«Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Моё, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый; Я не войду в город».
Удивительным в этом отрывке является тот факт, что Бог неохотно отказывается от северных десяти племен. Хотя Бог и вершил суд в прошлом (как при разрушении пяти городов равнины - Содома, Гоморры, Адама, Севоима и Совы), здесь Он определенно не будет действовать с такой яростью. Вопрос в том, почему. Что заставило Бога измениться? – потому что именно это Он и сделал, решив не навязывать Ефрему приговор, которого тот вполне заслуживал.
В ряде текстов Пятикнижия повторяется, что смерть и разрушение будут результатом любого продолжающегося неповиновения. Левит 26:38 предупреждает: «и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших», а следующий стих добавляет: «а оставшиеся из вас исчахнут…». «Не пробудете много времени на ней, но погибнете» (Втор. 4:26). «И ты скоро погибнешь» и «доколе не погибнешь» (Втор. 28:20-22). Вечно непослушные могли ожидать смерти (Втор. 30:19), и что Бог «изгладит из среды людей память о них» (Втор. 32:26).
В свете таких серьёзных угроз милостивые слова Осии 11:8-9 совершенно неожиданны. Как нам примирить эти две вещи?
Внезапный сдвиг в Осии 11:8-9 сигнализирует о новой надежде для Израиля. Основные причины перехода от послания суда к посланию надежды можно найти в двух фактах: 1) Израиль понесёт полное наказание за вероломство и отправится в изгнание под ассирийским завоеванием, и 2) характер Бога, подобно лику монеты, имеет две стороны: суд и сострадание.
В свободе Божьей, Он решил иметь дело с Израилем после его изгнания под Его атрибутом благодати и сострадания. Бог не похож ни на одно человеческое существо, чьи эмоции произвольно колеблются взад и вперёд и чей гнев может внезапно стать мстительным, а не справедливым. Он - Бог, а не человек. Он - святой и поэтому отделён от всего, что подвержено ошибкам, непредсказуемо, колеблется и произвольно. Именно Его святость определяет Его отличие от людей, особенно в Его качествах мышления и в Его нравственном поведении.
Этот отрывок создаёт контраст между упрямым, эгоистичным бунтом Ефрема и суверенной святостью и благодатью Иеговы. Поскольку Бог совершил необходимый суд над грехом Израиля, Он решил теперь проявить Своё сострадание и защиту и пощадить народ Израиля, а не уничтожить его. Хотя они и заслужили судьбы Адамы и Севоима, Он вернёт их домой из плена, как и обещал патриархам в былые времена. Божьи пути выше путей Израиля. Благодать способна преодолеть постыдные последствия греха. Бог спасёт израильтян вопреки им самим.
Угрозы Второзакония 4 и 30 с их параллелями в Левите 26 всегда были двусторонними. Суд должен прийти, когда грех возобладал, но поскольку завет был односторонним, односторонним соглашением, в котором только Бог обязался выполнить его условия, в то время как людей не просили взять на себя аналогичное обязательство, Бог может вернуть заблуждающуюся сторону обратно в соглашение. Поскольку с грехом тех, кто был непослушен, было покончено, Бог теперь мог милостиво обращаться с новым поколением.
Это один из библейских отрывков, который наиболее ясно раскрывает характер и мотивы Бога. Сердце Божье повернулось в Нём (Осия 11:8; 12:6), когда Он подумал о том, в каком одиночестве, отчаянии и нужде Его народ в изгнании. Таким образом, Он изменит Своё суждение ради Собственного имени.
Это откровение делает этот отрывок одним из великих текстов о милости, любви и сострадании нашего Господа. Там, где грех был в изобилии, Божья благодать была в изобилии гораздо сильнее, преодолевая даже непривлекательность и недостойность получателей этой благодати.