"Тогда бы крестьянин мог петь отрывки из Священного Писания за своим плугом, а ткач мог бы напевать фразы из Священного Писания под мотив своего челнока,
как и путешественник мог бы облегчить рассказами из Священного Писания усталость своего путешествия".
"Когда у меня есть немного денег, я покупаю книги", - писал Эразм Роттердамский, взявший в своей взрослой жизни имя Дезидерий. "Если таковые остались … я покупаю еду и одежду".
Этот незаконнорожденный сын голландского священника жил в поисках знаний, в погоне за благочестием, в любви к книгам и угнетённый страхом бедности. На этом пути его труды и учёность вызвали богословское землетрясение, которое не прекращалось до тех пор, пока западноевропейское христианство не было расколото.
Не поклонник монашества
Родившийся в Роттердаме, осиротевший из-за чумы, Эразм был отправлен из капитула школы Святого Лебуина, где преподавали классическую науку и гуманитарные науки, в школу, управляемую монашеской братией Общей Жизни. Он впитывал в себя акцент на личных отношениях с Богом, но ненавидел суровые правила монашеской жизни и нетерпимых богословов. Они намеревались научить смирению, вспоминал он позже, сломив дух учеников.
Но он был беден, и ему и его брату пришлось уйти в монастырь; Эразм решил присоединиться к Августинцам. Он хотел путешествовать, получить некоторое академическое пространство и оставить позади "варваров", которые отговаривали его от классических занятий. И как только он был рукоположен в сан священника в 1492 году, он сделал это, став секретарем епископа Камбре, который послал его в Париж изучать богословие.
Он тоже возненавидел это место. В общежитиях воняло мочой, еда была отвратительной, учёба - механической, а дисциплина - жестокой. Но он смог начать карьеру писателя и путешествовать, что привело его в большинство стран Европы. Хотя он часто жаловался на плохое здоровье, им двигало желание найти лучших богословов своего времени. Во время поездки в Англию в 1499 году он жаловался на плохое пиво, варварство и негостеприимную погоду, но он также встретил Томаса Мора, который стал его другом на всю жизнь.
Во время той же поездки он услышал, как Джон Колет учит по Священным Писаниям, а не по комментариям, которые он изучал в Париже. Колет, который позже стал деканом Собора Святого Павла, поощрил голландского учёного стать "примитивным богословом", который изучал Священное Писание, как отцы церкви, а не как спорящие схоласты.
Игнатий Лойола получает одобрение "Общества Иисуса"
После этого Эразм посвятил себя греческому языку, на котором был написан Новый Завет. "Не могу передать тебе, дорогой Колет, как я спешу на всех парусах к священной литературе", - писал он вскоре своему новому другу. "Как же я не люблю всё, что меня сдерживает или тормозит".
Результатом стала его самая значительная работа: издание Нового Завета в греческом оригинале, опубликованное в 1516 году. К нему прилагались учебные заметки, а также его собственный латинский перевод — исправление около 600 ошибок в Вульгате Иеронима.
В предисловии Эразм говорит, что он взялся за проект, чтобы каждый мог, наконец, прочитать Библию: "если бы она была переведены на каждый язык … тогда бы крестьянин мог петь отрывки из Священного Писания за своим плугом, а ткач мог напевать фразы из Священного Писания под мотив своего челнока, как и путешественник мог бы облегчить рассказами из Священного Писания усталость своего путешествия".
Две наиболее достойные похвалы работы Эразма были сделаны Папой Львом X и немецким монахом Мартином Лютером, который год спустя положил начало протестантской Реформации.
"Глупый" критик
До этого поворотного момента, который в конечном итоге поглотил гуманиста (что в то время означало студента гуманитарных наук, а не того, кто превозносит человечество превыше всего), Эразм прославился другими своими трудами. И ему было чем прославиться. К 1530-м годам от 10 до 20 процентов всех проданных книг имели его подпись.
Он сказал, что писал, чтобы "исправить ошибки тех, чья религия обычно состоит из ... церемоний и обрядов материального рода и пренебрегает вещами, которые ведут к благочестию". Он прославился своей язвительной сатирой, «Восхваление глупости», которая нападала на монашескую и церковную коррупцию. Он критиковал чудеса, якобы совершаемые образами, индульгенциями и тем, что он считал бесполезными церковными обрядами.
Книги принесли ему славу, как и Библия. Это и его нападки на церковь привлекли внимание Лютера, который написал письмо с просьбой о поддержке.
Между Сциллой и Харибдой
Эти двое никогда не встречались, но их судьбы были вплетены в историю. Враги Эразма обвиняли его в том, что он вдохновил раскольника Лютера. И в самом деле, Эразм нашёл много хорошего в сочинениях немца, описывая его Льву X как "могучую трубу евангельской истины". В то же время он в частном порядке сказал своему печатнику прекратить печатать труды Лютера, потому что не хотел, чтобы его собственные усилия были связаны с усилиями реформатора.
В течение четырёх лет Эразм призывал обе стороны к умеренности. Но когда на него надавили, он встал на сторону папы. "Я не создан для того, чтобы бросаться в глаза наместнику Христа", - заверил он Льва.
Тем не менее, он ненавидел ссоры и нетерпимость обеих сторон: "я ненавижу раздоры, потому что они идут как против учения Христа, так и против тайных склонностей природы. Я сомневаюсь, что любая из сторон в споре может быть подавлена без серьёзных потерь. Ясно, что многие реформы, к которым призывает Лютер, крайне необходимы".
Его посредническая позиция, однако, не удовлетворила ни одну из сторон: "моё единственное желание состоит в том, чтобы теперь, когда я стар, мне было позволено наслаждаться результатами моих усилий", - писал он. "Но обе стороны упрекают меня и пытаются принудить на свою сторону. Некоторые утверждают, что, поскольку я не нападаю на Лютера, я согласен с ним, в то время как лютеране заявляют, что я трус, который оставил Евангелие".
Действительно, Лютер напал на него как на Моисея, который умрёт в пустыне, "не войдя в Землю Обетованную". И Римско-Католическая церковь запретила ему писать. "Если бы я не видел этого, нет, не чувствовал сам", - писал он, "я бы никогда не поверил тому, кто говорит, что теологи могут стать такими безумными".
Категория: История |
Просмотров: 807 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/4 |
| ИСТОЧНИК |
В начале 90х писал реферат на тему диалога между Лютером и Эразмом. Толстенная книга с письмами друг другу, где они не стесняются в нелицемерных выражениях по отношению друг ко другу. "О, Христианин! Как можешь ты не бодрствовать, когда вокруг столько искушений" - Эразм (фраза не точная, передаю суть) "А вера на что?" - Лютер