Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Семь церковно-исторических примеров того, как хорошо распоряжаться деньгами
Христианские лидеры всегда сталкивались с трудными проблемами, связанными с финансами и верой. Их идеи всё еще говорят с нами сегодня.
Несколько лет назад опрос показал, что 85 процентов священнослужителей испытывают дискомфорт, говоря о деньгах. Мой отец был в 15 процентах. До того, как он стал методистским пастором, он был химиком в "Юнион Карбиде", руководил изготовлением пакетов "Глэд". Когда я готовился идти в служение, он обычно говорил мне: “Есть две вещи, которым вас не учат в семинарии — как вести финансовые дела и как уволить уборщика”.

В конце концов, после нескольких лет в местной церкви, мой отец оказался в деноминационной администрации. Среди его задач были консультации с духовенством по финансовым вопросам. Он говорил с ними о том, как платить налоги, посещал их церкви и обучал их проведению финансовых кампаний. Незадолго до его смерти, когда я пожаловался на необходимость платить налоги, он отметил, что уплата налогов - прекрасная возможность провести духовную инвентаризацию нашего финансового поведения. Вы многое узнаете о себе по тому, что делаете с деньгами.

Мой отец, возможно, был исключением в наш нынешний момент, но у него много друзей в истории церкви. Я думаю, что многие пасторы предполагают, что если христианские лидеры в прошлом если вообще думали о деньгах, то они думали об этом одним из двух способов: как о безнадёжно бездуховном (основанном на неправильном прочтении 1 Тимофею 6:10, среди прочих стихов) или как о естественной награде за жизнь, прожитую правильно, в том, что иногда называют “евангелием процветания” (основанном на неправильном прочтении Малахии 3:10 и Иоанна 10:10, а также других стихов). На самом деле отношение христиан к деньгам и рынку сильно различалось в зависимости от времени, места и контекста. Они подчеркивают любое искушение, которое у нас может возникнуть, либо превозносить деньги, либо принижать их. Вот несколько примеров.

Деньги в качестве поддержки служения

Мы легко можем представить Иисуса — а позже и Павла — путешествующим из города в город, исцеляющим, проповедующим и распространяющим Благую весть о Царстве Божьем. Мы когда-нибудь задумывались о том, кто покупал им еду? Очевидно, что много раз им предлагали гостеприимство бесплатно. Но мы также читаем в Луке 8:2-3, что среди учеников Иисуса были богатые женщины — Мария Магдалина, Иоанна, жена управляющего Ирода, и Сусанна, которые помогали поддерживать Его служение.

В Деяниях 16 преуспевающая торговка пурпурной тканью Лидия из Фиатиры была первой обращённой Павлом в Греции, и она предложила ему поддержку, пока он оставался в Филиппах. Позже, в Римлянам 16:1-2, мы слышим о Фебе, которая была лидером римской церкви и “благодетелем” многих. Роль сборщика средств и сторонника служения часто (хотя и не исключительно) исполняли женщины в церкви, и мы встречаемся с ними здесь в самом начале истории.

Деньги как инструмент

Климент Александрийский (150 – 215) был образованным новообращённым в христианскую веру, преподававшим в катехизической школе в Александрии. (В катехизической школе обучали основам веры, как правило, новообращенных, готовящихся к крещению). Среди его работ, дошедших до нас, есть проповедь Марка 10:17-31, история богатого молодого правителя.

Там он утверждает, что не каждый призван отказаться от своего имущества, но что богатые будут отчитываться перед Богом за то, что используют его на благо других:
Таким образом, богатства, которые приносят пользу и нашим ближним, не должны быть выброшены на ветер. Ибо они являются собственностью, поскольку ими владеют, и благами, поскольку они полезны и предоставлены Богом для использования людьми; и они находятся в наших руках и находятся в нашей власти, как материал и инструменты, которые предназначены для хорошего использования.
Самое главное, заключает Климент, - подчинить использование денег господству Христа.

