Рассматривая птиц, мы находим Божью заботу и открываем своё призвание.
В начальной школе я наклонилась ко дну картонной коробки, где кучка пушистых цыплят пискнуло хриплым хором — представление к Пасхи для моего учителя христианской школы. В средней школе я приняла близко к сердцу историю гадкого утёнка, которого я видела в себе с моими подтяжками, костлявыми локтями и коленями и пухлостью вокруг талии. Над головой гудели гуси во время хоккейных игр на траве, а я бросал картошку фри в чаек на пляже. Вокруг меня всё время были птицы.
Но в воскресной школе я начала понимать, что птицы - не просто помеха или украшение. Писание описывает, как Бог создал каждый вид крылатой твари (Быт. 1:20) и как Бог заботливо охраняет каждую птицу (Мф. 10:29). Точно так же, как сотворённые существа, которым поручено заботиться о Божьем творении, преемственность человечества с птицами — например, в их уникальной форме сознания и их взаимосвязи с человеческой жизнью — освещает наше призвание заботиться о птицах, как на наших дворах, так и в нашем мире.
Птицы появляются на протяжении всей Библии. В рассказе о потопе Бог велел Ною принести в ковчег по две птицы каждого вида (Быт. 6:20) — первый класс животных, который должен быть включён, — а затем Ной послал двух птиц — ворона и голубя — найти сухую землю (Быт. 8:6-12). Израильтяне ели перепелов во время своих скитаний по пустыне, и вороны приносили пищу пророку Илии по Божьему побуждению (3 Цар. 17:2-6). А в евангелиях голубь символизирует присутствие Святого Духа при крещении Христа (Мф. 3:16; Марка 1:10; Луки 3:22; Иоанна 1:32).
Каждая культура развивала символику и создавала мифы о птицах. Возьмём, к примеру, басни Эзопа. Изучение птиц началось в самом начале истории человечества, когда первые записанные наблюдения были сделаны Аристотелем, а позднее Плинием. Оба древних писали исчерпывающие естественные истории, и их изучение знаменует начало орнитологии.
Тем не менее, хотя многие особенности поведения птиц было достаточно легко расшифровать при ближайшем рассмотрении — Аристотель, например, правильно описал пищу, которую ели птицы, способ их размножения, их места обитания и их специфические крики — их миграция оставалась загадкой. Аристотель пришёл к выводу, что ласточки впадают в зимнюю спячку, и предположил, что все птицы зимой прячутся в берлогах, в то время как он игнорировал свидетельства путешественников, которые видели греческих журавлей, мигрировавших в Египет на зимние месяцы. На самом деле, как говорит любитель птиц Крис Петрак, “постарайтесь не смеяться. Заключение [Аристотеля] было принято мудростью на протяжении более чем 2000 лет”.
Пионеры в области науки и теологии, такие как натуралист 17-го века Джон Рэй, по-другому смотрели на миграционные модели птиц. В своей работе "Премудрость Божия" он говорит:
“Миграция птиц из более жаркой страны в более холодную или из более холодной в более жаркую, в зависимости от времени года, какова их природа, я не знаю, как объяснить, это так странно и восхитительно. Что заставляет их менять место жительства? ... Думаем ли мы, что перепела, например, могли бы видеть, как они пересекают Средиземное море? И всё же ясно, что они летят из Италии в Африку... То, что они должны таким образом менять места, очень удобно для них, и соответственно мы видим, что они это делают; что кажется им невозможным, если только они сами не наделены разумом или не руководимы и не действуют по высшей разумной причине”.
Для Рэя происхождение этих ежегодных полётов не имело никакого смысла, если только птицы не обладали разумом или, вместо индивидуального сознания, высшим сознанием (Богом), которое заставляло птиц путешествовать. Рэй, как и многие учёные до него и после него, изучал естественный мир, чтобы идентифицировать руку Бога в нём, поэтому его вывод имеет смысл — хотя для евангелистов 21-го века он может показаться банальным.
Теория "Бога пробелов" использует Бога для объяснения того, что люди не могут объяснить с помощью научного наблюдения, и Рэй принимает эту теорию здесь. Проблема с "Богом пробелов", однако, заключается в том, что Бог кажется слабее или даже неуместным, если люди обнаруживают причину позже.
И всё же утверждение Рэя о том, что птицы обладают “разумом”, который он не мог объяснить, можно интерпретировать как наличие чего-то более мудрого, чем он знал; современные учёные обнаружили, что птицы действительно обладают формой сознания.
