Бог дважды повелел Моисею провести перепись в Числах 1 и 26, в то же время во 2 Царств Давид исчисляет Израиля, потому что Божий гнев возгорелся на Израиля, и Он побуждает его к этому; 1 Паралипоменон относит этот результат влияния на Давида от сатаны. Являются ли эти места противоречивыми примерами того, когда ошибка пробралась в Писании?
Давайте вначале разберёмся, почему перепись могла быть грехом. Перепись была сделана с целью выяснения количества войска. Некоторые заключают, основываясь на 1 Паралипоменон 27:23-24, что Давид согрешил, исчислив людей младше двадцати лет – что являлось незаконным. Другие видят исчисление как сомнения в Божьем обетовании, что потомки Давида будут бесчисленны как песок и звёзды. Лучший ответ в том, что это было мотивировано самонадеянностью. Бог не давал Давиду причину идти на войну. Лишь гордость и амбиции Давида могли подвигнуть его на это.
«И» в начале 1 Паралипоменон 21:1 в некоторых переводах, похоже, приглашает нас взглянуть на предыдущую главу. 1 Паралипоменон 20:6-8 упоминает, что один рослый человек оказался среди тех, кого покорили Давид и его люди. Эта связь могла сказаться на то, что Давид, впечатлившись своим успехом, стал слишком большим в своих глазах и открыл дверь сатане к успешному искушению себя.
Это приводит нас ко второй трудности: это был Бог или сатана, кто искушал Давида на грех? Сатана нечасто упоминается в Ветхом Завете. Он был представлен в Иова 1-2 и в послевавилонский период в Захарии 3:1. Однако в этих обоих поздних случаях используется определённый артикль; 1 Паралипоменон 21:1 не использует его. Хотя доктрина о сверхъестественном существе по имени сатана не была развита в Ветхом Завете, явление сатаны нельзя убрать из персидского дуализма или противника в общем. Даже в Едемском Саду существует вражеское присутствие, названное «змей». Новое в этом отрывке то, что его имя формализуется как «противник» или «оппонент». Но деятельности змея и сатаны ясно даёт понять, что это одно и то же лицо.
Как же тогда этот относительно неизвестный, но никогда не отсутствующий персонаж играет ключевую роль в одной версии греха Давида, в то время как Бог принимает непонятную ответственность в другом?
Мысль, что Бог подстрекает или подталкивает грешников делать злое не правильная. Ни в коем смысле Бог не мог творить то, что не одобряет. Как тогда понимать 2 Царств 21:1, где кажется, что Бог подталкивает к тому, что Он сразу же назовёт грехом?
Бог может и время от времени подталкивает грешников к осознанию порочности их сердец в делах. Бог просто предоставляет возможность и случай, чтобы дать злым желаниям сердца проявить себя наружу. Таким образом грешники могут более быстро увидеть зло, которое скрывается в их сердцах и это мотивирует их принять волю Божью.
Это также верно относительно еврейского восприятия, что всё, что Бог допускает, Он совершает. Приняв эту точку зрения, Бог представляется как способствующий этому действию. Евреи не особенно заботились об определении вторичных причин и полностью связывали их с соответствующей причиной. Принимая идею о Божественном провидении, что всё связано с Богом, почему же об этом не говорится, что Он сделал это, на первом месте?
Поскольку число вариаций здесь между Царств и Паралипоменон больше, чем обычно и это даёт неясность в отношении акцентов в приведенных фактах, исследователи предполагают, что Паралипоменон может содержать лучший и более соответствующий традиции текст оригинального еврейского, чем то, как это отражено в Царств.
Хотя мы не должны переоценивать текстовые различия между Царств и Паралипоменон в этой главе, некоторые тексты из Кумранских Свитков с Мёртвого моря показывают, что чтение Царств согласуется с тем, что было только в Паралипоменоне. Это приносит большую гармонию в разницу между текстами.
Почти все исследователи Писания считают, что книга Паралипоменон была написана во время высылки из страны или сразу после этого. Поэтому она, по-видимому, была основана на ранней форме книги Царств, хорошо известной и широко используемой. Отметьте, как автор Паралипоменон связывает свои материалы; здесь ясно видна связь с 2 Царств 24:1. Там автор 2 Царств 21:1 замечает: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян», ссылка на 2 Царств 21:1-14, которая также должна иметь дело с искуплением вины. Согласно этому, даже хотя летописец не включил этот материал во 2 Царств 23-24, у него был повод для связи материалов во 2 Царств 21 и 24. Выбор места для храма в Иерусалиме говорит о кульминации в этой фазе деятельности Давида.
В итоге ясно, что в том, что Давид действительно согрешил, виноват сатана, а не Бог, что и сделало весь Израиль жертвой эпидемии, которую Бог послал в наказание греха. Давид виноват был как царь, согласно 2 Царств 21:1. Потому Бог имел дело со всем Израилем из-за поступка царя, который проиллюстрировал национальный дух гордости.
© Перевод Сергея Назарова, Hard Sayings of the Bible.
|