Наше космическое призвание и существа, которых мы берём с собой.
Мы живём в эпоху удивительного, когда границы земли кажутся более пористыми, чем когда-либо прежде. Наша досягаемость простирается за пределы атмосферы. Мы говорим о Земле как о земле, по которой мы ходили, но также и как о планете, определённом месте в небесах. Что значит для нас заполнить землю, когда мы идём по другой планете?
Недавно НАСА запустило новую миссию на Марс. Это заставляет меня подумать о нашем месте в мире, о нашем месте среди миров и о наших соседях в космосе.
Миссия "Марс-2020" доставит новый марсоход на поверхность Марса 18 февраля 2021, если всё пойдет по плану. Эта миссия делает следующий шаг в поиске жизни и подготовке человека к космическим путешествиям. Марсоход размером с автомобиль, названный Perseverance, будет напоминать Curiosity - марсоход, который приземлился на Марс в 2012 году и до сих пор остаётся активным. Однако у него будет совершенно новый набор инструментов, и он приземлится в новом захватывающем месте: рядом с кратером Иезеро, на краю бассейна Исидиса, где находятся остатки древней дельты реки. Он будет собирать и упаковывать образцы, которые могут быть возвращены на Землю будущей миссией.
Я верю, что Бог призывает нас исследовать космос, видеть, что Бог создал, делиться нашей любовью и мудростью, заботиться о творении. Но мы не можем идти одни. Мы путешествуем с множеством других существ - животных, растений и даже бактерий, которые живут с нами ежедневно и поддерживают нашу жизнь. Бог также призывает их, и мы не можем понять наше призвание, пока не поймём их. Вопросы о путешествии, где, когда и как мы идём, затрагивают другие виды. Мы не можем идти в одиночку, технически или морально. Мы берём с собой других. А это требует понимания нашей взаимозависимости.
Исследование Марса подталкивает нас к самым пределам нашей технологии, когда мы пытаемся открыть новую жизнь, сохраняя её отдельно от земной жизни. У НАСА есть подробные протоколы для возвращения образцов, гарантирующие, что инопланетные организмы, какими бы невероятными они ни были, не смогут убежать, чтобы побеспокоить нас или нашу окружающую среду. НАСА уже вернуло образцы с Луны (Apollo 11-17, 1969-1972 года), солнечного ветра (Genesis, 2004 г.) и кометы Wild 2 (Stardust, 2006 г.), а также советские миссии (Luna 16, 20 и 24, 1970-1976 года). Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) вернуло образцы астероида Итокава (Hayabusa, 2016 г.). У этих агентств есть планы на будущие миссии.
Лиза Пратт, специалист по экстремальной биологии, имеет странное звание офицера планетарной защиты (PPO). Она сертифицирует миссии по возвращению образцов, следя за тем, чтобы они соответствовали национальным и международным стандартам безопасности. Она гарантирует, что учёные продумают детали загрязнения, правильно спланируют и установят избыточные меры безопасности. Возвращение образцов с Марса потребует дополнительного изучения, потому что у Марса больше шансов сохранить жизнь, чем у Луны, комет или астероидов. Принцип остается прежним: защищать Землю от инопланетной жизни.
У Пратта есть и другая ответственность. Она защищает Марс от земной жизни. Что, если мы “нашли” жизнь на другой планете только для того, чтобы обнаружить, что принесли её с собой? А что, если мы уничтожим «местных жителей» до того, как узнаем о их существовании? Это была бы ужасная упущенная возможность. Мы проиграли бы в научном плане, не имея возможности изучать новый вид жизни. Мы проиграли бы в отношениях, никогда не узнав своего соседа. Космические учёные глубоко заботятся о Марсе и о том, чтобы узнать там всё, что мы можем.
