«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём»
Это ещё один пример того, как Иисус сделал закон более строгим, перенеся его применение от внешнего действия к внутренним мыслям и желаниям. Седьмая заповедь гласит: "Не прелюбодействуй" (Исход 20:14). В культурном контексте первоначальных «Десяти Заповедей» эта заповедь запрещала мужчине вступать в половую связь с чужой женой. Нарушение этой заповеди каралось смертной казнью; наказанием было забивание камнями до смерти (как это и сейчас происходит в некоторых частях Ближнего и Среднего Востока). Другая заповедь, по-видимому, переносит запрет за пределы открытого акта: во втором пункте десятой заповеди говорится: “Не желай жены ближнего твоего” (Исход 20:17), где его жена упоминается среди нескольких предметов его собственности. В имущественном контексте можно желать чужую жену не из-за сексуального влечения, а из-за социальных или финансовых преимуществ, связанных с её семьей.
Как бы то ни было, Иисус прослеживает прелюбодеяние до похотливого взгляда и мысли и говорит, что именно там начинается гниль и именно там должна быть немедленно применена проверка. В противном случае, если мысль лелеется или питается фантазией, заповедь уже нарушена. Возможно, имеет значение тот факт, что Иисус говорит не о чьей-то жене, а о “женщине” вообще. Параллели этому высказыванию можно найти в раввинской литературе.
Папа Иоанн Павел II в 1981 году вызвал некоторые комментарии, заявив, что мужчина может прелюбодействовать в этом смысле со своей собственной женой. На самом деле Эмиль Бруннер сказал нечто подобное более сорока лет назад. [ Emil Brunner, The Divine Imperative (London: Lutterworth Press, 1937), стр. 350]. Но в таком предложении нет ничего возмутительного. Обращаться с любой женщиной как с сексуальным объектом, а не как с личностью в её собственном праве, грешно; тем более, когда эта женщина - собственная жена.