Возьмём ворону. Недавние исследования подтвердили, что вороны могут распознавать человеческие лица. На самом деле ворона и её двоюродный брат ворон, по-видимому, затаили обиду, вспоминая, какие экспериментаторы кормили их или пренебрегали ими.
Исследователь ворон Кевин Макгоуэн говорит о своих подопытных: “здешние вороны знают меня в лицо. ... Они знают мою машину, они знают мою походку, они узнают меня [даже] за 10 миль от того места, где они когда-либо встречали меня раньше”.
Вороны обладают мозгом размером с мозга шимпанзе. Новокаледонские вороны используют такие инструменты, как палки, ветки и сухие стебли листьев, чтобы добывать насекомых. Ворона в неволе даже согнула кусок прямой проволоки, чтобы зацепить еду.
Однако вóроны и ворóны - не единственные впечатляющие "птичьи мозги": сороки могут узнать себя в зеркале - классический тест на познание животных, который доказывает, что животные понимают как работу зеркал, так и то, что они видят себя в зеркале. (Этот тест также был пройден млекопитающими, такими как дельфины-афалины, и азиатские слоны, и шимпанзе среди других обезьян; он часто проваливается человеческими младенцами, пока им не исполнится 18 месяцев).
Западные кустарниковые сойки, которые крали собранную пищу из укрытий других соек, показали, что они могли вспомнить, какие сойки могли наблюдать их укрытие, а затем снова прятали свою еду после того, как наблюдатель ушёл. Они могли предвидеть кражу у другой птицы (из-за их собственного воровства!) и готовиться к нему, демонстрируя своё будущее мышление и способность предвидеть чужое поведение.
Какаду могут создавать музыку и держать ритм. Граклы могут решать головоломки для еды. А один африканский серый попугай, обученный исследователем Ирен Пепперберг, научился говорить 100 английских слов в контексте, наряду с абстрактными понятиями "то же самое и другое” и "ноль". (Ещё один попугай Пепперберга умеет распознавать формы и цвета).
Что такое сознание у птиц говорит нам о Творце? Такое сходство между людьми и птицами предполагает ценность каждого сотворённого Богом существа, каждое из которых наделено характеристиками своего Творца. Только потому, что Писания подчеркивают то, как человечество представляет Бога уникально, это не означает, что другие создания противостоят образу Бога; скорее, они отражают Бога иначе, чем человечество.
Согласно исследованию 2016 года, каждое «крылатое существо» означает 18 000 уникальных видов птиц, которые в настоящее время существуют на нашей планете, с почти 200-400 миллиардами отдельных птиц внутри этих видов. (Мы, люди, в меньшинстве).
Тем не менее у нас, людей, может возникнуть соблазн рассматривать “ценность” птиц как касательную к нашей собственной — например, в недавнем законодательстве, принятом администрацией Трампа, которое ограничило защиту мигрирующих птиц от последствий большого бизнеса (среди других откатов EPA, спонсируемых администрацией).
Отчасти такое двойственное отношение к природе можно обнаружить в работах богословов начала XX века, включая Карла Барта, который считал, что трансцендентность Бога неизбежно обесценивает материальный мир. (Взгляды Барта и ответы теологов на эти взгляды хорошо обобщены исследователем религиоведения Уиллисом Дженкинсом).
Взгляд Уолтера Брейггемана на Барта, по словам Дженкинса, показал в его работе отсутствие теологического исследования важности “земли” в Писании. Напротив, Брейггеманн подчеркивает важность земли для библейских народов как неотъёмлемой части их взаимоотношений с Яхве. Он также призывает пастырей признать, что “мы назначены партнёрами Бога в поддержании и заботе о творении”.
Богослов Юрген Мольтман в своём сборнике лекций “Бог в творении” пошёл дальше: " ... если мы видим [Бога] в тринитарном смысле как единство Отца, Сына и Духа, [тогда] мы также не можем больше воспринимать Его отношение к миру, который Он создал, как одностороннее отношение господства. Мы обязаны понимать это как сложные отношения сообщества - многослойные, многогранные и на многих уровнях”. В материальном мире мы можем наблюдать, как наши жизни пересекаются с жизнью птиц. Подобно Тринитарному единству в многообразии, наша жизнь на этой земле также взаимозависима. Как говорит пастор Тим Келлер о Троице в своей книге "Reason for God", "каждая из божественных личностей сосредотачивается на других. Никто не требует, чтобы другие вращались вокруг него. Каждый добровольно кружит вокруг двух других, изливая в них любовь, восторг и обожание". Такое внимание к другому - Отцу, Сыну, Духу - отражает бескорыстную взаимосвязь.
