«И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде».
В эпоху Гринписа и защиты прав животных идея о том, что Иисус из Назарета приговорил две тысячи свиней, одно из самых разумных млекопитающих, к смерти, утопив их, позволив бесам вторгнуться в них и терроризировать их, вызывает проблемы у большинства читателей. Разве Иисус не заботился о животных? В Ветхом Завете это делает Бог (например, Притчи 12:10). И даже если Иисус не заботился о свиньях, разве Он не должен был заботиться о пропитании свинопасов и их владельцев? Он, конечно, не спрашивал ничьего разрешения.
История из Матфея 8:28-34 и Луки 8:26-39 взята из Марка 5:1-20. В этих рассказах Иисус, столкнувшись с жестоко бесноватым человеком, не сразу изгоняет бесов, а вместо этого вступает с ними в короткую дискуссию. Бесы просят Иисуса послать их в большое стадо свиней, пасущихся неподалеку. Когда Он соглашается, бесы действительно входят в свиней. Стадо разбегается, бросается в Галилейское море и тонет.
Прежде чем мы перейдём к основным вопросам, нам необходимо рассмотреть два менее важных. Во-первых, название места, где происходит эта история, отличается у евангелий и их переводов, что указывает на очень сложную текстологическую ситуацию. В лучшем греческом тексте у Матфея есть Гергесин, у Марка - Гадарин, а Лука согласен с Марком. <…> Но к какому городу относятся эти названия?
Один из вариантов - Гераса, современный Джераш, примерно в тридцати милях к юго-востоку от Галилейского моря. Хотя это был очень процветающий город в первые два столетия нашей эры, маловероятно, что его земли доходили до озера. Вторая возможность - Гадара, место, которое теперь называется Ум-Кея, в пяти милях к юго-востоку от моря. Его земли, несомненно, достигали озера, ибо Иосиф Флавий упоминает об этом факте, а на монетах изображен корабль. Последняя возможность заключается в том, что речь идёт о городе на берегу озера. Было предложено место современной Херсы, но оно, вероятно, породило искаженное чтение Гергесена после предложения Оригена в третьем веке. Каким бы ни был настоящий город (мы никогда не узнаем названия всех городов и деревень на восточном побережье Галилейского моря), Марк использует слово “Гадарин” для обозначения его жителей, и Лука следует за ним. Матфей (который, вероятно, написал своё евангелие в Сирии, тем самым приблизившись к этому месту) предпочитает ссылаться на город, который он знает, в регионе, где, по его мнению, это место находилось. Позже переписчики, не зная ни одного из этих мест, перепутали это дело. Одно несомненно: все названные места находятся в Десятиградии - языческой территории десяти независимых городов к востоку от Галилейского моря.
Второй предварительный вопрос состоит в том, что Матфей упоминает двух бесноватых людей, в то время как Марк и Лука упоминают только одного. Это общая проблема у Матфея. Например, в Матфея 9:27 и 20:30 он упоминает двух слепых, в то время как в других евангелиях упоминается только один, а в Матфея 21:2, 7 он говорит, что к Иисусу привели двух ослов, в то время как в других евангелиях упоминается только один. В каждом случае вовсе не маловероятно, что их было двое (или больше). Слепые нищие (и другие типы тоже) собирались у городских ворот, осёл, достаточно молодой, чтобы не быть использованным для работы, вероятно, был со своей матерью, и более чем один бесноватый человек мог найти убежище в тех же самых гробницах. Но даже если нет необходимости видеть историческую проблему, мы можем задаться вопросом, почему Матфей упомянул о двух, когда один, кажется, подходит для других. Хотя других ответов также может быть достаточно, одна из причин заключается в том, что интерес Матфея к чудесам обусловлен его христологией. То есть чудеса показывают силу Христа. Упоминая о двух, он усиливает эту силу. Исцеление одного могло быть совпадением, но не исцеление двух. Точно так же, если к Иисусу приводят двух ослов, то подчёркивается значение исполнения им Писаний.
