Отец западного монашества
|
"Однако благо всех заинтересованных сторон может побудить нас к некоторой строгости, чтобы исправить ошибки и сохранить любовь".
Первые монахи, пытавшиеся жить под руководством Бенедикта, так возненавидели его режим, что замыслили убить своего настоятеля. Они положили яд в бокал вина и предложили его Бенедикту. Прежде чем взять его, он благословил его, как было принято. Согласно истории, рассказанной Папой Григорием I (биографом Бенедикта), когда Бенедикт осенил бокал крестным знамением, тот разбился, и вино пролилось на пол.
Бенедикт, писал Григорий, "почувствовал, что в стакане был напиток смерти", созвал своих монахов, сказал, что прощает их, напомнил им, что с самого начала сомневался, подходит ли он им настоятелем, и заключил: "идите своей дорогой и ищите другого отца, подходящего для ваших собственных условий, ибо я не намерен больше оставаться среди вас".
Мы не знаем, был ли Бенедикт чересчур строг или его первые монахи были просто упрямы. Но годы спустя, когда Бенедикт написал правило жизни для другой группы монахов, оно оказалось образцом монашеской умеренности и одной из причин расцвета монашества на Западе.
Года |
|
432 |
Патрик начинает миссию в Ирландию |
445 |
Эдикт Валентиниана укрепляет первенство Рима |
451 |
Халкидонский собор |
480 |
Бенедикт Нурсийский родился |
547 |
Бенедикт Нурсийский умирает |
590 |
Григорий Великий избран папой |
Сострадательная дисциплина
Несмотря на то, что у нас есть полная биография Григория, мы очень мало знаем о Бенедикте. Биография в основном повествует о знамениях и чудесах, совершенных Бенедиктом (чудесным образом починил сломанное сито, вызвал воду из скалы, воскрешал мёртвых и т. д.). Однако мы можем собрать воедино набросок его жизни.
Бенедикт родился, когда Римская империя распадалась, и во время его юности итальянский полуостров был ареной постоянных войн между варварскими племенами. Молодой Бенедикт переехал из своего родного города (Нурсия в Умбрии) в Рим, но вскоре покинул "вечный город", когда почувствовал отвращение к язычеству и безнравственности, которые он там видел. Он удалился в пещеру в Субьяко, примерно в 50 километров к востоку от Рима, где жил отшельником и терпел тяжелые лишения.
Он старался как можно меньше общаться с другими. Один восхищённый монах приносил Бенедикту еду к пещере, подвесив её на веревке с колокольчиком, чтобы привлечь внимание Бенедикта.
Он также дисциплинировал свою плоть. По словам Грегори, однажды его чуть не одолела похоть, когда он вспомнил одну женщину. Бенедикт разделся догола и побежал в колючие кусты, так что "вся плоть его была разорвана; и так ранами тела своего он исцелил раны души своей, превратив удовольствие в страдание, и внешним горением ума погасил этот огонь".
По мере того как его репутация святости — и, возможно, чудотворства — распространялась, всё больше и больше монахов пытались сблизиться с ним. Он неохотно согласился стать настоятелем небольшого монастыря, но после покушения на убийство вернулся в уединение.
Снова монахи искали его, и вскоре он основал 12 монастырей с 12 монахами в каждом. Но зависть местного духовенства (один из которых, по словам Григория, пытался подсыпать яд в буханку хлеба) так встревожила Бенедикта, что он снова переехал и с несколькими учениками основал другой монастырь, на этот раз на горе над Кассино, примерно в 130 километров к югу от Рима.
Его слава продолжала распространяться (даже король готов, Тотила, пришёл, чтобы увидеть его), поскольку его реформы продолжались. Григорий говорит, что, когда Бенедикт наткнулся на местную святыню, посвященную древнеримскому богу Аполлону, он "разбил идола, опрокинул алтарь, поджёг деревья" и превратил его в христианское святилище.
Взяв идеи из ряда более ранних монашеских писаний (и, вероятно, из своего собственного опыта), Бенедикт написал правило для своих монахов, которое сегодня хвалят за сбалансированный подход к монашеской жизни. Помимо обетов бедности, целомудрия и послушания, в нём подчеркивались общинная жизнь, физический труд, совместная еда и избегание ненужных разговоров.
В то же время Бенедикт делал скидку своим монахам — на разницу в возрасте, способностях, склонностях, потребностях и духовном росте. Существует откровенное снисхождение к слабостям и неудачам, а также сострадание к физически слабым. "При составлении этих правил, - сказал он, - мы надеемся не установить ничего сурового, ничего обременительного".
Но он не был распутником: "благо всех заинтересованных сторон, однако, может побудить нас к некоторой строгости, чтобы исправить ошибки и защитить любовь".
Именно это сочетание сострадания и дисциплины сделало Правило образцом для многих более поздних монашеских орденов, помимо бенедиктинцев, и одной из причин, почему монашество стало такой жизнеспособной жизнью для многих в течение следующих столетий, в течение которых институт буквально формировал будущее Европы.
Когда Бенедикт умер, он был похоронен рядом со своей сестрой схоластикой, традиционно считавшейся его близнецом и также последовательницей монашеского пути.
|