Планетарная защита включает в себя протоколы стерилизации космических аппаратов, прежде чем они покинут Землю. Каждый из нас ходит в облаке микробов, бесчисленных крошечных организмов, живущих вокруг, на поверхности и внутри нас. Эти симбионты живут миллиардами на каждой поверхности, к которой мы прикасаемся. Как и хорошие соседи, они редко беспокоят нас. Часто они помогают нам, переваривая нашу пищу, поддерживая наше здоровье и защищая нас от других организмов. Но то, что хорошо для нас, может быть плохо для Марса. Космические инженеры строят специальные чистые помещения, где воздух и поверхности стерилизованы. Они используют тепло, химикаты и радиацию, чтобы стереть как можно больше биологии при сборке космических аппаратов. Они запечатывают их в оболочки, а затем запускают эти оболочки через атмосферу, чтобы сжечь любую оставшуюся жизнь.
ППО не принимает эти решения в одиночку. Планетарная защита была впервые установлена договором по космосу в 1967 году. Международный комитет учёных разрабатывает и рассматривает политику, которую проводит Пратт.
Даже при всей этой осторожности тысячи экстремальных организмов могут пережить этот процесс. Приспособившись пережить десятилетия засухи и голода на Земле, они могут затвердеть на поверхности и замедлить свой метаболизм, ожидая теплой, влажной среды, в которой они будут расти. Даже эти организмы вряд ли выживут в холодном, сухом, радиационном космосе. И всё же, чтобы быть уверенными, мы держим земных роботов подальше от марсианских мест, где всё ещё может течь жидкая вода. По иронии судьбы, мы не можем искать жизнь в самых многообещающих местах, где мы могли бы её уничтожить.
Большинство ученых-космонавтов сходятся во мнении, что защита Марса станет гораздо более трудной, а возможно, и невозможной задачей для человека. Миллионы миль пустоты отделяют нас от Марса. Наша изобретательность начинает преодолевать этот разрыв, но мы не можем пренебрегать изобретательностью наших микробов. Бактерии колонизировали Землю от верхних слоёв атмосферы до глубоких недр. Кажется неизбежным, что микробы будут сопровождать нас на Марс вместе с любыми растениями и животными, которых мы привезём намеренно.
Планетарное расширение
Исследование Марса также подталкивает нас к краям нашей теологии. Это ставит нас лицом к лицу с Божьим повелением в Бытие 1:28 (NRSV): “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте её". Когда я впервые прочитал это в контексте космических исследований, я подумал: “Отлично. Миссия выполнена”. Люди плодились и размножались - мы заполнили Землю. Мы приближаемся к восьми миллиардам людей во всём мире - в 800 раз больше, чем во времена Иисуса, не говоря уже о Моисее или Адаме и Еве. Едва ли какой-нибудь вид не был изменён нашим присутствием. Мы одомашнили множество растений и животных, изгнав бесчисленное множество других в природные заповедники. Мы настолько изменили химию моря и воздуха, что обитателям самых дальних, глубоких и широких просторов дикой природы пришлось изменить свой образ жизни. Воистину, мы покрываем лицо Земли. Воистину, мы покорили её.
И тут мне в голову пришла одна мысль. Неужели земля и Земля - это одно и то же? На протяжении большей части христианской истории Земля означала грязь под нашими ногами, землю, в которой мы живем, и степень человечности. Она стала планетой лишь в XVI веке, когда Коперник назвал её одной из блуждающих звёзд. Земля стала существительным собственным. О какой земле говорил Бог? Должны ли мы наполнить небеса властью над каждым камнем в космосе, над каждым клочком земли? Или мы уже достигли своей цели?
На пятый день Бог сотворил творения моря и неба. Бог повелел им, говоря: “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле” (Быт. 1:22). Является ли наша земля их землёй? Возможно, они предназначались для того, чтобы наполнять водой как верхние, так и нижние слои. Эти две заповеди разделены всего шестью стихами. Разве они не должны быть истолкованы одинаково? Иов напоминает нам, что у Бога есть планы для многих видов, и не все они относятся к человечеству.
