Легко забыть, что Бог одновременно и царствен, и учтив.
Если и есть что-то ясное в Писании, так это то, что Бог — это Господь, или, скорее, Господин, а мы - Его слуги. Он приказывает, и мы повинуемся, чего бы это ни стоило. «Аврам, оставь свою семью и ступай в землю, которую Я тебе покажу». «Да, Господин». «Исайя, передай Моё послание неверному, непреклонному Израилю». «Да, Господин». «Иаков, Иоанн, бросайте сети и следуйте за Мной». «Да, Господин».
Абсолютность Его притязаний, непоколебимая предельность, непререкаемая власть повелевать и требовать — всё это лежит в основе концепции величественного владычества Бога, Его величественного достоинства как нашего Царя-Творца. И всё это прекрасно, истинно и служит якорями для души.
Но для тех, кто уже отягощён бременем последних нескольких месяцев — оставаться здоровым, поддерживать финансы на плаву, поддерживать некоторое подобие нормальной жизни — суровость Его светлости может напрячь нас до духовной точки надрыва.
Возможно, именно поэтому я был очарован проницательностью Юлианы Нориджской о другом измерении Божьей милости - Его учтивости.
Мы обычно думаем об учтивости как синониме простой вежливости, и, ну, если есть что-то, чем Бог вихря не является, это вежливость. Однако для Юлианы Божья учтивость - это не просто манеры, это Его доброта, Его внимание, Его дружеское великодушие. Подумайте об этом как о благородной заботе - величие Господа преувеличивается не в оскорбительных проявлениях власти или отсутствии заботы о Своих слугах, а в Его способности заботиться об их благополучии и достоинстве.
Я думаю о Моисее у Неопалимой Купины (Исход 3–4). Бог явился Моисею в божественном пламени, призвал его и повелел ему противостоять фараону и вывести свой народ из Египта. И всё же возникает самый странный разговор: Моисей начинает спорить с Богом. Кто я такой? Ты уверен, что нашел того парня? Кто мне поверит? И так, терпеливо, милостиво и учтиво Бог успокаивает его. Он даёт Моисею Своё имя, Господа, и обещает Своё присутствие (3:12-14). Моисей снова расспрашивает Его, и Бог услужливо даёт ему чудесные знамения, чтобы доказать людям Свою правоту (4:1-9). Моисей даже ссылается на дефект речи (4:10), и всё же Господь рассуждает с ним. Но Моисей настаивает: "пошли кого-нибудь другого” (4:13)!
И в этот момент Господь разгневался, опустил ногу и сказал: «Смотри, твой брат Аарон уже в пути, и он пойдёт впереди и будет говорить за тебя» (4: 14-17). Даже в этой заключительной декларации мы видим мягкое расположение Господа к Своему слуге. В Своём провиденциальном владычестве Бог уже призвал Аарона встретиться с Моисеем, чтобы поддержать его. Как указывает Дж. А. Мотьер в «Послании исхода», это “божественное милосердие принимает во внимание наши слабости и заботится о них”.
Во всём Писании мы видим ту же самую господскую заботу, эту учтивость по отношению к Божьим слугам. Когда Илия в припадке жалости к себе просит Бога убить его (3 Цар. 19:4) после своей очевидной неудачи в реформировании Израиля и столкновения на горе Кармил, ангел Господень приходит к нему, готовит для него, даёт ему поспать, снова готовит для него, а затем ведёт его на гору Хорив, где Бог милостиво открывает себя (3 Цар. 19:5-12). И когда Иона дуется на Божью милость к Ниневии, Бог выращивает растение, чтобы заслонить его от солнца, научить его постоянству Своей благодати и наказать его самонадеянное высокомерие (Иона 4). Воистину, Он "знает, как мы устроены, помнит, что мы прах" (Пс. 102:14).
Слишком многие из нас думают о Божьем господстве с позиции последнего слуги в притче о талантах. По нашему мнению, Он - суровый господин, "собирающий урожай там, где не сеял, и собирающий там, где не разбрасывал семян” (Мф. 25:24).
На самом деле Он - Господь, который видит Своих слуг в их бедственном положении, тот, кто “препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им” (Лк. 12:37). Воистину, Он - тот, кто уже сделал это, приходя не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить, отдавая Свою жизнь в качестве выкупа за многих (Мк. 10:45).
Итак, вспомните все вы, уставшие и утомлённые, слова Юлиана Нориджского: “да, Господь, которого так следует почитать и бояться, также близок и учтив”. И с Ним будет покой для наших душ.
Дерек Ришмави - служитель кампуса the Reformed University Fellowship в Калифорнийском университете в Ирвине и докторант в Тринити-Евангелической школе богословия.
|