Деньги, используемые для бедных

Иоанн Златоуст (347-407), священнослужитель в Антиохии и впоследствии епископ Константинополя, известен как один из великих проповедников ранней церкви (его прозвище Златоуст по-гречески означает “золотые уста”). Он часто проповедовал о деньгах. Одна из его проповедей была посвящена взиманию процентов (так называемое “ростовщичество” из Исхода 22:25-27; современные переводы часто ссылаются на ростовщичество).

Другие проповеди убеждали его прихожан в том, что их богатство должно быть использовано не для роскошной одежды и серебряных ночных горшков, а для того, чтобы делать добро бедным: “Не делиться нашим собственным богатством с бедными - это кража у бедных и лишение их средств к жизни; мы не владеем нашим собственным богатством только для себя, но и для них. Если у нас будет такое отношение, мы обязательно предложим свои деньги”. Обвиняемый в нападках на богатых в своих многочисленных проповедях на эту тему, он ответил: “Меня часто упрекают в том, что я постоянно нападаю на богатых. Да, потому что богатые постоянно нападают на бедных. Но те, на кого я нападаю, не богаты как таковые, а только те, кто злоупотребляет своим богатством”.

Деньги, собранные совместно

В христианской мысли существует давняя традиция, которая утверждает, что имущество, хотя и не является изначально злом, должно быть общим и использоваться на благо всех. Впервые мы встречаем эту идею в Деяниях 2:44-45 (хотя даже в Деяниях она контрастирует с такими учениками, как Лидия, которые, очевидно, сохранили свою собственность), но это также один из руководящих принципов монашества вплоть до наших дней.

Правило святого Бенедикта (ок. 480-547), основополагающий документ для большей части западной христианской монашеской практики, запрещало монахам владеть частной собственностью:
Порок личной собственности должен быть непременно искоренён в монастыре с самого корня, чтобы никто не смел ничего давать или получать без приказа настоятеля; или иметь что-либо как своё собственное, ни книгу, ни дощечку для письма, ни перо, ни что-либо еще, поскольку монахам не разрешается иметь ни своё тело, ни свою волю в своей собственной власти.
Один из непрекращающихся споров среди христиан на протяжении веков заключался в том, должны ли люди, не принявшие монашеского обета, иметь общие блага. В то время как большинство церквей сегодня не поощряют общую собственность, подобную монашеской, некоторые христианские общины, такие как гуттериты (анабаптистская группа), поддерживают полную общность товаров в своих колониях.

Деньги, используемые, а не злоупотребляемые, для общества

Мартину Лютеру (1483-1546) часто приписывают привнесение в западное христианство совершенно новых взглядов на деньги и призвание. Хотя правда намного сложнее, он, конечно, не уклонялся от разговоров о деньгах — в том числе о том, как, по его мнению, люди неправильно их используют. Вместе с несколькими другими протестантскими реформаторами он осудил то, как монашество в его худшем проявлении возвысило идею бедности для отдельных монахов, в то время как монастыри и институциональные лидеры становились богатыми.

Однако ему также не нравились развивающиеся экономические реалии, которые, как он видел, трансформировали общество вокруг него в области долгов, спекулятивных рынков и взимания процентов:
Ростовщичество, которое происходит в Лейпциге, Аугсбурге, Франкфурте и других сопоставимых городах, ощущается на нашем рынке и нашей кухне. Ростовщики едят нашу еду и пьют наши напитки. Ростовщичество живёт за счёт тел бедных. … Мир - это один большой публичный дом, полностью погруженный в жадность.
В ответ он призвал магистратов разработать политику социального обеспечения и ограничить процентные ставки.

