Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Галерея ключевых обращённых
Отвергнув язычество, эти пятеро христиан помогли благовествовать империи.

Григорий Чудотворец
(210-260)

Современные родители иногда беспокоятся, что их дети поступят в колледж и вернутся новообращёнными в какую-нибудь странную новую религию. Это именно то, что произошло около 1700 лет назад с Григорием Понтийским, только странной новой религией было христианство.

Родившийся в богатой языческой семье в Неокесарии (современная Турция), Грегори изучал юриспруденцию и традиционную греческую и римскую классику. Затем его и его брата отправили для дальнейшего обучения в Кесарию в Палестине, где они поступили в школу великого христианского мыслителя Оригена. Его учитель обратил его (и его брата Афинодора) в христианство.

Когда Григорий вернулся домой, он обнаружил, что его ждёт христианская община из 17 человек. Вскоре после этого Григорий был избран епископом. Хотя он обучался умозрительному богословию, пастырская работа Григория была связана с практическим применением веры. Его пастырские способности были таковы, что некоторые из его паствы вскоре приписали ему чудеса — отсюда его прозвище "Чудотворец".

В одной легенде (из поколения позже) описывается, как Дева Мария направила апостола Иоанна наставлять Григория о Троице, чтобы епископ мог учить своих оглашенных. Другая легенда рассказывает, как два брата поссорились из-за владения озером и попросили Грегори выступить арбитром между ними: говорят, что Грегори разделил озеро на два водоёма, отдав по одному каждому брату.

Легенды это или нет, но лидерство Григория, должно быть, было великим, потому что во время его служения большая часть города Понтус приняла христианство.

Доктринальные конфликты потребовали от него участия в нескольких церковных соборах, которые осудили ложное учение. В 253 и 254 годах он наблюдал, как готы разграбили его любимый родной город. Римское правление просуществовало всего лишь столетие, но церковь, построенная Григорием, существует и по сей день.

Киприан
(200-258)
Отчаявшийся язычник, благоразумный епископ

Обращение Тасия Киприана было одним из лучших событий, произошедших с североафриканской церковью — и с христианской церковью в целом.

Он родился в римской аристократии в Северной Африке. Будучи опытным ритором, он был глубоко сведущ в языческой литературе позднеримской эпохи. Но Киприан подружился с пожилым священником по имени Цецилий, который приветствовал молодого аристократа и познакомил его со своей семьей — и с христианством.

В то время как Киприан принимал христианского Бога как истинного, он находил христианскую мораль трудной. В свете упрямства человеческой натуры и дурных привычек он задавался вопросом: "Как возможно такое обращение?" В частности, он усомнился, сможет ли он обойтись без публичных почестей и вина.

Киприан в конце концов обратился, и во время своего крещения он обнаружил, что сила Божья, а не его собственные усилия, сделала возможной христианскую жизнь:

"Удивительным образом сомнительные вещи сразу же начали обретать уверенность во мне, скрытые вещи стали раскрываться, тёмные вещи стали просветляться, и то, что раньше казалось трудным, стало предлагать средства достижения, а то, что считалось невозможным, стало возможным достичь".

С усердием новообращённого Киприан быстро овладел христианскими Писаниями и трудами христианских богословов. Через два года после своего обращения он был рукоположен в сан священника и, несмотря на своё собственное сопротивление, затем был избран епископом Карфагена.

Через несколько месяцев после своего избрания император Деций начал преследовать христиан в Северной Африке, и новый епископ был вынужден бежать. Когда он вернулся, то обнаружил свою паству в лохмотьях. Некоторые отошли от веры, принося жертвы языческим богам. Другие всё ещё сохраняли свою веру во Христа, но передали римским властям драгоценные экземпляры Священных Писаний и священные сосуды. Третьи покинули братство церкви, чтобы присоединиться к раскольнической церкви Новациан, секте ригористов, которая презирала христиан, которые были слишком терпимы в прощении тех, кто пал под давлением преследований.