Соседи в космосе
Для меня космическая этика - это любовь к ближнему, написанная большими буквами. Она кажется абстрактной, хотя становится более конкретной, когда мы исследуем Солнечную систему. Он также обеспечивает контекст для решений, которые мы ежедневно принимаем о других видах на Земле. Они не просто декорации, а коллеги-актёры - если не равные, то подопечные. Сцена на удивление маленькая, а части переплетаются.
Некоторые утверждают, что именно по этой причине мы должны оставаться дома. В статье “Религия и ракетостроение” К. С. Льюис выступил против космических путешествий. Мы знаем, что мы падшие; зачем нам нести своё падение к звёздам? Совсем недавно христианские и светские этикисты призывали нас подождать, прося привести в порядок наш собственный дом, прежде чем отправиться в путь. Маргарет Маклин подчеркивает нашу экологическую ответственность здесь, на земле, в то время как Люсьен Уолкович подчёркивает социальную ответственность. Де Витт Дуглас Килгор и Габриэль Корниш исследуют способы, которыми национализм, колониализм и раса формируют наши надежды на жизнь в космосе. Я разделяю их осторожность, но у меня также есть надежда на путешествие.
Я верю в саморефлексию, созерцание и изменение себя, прежде чем пытаться изменить других. Но я также знаю, что не могу сделать это самостоятельно. Мне нужно помогать другим, и мне нужно, чтобы другие помогали мне. Это относится и ко мне лично, и к моей семье, и к моей нации, и даже к планете Земля. Бог призывает нас искать и служить другому, даже чужому другому. И Бог призывает нас не просто как отдельных людей, но как членов большого тела. Итак, я думаю, что есть что сказать о космических путешествиях. Наша жажда странствий должна быть уравновешена управлением, но она никогда не исчезнет. За пределами нашей атмосферы есть “приди и увидь”, и мы не узнаем, что мы вышли посмотреть, пока не увидим это. Это может быть инопланетная жизнь. Это может быть только новая оценка жизни, которую мы приносим с собой.
Попутчики
Космическая наука и здесь даёт понимание. Начиная с миссий "Аполлон", НАСА исследовало системы экологического контроля и жизнеобеспечения, создавая пузыри земной жизни за пределами Земли. Во время длительных миссий, таких как полёт человека на Марс, невозможно представить себе, что можно взять с собой достаточно пищи, воздуха и воды для путешествия. У него было бы слишком много массы для запуска в космос. Это заняло бы слишком много места в космическом корабле. Это означает, что мы должны принести с собой другие организмы: бактерии, растения и животных. Не биологические системы оказались менее эффективными при переработке отходов и сохранении окружающей среды. Ранние работы были сосредоточены на растениях, таких как ямс и цветы лотоса, чтобы очистить воздух и воду, а также обеспечить калории для астронавтов. Позже исследователи стали рассматривать роль насекомых и рыб. Совсем недавно мы научились ценить эффективность и гибкость бактерий. В дополнение к заботе о наших телесных симбионтах, мы можем выращивать колонии, которые превращают углекислый газ и отходы в чистый воздух, чистую воду и съедобную пищу.
Каждое паломничество открывает что-то о доме. Размышления о системах в космосе помогают нам понять сходные системы на Земле, как мы зависим от других видов и как они зависят от нас. Это показывает нам, что мы являемся частью большего целого и что у Бога есть план для всего этого. Космические путешествия напоминают нам о Божьей заботе о лилии и воробье. Это ставит нас лицом к лицу с Планом спасения, который не заканчивается на человечестве. Наша конечная цель будет достигнута в сообществе, один вид среди многих срединных миров без конца.
Лукас Микс изучает пересечение биологии, философии и теологии. Писатель, спикер, профессор и епископальный священник, он имеет связи в Гарварде, Институте Ронина и Обществе посвящённых ученых. В настоящее время он является координатором проекта по оснащению христианского лидерства в эпоху науки, поддержке церквей и христианских лидеров с использованием лучших достижений науки и теологии. Он ведёт блог о вере, науке и популярной культуре.
Категория: Статьи |
Просмотров: 1913 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/1 |
| ИСТОЧНИК |