мучений, что они приносят жертвы не камням, созданным рукой человека, а живому Богу, который на небесах: многие понимают, что это правда, и принимают это в свою грудь".
Лактанций приписывал "многочисленные причины, собранные воедино" (включая чудеса и изгнание нечистой силы) для привлечения "великого множества людей к Богу". Но главным среди них была стойкость христиан, столкнувшихся с преследованиями.
В нескольких сотнях миль от Никомедии Лактанция борьба зачастую ужасающих масштабов охватила коптский Египет. Евсевий Кесарийский (269-339) находился в Верхнем Египте во время последнего приступа гонений по приказу императора Максимиана в 311 году.
Описывая кровавую бойню, Евсевий писал: "Некоторые подверглись обезглавливанию, другие были наказаны огнём; так что смертоносный топор притупился, износился и был разломан на куски, в то время как сами палачи совершенно устали". Но каждый раз, когда это происходило, Евсевий утверждал, что добровольцы на смерть бросались вперёд: "Как только одному выносился приговор, другой с одной стороны и другие с другой подскакивали к трибуналу и признавали себя христианами". Они часто шли на смерть, распевая псалмы и гимны.
Христиане-копты в Египте никогда не забывали те дни. Они датируют свою эпоху восшествием на престол Диоклетиана в 284 году как постоянное напоминание об их триумфе над имперскими преследованиями.
Со времен Тертуллиана многие христиане стали "евангелистами до самой смерти", но только в четвёртом веке мученичество стало серьезным фактором роста церкви. До тех пор, пока империя процветала и преобладали ценности римской цивилизации, христиане считались незаконным и нелояльным меньшинством. Мученики просто демонстрировали своё рвение в основном враждебному или безразличному населению.
В конце
Великое преследование, похоже, перевесило чашу весов. После обращения Константина мученики стали частью "Золотой легенды". В Риме, например, испанский поэт Пруденций (ум. в 402 году) приукрасил историю мучеников чудесными подробностями их легендарного героизма против языческих правителей.
Так что Тертуллиан, в конце концов, был прав, хотя его утверждениям потребовалось время, чтобы воплотиться в жизнь. Для него мученичество христиан было высшим влиянием, которое привлекало людей (его в том числе) к христианству: "Ибо кто, созерцая [мученичество], не испытывает побуждения спросить, что на самом деле кроется в нем?"
William H. C. Frend - почётный профессор церковной истории в Университете Глазго.
|