Политика Киприана была умеренной и разумной, что обеспечило ему постоянное место в истории церкви. Выступая против новацианистов, он постановил, что утраченное действительно может быть возвращено церкви. Но чтобы церковь не стала слабой, он также постановил, что отпавшие должны соблюдать соответствующее время покаяния за недостаток мужества. Что касается тех, кто передавал церковную собственность, он постановил, что каждый случай должен решаться по существу. Во всех этих спорах Киприан отстаивал важность церкви, ибо, как он прославился тем, что сказал: "Вне церкви нет спасения".

Его служение было прервано гонениями, начатыми императором Валерианом в 258 году, во время которых Киприан был арестован и обезглавлен.

Арнобиус (умер около 327 года)
Христианский Вольтер

Епископ Сикки четвертого века в Нумибии, Африка, привык к тому, что его высмеивали за его христианскую веру. Но его удивление не могло быть больше, когда один из его величайших критиков, Арнобиус, предстал перед ним, чтобы смиренно попросить разрешения получить наставления в вере.

Арнобий был предан старым богам до грубого суеверия. Но после того, как он стал свидетелем мужественного мученичества некоторых христиан и увидел сон, в котором ему было сказано обратиться в христианство, он захотел стать катехуменом.

С удивлением — и, возможно потому, что он ещё не доверял Арнобию, — епископ спросил молодого философа, готов ли он публично отречься от язычества. Арнобий ответил, что ничего лучшего он и не желал бы, и начал работу над своей многотомной книгой "Против народов", в которой опровергалось обвинение в том, что христианство несёт ответственность за многочисленные эпидемии, бушевавшие по империи. Закончив первые две книги своего труда, Арнобий принял крещение. Затем он написал ещё пять.

Любимым литературным приемом Арнобия был риторический вопрос, который он задавал каждому языческому утверждению, какое только мог вообразить. На аргумент о том, что язычество было выше, потому что оно было старше, Арнобий коротко ответил: "Есть ли что-нибудь старше Его [Бога]?"

Когда языческие философы сказали, что для трансцендентного Бога было бы плотским родиться человеком, Арнобий страницу за страницей перечислял плотские подвиги, которые языческие источники приписывали Юпитеру, Сатурну и другим богам.

И всё же свои худшие обвинения он выдвинул против себя за то, что всегда верил в языческих богов: "О слепота, что я поклонялся изображениям, только что извлечённым из печей, богам, созданным на наковальнях и выкованным молотами, костям слонов, картинам, венкам на старых деревьях; всякий раз, когда я замечал помазанный камень … Я обратился к нему и попросил благословения у бессмысленного предмета".

Из-за сатиры Арнобия и оскорблений язычества один историк назвал его "Вольтером на стороне ангелов".

Лактанций
(250-325)
Защитник надежды и жизни

Одним из величайших даров Арнобия христианской церкви был его ученик Луций Цецилий Фирмиан, известный нам как Лактанций. Как и его учитель, Лактанций был выдающимся философом — настолько, что его сделали публичным ритором в имперском городе Никомедия.

Неясно, что именно побудило Лактанция обратиться в христианство (около 300 г.), но после того, как он принял христианство, он был одновременно апологетом и историком веры. Он оставался на своём посту до великого гонения Диоклетиана в 303 году. Он избежал ареста и пыток, но не нищеты и голода.

В отличие от своего учителя Арнобия, который использовал свои навыки для высмеивания язычества, Лактанций пытался пропагандировать христианство среди образованных классов, скрупулезно объясняя, во что верят христиане. Его "Божественные институты" - первая крупномасштабная попытка на общеупотребительной латыни изложить христианскую доктрину подробным и систематическим образом. Он заверил своих читателей, что будет "говорить о надежде, о жизни, о спасении, о бессмертии и о Боге, чтобы мы могли положить конец смертельным суевериям и самым позорным заблуждениям".

В своей книге "Сотворение Бога" Лактанций попытался доказать существование Бога на основе чудес человеческого тела. В своём трактате "Гнев Божий" он выступал против философов, которые критиковали Священные Писания на том основании, что возвышенного Бога невозможно заставить разгневаться. Лактанций ответил, что Бог больше, чем возвышенный или бесстрастный — Он хозяин вселенной, который способен к прямому действию во времени.