Что касается основных вопросов в этом отрывке, то становится ясно, что авторы евангелий интересовались совсем другими вопросами, чем те, с которыми сталкиваются современные читатели. Мы склонны романтизировать роль животных, в то время как в первом веке животных выращивали для еды или для других полезных целей. Все были знакомы с жертвоприношениями животных, будь то на мирской рыночной площади или в храме. Мы также видим экономику этой истории, в то время как авторы евангелий были гораздо больше озабочены нынешним Божьим обеспечением (Мк. 6:7-13) и будущим сокровищем на небесах, чем сохранением экономической безопасности. Кроме того, мы видим насилие, совершаемое над животными, в то время как авторы евангелий были обеспокоены насильственным разрушительным поведением бесов и их воздействием на людей (что они знали как очевидцы). Поэтому авторы евангелий смотрели на всю эту историю с другой точки зрения.
В Марка, например, Иисус приходит в страну Гадаринскую. Марк позже отмечает, что это часть Десятиградия, подчеркивая тот факт, что это языческая страна, даже если она когда-то принадлежала Израилю. Другими словами, Иисус находится на нечистой земле. Бесноватый человек даже использует титул Бога ("Бог Всевышний"), обычно используемый язычниками. Он живёт в гробницах - в нечистом месте, в месте мёртвых. Он одержим "нечистым духом". (Матфей и Лука просто говорят, что он "бесноватый"). Свиньи, конечно, нечистые животные (Лев. 11:7; Втор. 14:8), которые евреи не должны были даже разводить для других (так гласит раввинское правило в Мишне, Баба Камма 7:7). Таким образом, нечистые духи входят в нечистых свиней и гонят их на смерть, в то время как человек, который был на месте мёртвых (и, несомненно, скоро умрёт), освобождается и возвращается к жизни (возвращается в свой собственный дом). С этой точки зрения свиньи не являются проблемой — они нечисты — и горожане упускают момент, когда они видят только свою потерю свиней и не видят освобожденного человека. Действительно, свиньи, утонувшие в море, могут предполагать, что нечистая земля была освобождена от нечистых духов с удалением нечистых животных; но люди не хотят спасения, предпочитая свиней.
В этом отрывке также присутствует ещё один ряд вопросов. Это единственный экзорцизм в евангелиях, в котором бесы отвечают Иисусу. На самом деле они делают это после того, как Иисус приказывает им оставить этого человека (деталь, не упомянутая в Матфея). Их забота состоит в том, чтобы они не были мучимы, то есть отправлены в ад (Матфей специально добавляет “прежде времени”, имея в виду до окончательного суда). Почему они так говорят? Во-первых, иудейское учение гласило, что бесы вольны мучить людей вплоть до последнего суда (см. Юбилеи 10:5-9 и 1 Еноха 15-16). Во-вторых, появление Иисуса и Его способность изгонять их представлялась им так, словно Он слишком рано приступил к окончательному суду. Поэтому разрешение войти в свиней - это признание того, что последний суд ещё не состоялся. Бесы всё ещё свободны делать свою разрушительную работу. Тем не менее, где бы ни находился Царь, Он приносит царство и освобождает людей от власти зла.
В этой истории нет никаких намёков на то, что Иисус не контролировал ситуацию или что Его обманули. Он только что усмирил разрушительную (возможно, даже демонически вдохновлённую) бурю (Мф. 8:23-27; Мк. 4:35-41; Лк. 8:22-25). Он остаётся суверенным "Сыном Божьим" в освобождении бесноватого человека. Но этот рассказ даёт возможность евангельским писателям указать на то, что, хотя Царство Божие действительно приходит в Иисусе, ещё не настало время окончательного суда, когда зло будет окончательно и полностью подавлено. Бесы остаются и действуют как бесы, мучая и убивая того, кого они населяют, но они ограничены в том, что Иисус мог и всё еще может освободить людей Своей силой.
Нам, современным людям, может не понравиться мысль о том, что бесы действительно обладают такой разрушительной природой, как природа их господина (см. Ин. 10:10, где “вор” - это образ сатаны). Иисус, конечно, не велел им убивать свиней; бесы просто сделали с ними то, что они хотели сделать с человеком, в конечном счёте. Нам также не нравится идея, что Бог ограничен в Своих возможностях здесь, выбирая в Своей милости отсрочить окончательный суд, который был бы осуществлён, если бы Он полностью удалил злые силы. Но оба эти факта подчеркивают самую важную проблему - ценность человека. Человеческая жизнь так драгоценна, что при необходимости целое стадо животных может быть принесено в жертву одному или двум людям.
См. также комментарий к Матфея 8:28-34.
Hard Sayings of the Bible
|