У меня проблема с грехом. Ну вот, я это сказал.
Подожди... станет ещё хуже.
Некоторые из моих грехов были со мной в течение долгого времени. Я могу вспомнить, как они проявлялись ещё в начальной школе, и, вероятно, вспомнил бы их и раньше, если бы моя память была способна зайти так далеко в обратном направлении.
Я мог бы подробно рассказать вам обо всём, но вместо этого я сведу их к главному вопросу: у меня проблема с идолопоклонством. И нет, не из тех, где вы физически преклоняетесь перед каким-то резным изображением.
Как говорит Тим Келлер в своей замечательной книге “Поддельные боги”: "Мы никогда не нарушаем другие заповеди, не нарушив первую". Идол - это всё, что поглощает ваше сердце и воображение больше, чем Бог.
Когда я грешу, я делаю то, что, вероятно, делаете вы. Я скорблю внутренне (а иногда и внешне), а затем молюсь Богу в извиняющейся манере, прося Его прощения и милости за то, что я сделал.
Звучит знакомо?
Но позвольте мне спросить вас кое о чём: приносили ли вы когда-нибудь Богу один и тот же грех в 1 234 567-й раз, чувствовали ли лёгкий холодок, пробежавший по вашей спине, и беспокоились: “Может быть, я в последний раз переступил черту, касающуюся Божьей милости”?
Я знал многих христиан — хороших христиан, — которые чувствовали, что для верующего, который не может избавиться от определённого греха, существует точка невозврата. Это, как если бы они буквально подумали: “Конечно, Иисус сказал "70х7", но что происходит при грехе в 491-й раз?”
Если вы когда-нибудь мучились из-за истощения Божьей милости и задавались вопросом, умыл ли Он от вас руки в последний раз, позвольте мне предложить кое-что, чему я научился совсем недавно и что действительно помогло мне. Вместо того чтобы просить Божьей милости в следующий раз, когда вы потерпите неудачу, поблагодарите Его за Его справедливость.
Хорошая теология спешит на помощь
Что касается нашего греха, то именно Божья справедливость удерживает нас от (в буквальном смысле) поджаривания на сковороде. Как же так? Давайте начнём с некоторых основ.
Справедливость Бога - одно из Его “передаваемых” качеств. Бог обладает “не передаваемыми” (то есть чем-то, что мы не можем унаследовать) чертами, такими как неизменность, бесконечность и самосуществование. Его коммуникабельные качества являются как неморальными, так и нравственными, причём примером первых являются такие атрибуты, как величие и мудрость, а вторых - Его праведность/правосудие.
Божьи атрибуты сливаются друг с другом, и поэтому Бог не только праведен и справедливый, но Он бесконечно и неизменяемо праведен и справедливый. Это действительно хорошая новость.
Что касается Божьей справедливости, то Библия говорит: “Господь праведен…, каждое утро являет суд Свой неизменно…” (Софония 3:5), и “Его праведность пребывает вовеки” (2 Кор. 9:9). Нам сказано: “Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нём; Он праведен и истинен” (Втор. 32:4) и “Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих” (Пс. 144:17).
Это замечательная истина, и то, что оказывается очень значимым, когда речь заходит о том, как Он поступает с нами и нашим грехом. Но не все сразу улавливают эту связь.
Например, великий реформатор Мартин Лютер — до того, как он понял, как переплетаются Божье милосердие и справедливость, — писал: “Я очень хотел понять Послание Павла к Римлянам, и ничто не стояло на пути, кроме одного выражения "праведность Божья", потому что я понял, что оно означает, что справедливость - это то, благодаря чему Бог справедлив и поступает справедливо, наказывая несправедливых. Моя ситуация заключалась в том, что, будучи безупречным монахом, я стоял перед Богом как грешник, терзаемый совестью, и у меня не было уверенности, что мои заслуги успокоят Его. Поэтому я не любил справедливого Бога, а скорее ненавидел и роптал на Него”.
Первоначально Лютер рассматривал христианство в некотором роде как все другие религии, где милосердие и справедливость никогда не сочетаются, и вместо этого почитаемое божество либо вершит правосудие за счёт милосердия, либо милосердие за счёт справедливости. Однако Лютер, наконец, осознал, что христианство уникально тем, что Бог проявляет милосердие через Своё правосудие.
В Библии ясно сказано, что Христос умер за все грехи верующего. Это означает, что Божья справедливость восторжествовала, потому что Христос понёс наказание за наши проступки, в результате чего: “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа” (Рим. 5:1).
Ни один справедливый судья не требует двойной платы за преступление, и Бог, будучи бесконечно справедливым, не поступит так с нами, как бы сильно мы ни пали.
Вот почему автор Послания к Евреям говорит, что кровь Христа “говорит лучше, чем кровь Авеля” (Евр. 9:24). Кровь Авеля взывала к справедливости (Быт. 4:10), но кровь Иисуса переворачивает этот сценарий и постоянно взывает к тому, чтобы сказать, что справедливость уже восторжествовала за нас благодаря Его жертве на кресте.
Конечно, это не означает, что у нас есть разрешение грешить; Библия напоминает нам об этом, когда заявляет: “Что же нам тогда сказать? Должны ли мы продолжать пребывать в грехе, чтобы благодать могла возрасти? Пусть этого никогда не будет! Как мы, умершие для греха, всё ещё будем жить в нём?” (Рим. 6:1-2).
Но это действительно означает, что мы, как те, кто был спасён благодатью через веру (Еф. 2:8-9), можем не беспокоиться о том, что мы истощим Божью милость своими неудачами, потому что Его справедливость не позволяет Ему когда-либо осуждать нас: “Поэтому теперь нет осуждения тем, кто во Христе Иисусе” (Рим. 8:1).
Я повторю это ещё раз: у меня проблема с грехом. И это будет до тех пор, пока моё смертное не облечется в бессмертное (1 Кор. 15:52), вот почему, когда я терплю неудачу, первое, что я делаю, - это благодарю Бога за Его справедливость, которую Христос удовлетворил за меня.
|