Для менее искушенных читателей он написал "Смерть гонителей", популярную историю, в которой с ужасающими подробностями рассказывалось об ужасных смертях, постигших императоров и других злоумышленников, преследовавших христиан.

Лактанций, как и его наставник Арнобий, позже был приравнен к великому светскому писателю. Некоторые гуманисты эпохи Возрождения называли его "христианским Цицероном".

Тертуллиан
(160-225)
Драчливый апологет

В то время как некоторые апологеты пытались примирить христианство и философию, Тертуллиан пытался провести резкое различие между христианской верой и миром.

Квинт Септимус Флоренс Тертуллиан вырос в Карфагене в Северной Африке, изучал классическую литературу и, как говорят, выучился на юриста. Но примерно в 197 году н.э. он принял христианство и, возможно, стал священником. Тертуллиан не оставил записей о своём обращении, но многие учёные считают, что героизм христианских мучеников произвёл на него глубокое впечатление.

Тертуллиан заявил, что церкви не нужно даже спорить с такими людьми: "Вы ничего не потеряете, кроме своего дыхания, и не получите ничего, кроме досады от их богохульства". Его самая ранняя известная работа - это письмо утешения и ободрения заключённым христианам, ожидающим казни. Вскоре после этого он направил римским властям длинное письмо, в котором высмеивал их попытки подавить христианство.

"Мы всего лишь вчерашние люди, — писал он, — но мы заполнили все места среди вас - города, острова, крепости, посёлки, рыночные площади, сам лагерь, племена, компании, дворец, сенат, форум - мы не оставили вам ничего, кроме храмов ваших богов".

Тертуллиана чаще всего помнят за его апологетические труды — и за его острое, как бритва, остроумие — в защиту христианской веры. Для языческого мира трактаты Тертуллиана утверждали, что христиане не представляют угрозы для империи и являются лояльными гражданами; поэтому к христианам следует относиться терпимо.

В своих посланиях христианам Тертуллиан предупреждал, что отделение от языческой культуры необходимо, чтобы избежать морального и доктринального искажения. Театр, языческие пиры, публичные собрания и, прежде всего, гладиаторские игры были несовместимы с христианской верой. "Такими лакомствами, - писал он, - пусть угощаются гости дьявола".

Тертуллиан обрушил свою глубочайшую критику на тех, кто пытался изменить или видоизменить христианскую веру. Бог, настаивал он, был одним и тем же любящим и милосердным Богом как в Ветхом Завете, так и в Новом; Христос был воплощённым Богом и исполнением всех мессианских пророчеств, и только церковь придерживалась законной веры, полученной от апостолов.

Гностики, еретики, схизматики и язычники, по его словам, были просто неправы. Они не имели права цитировать Священные Писания, которые им всё равно не принадлежали.

Тертуллиан заявил, что церкви не нужно даже спорить с такими людьми: "Вы ничего не потеряете, кроме своего дыхания, и ничего не приобретете, кроме досады от их богохульства".

Но с христианами он действительно спорил, книга за книгой. Ему не нравилось крещение младенцев, он верил, что возвращение Христа близко, и у него было мало времени на духовенство, которое (по его мнению) снисходительно относилось к сексуальной безнравственности. Он верил, что Святой Дух всё ещё говорит через верующих его времени, и он придерживался этой веры так сильно, что закончил свои дни среди монтанистов, движения, в конечном счёте осуждённого церковью.

Тем не менее, его учёность и писательская деятельность принесли ему прочное наследие как одному из великих африканских отцов церкви.

Gregory Elder - доцент истории в Риверсайд Коммьюнити колледже в Риверсайде, Калифорния.
Категория: История | Просмотров: 346 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: гонения, обращение, Древний Рим
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [331]
Статьи [2592]
Разное [642]
Библия [306]
Израиль [301]
Новости [578]
История [716]
Картинки [383]
MorningStar [1237]
Популярное [199]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [885]
Миссионерство [325]
It's Supernatural! [753]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 46
500

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024