Деньги тщательно хранились

Возможно, самое известное заявление о деньгах, которое когда-либо сделал англиканский священник Джон Уэсли (1703-1791), прозвучало в его проповеди “Использование денег”, где он изложил правило из трёх частей для своих последователей в движении под названием методизм: “Приобретайте всё, что можете. Сохраняйте всё, что сможете. Отдавайте всё, что можете”. Уэсли принял как данность рыночную экономику, которая так встревожила Лютера. Он хотел, чтобы методисты участвовали в этом — до тех пор, пока они делали это благодаря честному трудолюбию — и хорошо управляли тем, что они получили. Но больше всего он акцентировал внимание на последнем правиле:
Вы можете найти многих, кто соблюдает первое правило, а именно: “Получайте всё, что можете”. Вы можете найти несколько человек, которые соблюдают второе: “Сохраняйте всё, что сможете”. Но сколько вы нашли людей, которые соблюдают третье правило: “Отдавайте всё, что можете"? … И всё же ничто не может быть более очевидным, чем то, что все, кто соблюдает первые правила без третьего, будут в два раза больше детьми ада, чем когда-либо прежде.
Он провёл всю свою жизнь, живя не более чем на 28 фунтов стерлингов в год, которые он зарабатывал, учась в Оксфорде в качестве стипендиата. В конце концов, его труды приносили ему более 120 фунтов стерлингов в год, и он отдавал 92 фунта из них — эквивалент того, что сегодня зарабатывают около 29 000 долларов и отдают 23 000 долларов.

Деньги как свидетельство веры

Родившийся в Пруссии Джордж Мюллер (1805-1898) приехал в Англию в качестве миссионера; став священником церкви Эбенезера в Девоне, он пришёл к убеждению, что ему следует отказаться от своей зарплаты и довериться Богу, чтобы он обеспечил его и его новую жену Мэри. В 1836 году Мюллеры основали в своём доме сиротский приют.

В конце концов, переехав на своё собственное место в Эшли-Даун, приют разместил более 2000 детей. Но, пожалуй, самым замечательным в нём было отношение его основателя к деньгам. С 1830 года и до конца своей жизни он никогда не получал установленную зарплату и не просил пожертвований — он молился и призывал своих коллег молиться, и люди приносили ему и сиротам всё: от ложек до соли, от каминных экранов до завтрака до 10 000 фунтов стерлингов, необходимых для покупки дома в Эшли Даун. Однажды он написал:
Уверенность в Господе, к которому одному я обращаюсь за удовлетворением своих временных потребностей, удерживает меня... от тревожных расчетов, подобных этому: хватит ли моей зарплаты? Хватит ли мне самому на следующий месяц? и т. д. В этой моей свободе я, по милости Божьей, вообще, по крайней мере, могу сказать себе что-то вроде этого: Мой Господь не ограничен: Он может снова снабжать.
Всё принадлежит Христу

Эти примеры из совершенно разных времен и мест представляют нам различные точки зрения на спорные вопросы, связанные с деньгами и церковью, но через них проходят похожие нити. Деньги, как говорят нам наши братья и сестры во Христе из прошлого, находятся под господством Христа. Мы несём ответственность за то, что мы с ним делаем. И мы призваны использовать их на благо других, особенно бедных и уязвимых. Я не знаю, как вы, но для меня это звучит как начальный набросок проповеди о служении.

Сейчас мой отец с Господом, но я сам пастор, и я стремлюсь быть одним из 15 процентов. Ободрённый и испытанный этими историческими примерами и его примером, я пытался проповедовать и учить, что всё, что у нас есть, принадлежит Христу, и что мы должны хорошо распоряжаться этим — когда мы жертвуем церкви и когда мы думаем о собственном досуге, когда мы молимся и когда мы работаем, и даже когда мы платим налоги. Вы многое узнаете о себе по тому, что делаете с деньгами. Вы тоже можете многое узнать о Боге по тому, что вы с этим делаете.

Jennifer Woodruff Tait - священник епископальной церкви Святого Иоанна в Корбине, штат Кентукки. Она является редактором журнала "Христианская история" и автором книги "Христианская история в семи предложениях".
Категория: Статьи | Просмотров: 757 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/3 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: история, Финансы
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2695]
Разное [696]
Библия [331]
Израиль [301]
Новости [588]
История [750]
Картинки [387]
MorningStar [1280]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [998]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [777]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 41
500

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024