Хотя птицы не могут сознательно выбирать взаимозависимость с нами, они всё ещё служат нам, вторя Тринитарному танцу. Существование птиц способствует развитию жизни на нашей планете, в том числе и человеческой. Как отмечает профессор орнитологии из Хоугтонского колледжа Эли Кнапп, “когда человек тянет за одну единственную вещь в природе, - писал однажды Джон Мьюир, - он обнаруживает, что она привязана к остальному миру. Экосистемы - это замысловатые гобелены. Они переплетены с мириадами видов во многих отношениях, которые мы действительно понимаем, а некоторые до сих пор не понимаем. ... Птицы - это проявление Божьей славы. Это делает их защиту естественным следствием христианского поклонения”.
Мы склонны ценить творение за его полезность для людей, и на то есть веские причины. Как сказал Кнапп: "где бы мы были без курицы? Я, например, задыхаюсь при мысли о жизни без омлета. ... Наше утилитарное использование птиц [видно также] любому, кто защитился холодным январским днём пуховиком …”
Кроме того, птицы действуют как естественный пестицид для фермеров, защищая посевы от нашествия насекомых. Птицы разбрасывают семена растений. Птицы действуют как предвестники, часто сигнализируя о стихийных бедствиях. Они помогают ускорить разложение других мертвых существ и действуют как хищники и источники пищи. Их полёты дали много инженерных уроков для учёных (даже вдохновляющие человеческие полеты!). Добавьте ко всему этому красоту птиц. (Кнапп описал некоторые виды как "визуальные конфеты", что является единственной причиной для наблюдения за птицами).
Конечно, птицы обеспечивают общую полезность для человека. Но Писания также говорят, что Бог уделяет внимание этим созданиям индивидуально. В Матфея 10:29 Иисус говорит: "Разве два воробья не продаются за грош? Но ни один из них не упадёт на землю без присмотра вашего Отца". Тот же самый Бог, который создал такое множество крылатых созданий, также умудряется следить за каждым созданным индивидуумом от его рождения до его смерти. Мы несём образ Божий, признавая, как примирительная работа Иисуса и единство Троицы влияют на всё остальное творение. Если мы серьёзно относимся к Писаниям, то можем быть уверены, что Бог видит и знает каждую птицу, погибшую при разливе нефти в Мексиканском заливе. Бог видит и знает птиц, чьи жилища были уничтожены в результате лесных пожаров по всему моему родному штату Колорадо. И Бог видит и знает каждую исчезающую птицу, такую как орлы, канадские гуси и стервятники, которые стали уязвимыми из-за нефтяных и газовых компаний.
Особое внимание Бога к Своим созданиям учит людей тому, что Бог также относится к нам с особой заботой. Однако заявленное внимание Бога к птицам бросает вызов мнению, что человечество имеет для Бога большее значение, чем всё остальное творение. На самом деле, Бог видит всё творение, и всё оно объявляется “хорошим". В конечном счёте, люди представляют Бога в нашей заботе о творении так же, как и в нашем отличии от Него.
Как заключает экотеолог Дэвид Клаф в книге "О животных", том II: "Жизнь и смерть, которые мы причиняем другим животным, совершенно очевидно, не рассматривают их как собратьев, которые прославляют Бога в своём процветании, которые примирились со всем на небе и на земле в работе Иисуса Христа и которые являются наследниками с нами нового творения, где будет мир между всеми созданиями".
Наша независимость - это иллюзия. Как и всё остальное творение, человечество зависит от Бога и зависит от других сотворённых вещей для нашего следующего дыхания, взаимозависимости, которая отражает Троицу. Когда мы, люди, взращиваем творение, мы вступаем в шалом Льва и Агнца, сложное сообщество, живущее в мире с Богом и друг с другом.
Лиз Шарлотта Грант - независимый писатель и христианский спикер в Денвере. Она пишет для "Хаффингтон Пост", журнала Fathom, для блогов Image Journal и Ruminate Magazine, и журнала Geez, среди других. Институт Collegeville присудил ей ординатуру в 2019 и 2020 годах.
|