«И, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим».
|
Во-первых, что значит, что “многие тела усопших святых воскресли”? Это воскрешение или просто появление каких-то призраков? Во-вторых, почему они ждали до воскресения, чтобы войти в “святой город” (Иерусалим)? Наконец, что означает это событие? Это звучит как фантастическая деталь, легенда, которая проскользнула в текст.
Версия распятия у Матфея имеет гораздо более триумфальный финал, чем у Марка. Подчеркнув, что Иисус был распят как царь иудейский и исполнил Писание в Своей смерти (так что это было частью Божьего плана), Матфей включает четыре уникальных события после смерти Иисуса: (1) землетрясение, (2) воскресение святых, (3) постановка стражи у гроба и (4) второе землетрясение до того, как женщины прибыли к гробнице.
Землетрясения, конечно, относительно хорошо известны в Палестине (сравните Амос 1:1). Сама долина реки Иордан является результатом землетрясения, и в стране есть линии разломов, мало чем отличающиеся от тех, что расположены вокруг Сан-Франциско, ещё одного подверженного землетрясениям населенного пункта. Землетрясения также были частью еврейской веры в конец времён (Захария 14:4). Необычным в этом отрывке является время землетрясений, их тесная связь как со смертью, так и с воскресением Иисуса. В каждом случае землетрясения, по-видимому, открывают гробницы. Что само по себе неудивительно. Гробницы более богатых людей, как правило, представляли собой естественные пещеры, соответственно увеличенные, или искусственные пещеры, вырезанные в более мягкой породе. На нескольких склонах холмов вокруг Иерусалима их было много. Гробницы были закрыты каменной перегородкой, которая была похожа на пробку, вставленную в маленькое отверстие пещеры. Землетрясение, которое сдвинуло скалу вокруг него, могло открыть такую дверь. Однако пока у нас есть только естественное событие с необычным временем, которое указывает на то, что за этим стоит Бог, но только для тех, кто замечает совпадение.
Но одно дело, когда землетрясение открывает гробницы, и совсем другое, когда из них выходят мертвецы! Матфей ясно дает понять, что это воскресение, поскольку он говорит о “телах” как о воскресших. Это также соответствует типичному еврейскому взгляду на загробную жизнь, поскольку они верили, что любой дух восходит из мёртвых, когда тело начинает разлагаться. Таким образом, в гробницах не было бы призраков или духов, которые могли бы выйти наружу, только трупы или их конечные останки, скелеты (кости которых были собраны и помещены в каменные ящики, называемые оссуариями). Таким образом, Матфей, очевидно, верил, что это было настоящее воскресение, и для него появление этих людей перед другими просто свидетельствует о том, что тела были воскрешены. Решающее значение для него имеет само воскресение “святых".
Многие евреи (а позже и христиане) верили в то, что мёртвые воскреснут. [Саддукеи и, возможно, другие еврейские группы не верили в воскресение мёртвых, но фарисеи и ессеи верили, и это, вероятно, было верой подавляющего большинства жителей земли. Тем не менее, их взгляды на воскресение различались. Здесь мы приводим только одну распространенную версию]. Для евреев акцент делался на воскрешении праведных умерших (“святых людей”), ибо именно они получили награду, исходящую от Бога, и поэтому должны быть воскрешены, чтобы получить её. Более того, это воскресение обычно ассоциировалось с приходом Мессии. В какой-то момент, когда он всё исправит и возвестит о грядущем веке, произойдёт воскресение праведных. Различные еврейские группы расходились во мнениях по деталям, но в целом согласились с общим планом.
Теперь мы можем видеть, что говорит Матфей. Мессия пришел, хотя Он был отвергнут и распят по просьбе лидеров народа. И всё же Царь Иудейский умер не просто как какая-то ужасная судебная ошибка, а как часть Божьего плана, изложенного в Ветхозаветном Писании. (Вот почему Матфей подчеркивает исполнение Писания в повествовании о распятии). Теперь Мессия мёртв, но Бог указывает, что это не конец Его истории, а начало конца века, посылая землетрясение и вместе с землетрясением частичное воскрешение “многих” праведных умерших, похороненных в районе Иерусалима. Это похоже на то, как если бы смерть Иисуса высвободила волну силы воскресения, которая начинает распространяться, начиная с Иерусалима.
Почему все праведные умершие не были воскрешены? Это напряженность, свойственная Евангелиям, особенно Синоптическим Евангелиям. Телеологически это выражается как напряжение между “уже” и “ещё нет". То есть многие больные были исцелены, когда Иисус был в Палестине, но не все больные были исцелены. Есть истории о том, как Иисус накормил голодных, но это не значит, что все голодные в Палестине были накормлены. Бесы были изгнаны, но не все бесы в Палестине были изгнаны. Мы могли бы продолжить каждый аспект служения Иисуса (а позже Его апостолов и других). Наступающий век характеризуется как в типичной еврейской, так и в христианской эсхатологии “всем”. Все праведные умершие воскресают, царит совершенная справедливость, ни один праведник не болен и так далее. Когда эти вещи переживаются частично сейчас, мы говорим, что “уже” мы испытываем вкус того, что в итоге произойдёт в полной мере. Когда мы замечаем, что не все были благословлены таким образом (хотя мы не слышали, чтобы Иисус когда-либо кого-то отвергал), мы отмечаем, что это совершенное состояние “еще не наступило". Это напряженность не только Евангелий, но и всего Нового Завета. Таким образом, нас не удивляет, что многие из праведных умерших в определённой области воскресли, ибо “уже” мы ощущаем вкус окончательного воскресения, но “ещё не” все мёртвые воскресли, ибо Матфей всё ещё ожидает появления учеников из “всех народов” (Мф. 28:19-20) до того, как полностью наступит конец этого века.
Таким образом, праведные умершие воскресают силой распятия, согласно Матфею, но они ещё не входят в город. Зачем им оставаться в гробницах? Для них было бы неуместно опередить своего лидера. (Матфей не говорит нам, сознательно это или бессознательно, знали ли они, почему они остались в гробницах, или Бог просто не дал им возможности уйти). Они ждут, пока произойдёт Его воскресение, а затем покидают гробницы. Конечно, никто не попытался бы снова закрыть гробницы, потому что во время праздника евреи избегали бы гробниц, которые сделали бы их ритуально нечистыми и, следовательно, не смогли бы участвовать в празднике. Даже если кто-то и заметил открытые гробницы, это было не то, что нужно было делать сразу. Как только Иисус появляется на публике, воскресшие мертвецы могут свободно отправиться в город в качестве своего рода подтверждающего свидетеля. Мы не слышим, чтобы они что-то говорили об Иисусе или даже что-то знали о Нём. Тем не менее, они осознают, что Бог воскресил их и когда это произошло, и такое воскресение является верным признаком присутствия Мессии или, другими словами, начала грядущего века.
Последний очевидный вопрос: “Что случилось с этими "святыми людьми" после того, как они "явились многим"?” Ответ: “Мы не знаем”. Поскольку это, по-видимому, первые плоды возможного всеобщего воскресения праведников, маловероятно, что Матфей хоть на минуту подумал, что они позже вернулись в свои гробницы. Возможно, он верил, что они ждали на земле возвращения Иисуса, но гораздо более вероятно, что он верил, что они отправились на небеса вместе с Иисусом (хотя у Матфея нет истории вознесения). Дело в том, что, как только их свидетельская функция завершена, они больше не представляют интереса для Матфея, поскольку его Евангелие - это история Иисуса, а не праведных мёртвых.
Hard Sayings of the Bible
|