Заявление Павла, что «хорошо человеку не касаться женщины» в начале главы, в которой он касается вопроса безбрачия и брака, а также приемлемого места в выражении сексуальности, поднимает множество вопросов. Это особенно важно для тех, кто относится к Библии серьёзно для своей христианской жизни и веры.
Если Павел учит, что безбрачие является наивысшим выражением христианской духовности, тогда все женатые христиане, получается, выбрали более приземлённый образ жизни? Как молодым людям – христианам, в процессе принятия решений касаемо взаимоотношений, реагировать на слова Павла? Является ли это их решением против «лучшего», что Бог имеет для них и «меньшее добро», а именно, восполнение их физико-физиологических нужд, страсти плоти, если они решат жениться?
Кажется, что напрашивается положительный ответ в свете этого текста и других, таких как 1 Коринфянам 7:7 («Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я»), 1 Коринфянам 7:8 («хорошо им [безбрачным и вдовам] оставаться, как я») и 1 Коринфянам 7:26 («хорошо человеку [девственнику] оставаться так»).
Даже если мы не возьмём явные предпочтения Павла к безбрачию, как выражению Божьей оптимальной воли, ценность и выражение физической и сексуальной близости, кажется, рассматривается несколько негативно, в свете таких утверждений как 1 Коринфянам 7:2 («во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа»), 1 Коринфянам 7:5 («опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим») и 1 Коринфянам 7:9 («Но если [неженатые] не могут воздержаться, пусть вступают в брак»).
Если мы хотим быть честными с этим вопросом и тем, что Павел предписывает делать в оставшейся части 7-й главы, нам нужно серьёзно изучить принципы для толкования Посланий. Один из них в признании, что Послания (1 Коринфянам и возможно любые другие) являются документами, приуроченными к случаю, то есть, написаны для специфической ситуации в жизни христианской общины. Таким образом, в случае 1 Коринфянам, в главах 1-4 Павел отвечает на вопросы и проблемы, которые были сообщены ему устно, по-видимому, церковной делегацией. В главе 7 он начинает свой ответ на вопрос, который был дан ему в письме: «а о чём вы писали ко мне» (1 Коринфянам 7:1; см. также 1 Коринфянам 8:1; 12:1; 16:1). Хотя Павел не говорит подробно, о чём они писали, у нас есть общее представление о проблеме, решение которой они искали в совете у него.
Второй важный принцип – это распознание определённого исторического, культурного или церковного контекста, внутри которого относится нужда или вопрос. Таким образом, распространённую сексуальную аморальность в коринфянском обществе, которая даже перешла в церковь (Павел имеет дело с этим в 1 Коринфянам 5-6), нужно держать в уме при чтении 1 Коринфянам 7:1-24. Также стоит помнить о взгляде коринфянских христиан относительно дихотомии между духовным и физическим, который привёл к различным реакциям на человеческую сексуальность и сказался на распущенном отношении к сексу («всё что угодно!»). В 1 Коринфянам 7 Павел, кажется, отвечает на «аскетическое» применение их негативной точки зрения к физическому.
Третий значимый принцип для понимания этой проблемы (также как и на многие другие трудные для понимания места в последующих главах этой книги) состоит в распознании, что вдохновлённое, авторитетное слово апостола может быть либо нормативом для христианской жизни и веры в целом, не смотря на все времена и ситуации, или же может быть изменено, в зависимости от конкретной проблемы в конкретном контексте, без обязательного включения как универсальное.
Держа всё это в уме, вопрос, который Павел поднимает для нас в 1 Коринфянам 7:1 и несколько других трудных для понимания местах в 1 Коринфянам 7:10, 12, 20 и 29 могут быть поняты более легко.
Греческое предложение, переведённое «хорошо человеку/мужчине не жениться» в NIV (New International Version) и TEV (Today’s English Version) более буквально переведено «хорошо человеку не касаться женщины» в NASB (New American Standard Bible) и RSV (Revised Standard Version). NIV даёт альтернативное прочтение в сноске: «хорошо мужчине не иметь сексуальных отношений с женщиной». Такое представление признаёт, что термин «касаться» - это библейский эвфемизм для сексуальной интимности (см. Бытие 20:6, Притчи 6:29). Поскольку для Павла сексуальная близость и завет брака ясно принадлежат друг другу, термин «касаться женщины» может законно относиться к женитьбе. Нижеследующие стихи поддерживают такое значение.
На основе вводной фразы: «о чём вы писали ко мне» и несколько других мест в послании, где Павел, кажется, цитирует лозунг, которым коринфяне размахивали перед его лицом в поддержку своей позиции (см. 1 Коринфянам 6:12-13 и 1 Коринфянам 10:23), несколько современных переводов предлагают альтернативное прочтение для 1 Коринфянам 7:1: «Человеку/мужчине не хорошо жениться» (TEV); см. также сноску в NEB (New English Bible): «хорошая вещь для человека/мужчины не иметь ничего с женщиной». Связав эти трудности с позицией коринфян, можно уменьшить проблемы, возникающие с самого начала, за исключением того факта, что если это их лозунг, на который Павел, кажется, ссылается, по крайней мере, со сдержанным одобрением и, конечно же, олицетворяет настроение в той же самой главе (1 Коринфянам 7:7, 8, 26).
Этот лозунг, будь то цитата из письма коринфян к Павлу или суммарное заключение Павла их точки зрения, ясно показывает отношение о браке и сексе с выражающимся в нём аскетизме. Возвышенная (и высокомерная) духовность некоторых верующих в Коринфе выражена сама по себе – в отношении к конкретным, физическим вещам – в намерении «всё мне позволительно» (1 Коринфянам 6:12). Та же самая духовность также может проявить себя в аскетическом отношении, отвержении всех физических и чувственных аспектов жизни. Это, по-видимому, и есть точка зрения, с которой Павел сражается в большей части главы 7. Некоторые не просто отвергали брак как недостойное «истинной духовности», но даже отвергали проявления сексуального желания в браке. И для некоторых развод казался желательны средством для развития их духовности без сексуальной близости в браке.
В этом контексте, последующие слова Павла о безбрачии и его подтверждение приемлемости брака и сексуальной близости в нём, нуждается в понимании.
Утверждение «хорошо человеку не жениться» не обязательно или логически ведёт к заключению «не хорошо человеку жениться». Павел подтверждает ценность безбрачия, но он не принижает ценность брака и секса в нём. Это проявлено в нижеследующем, где он уточняет заявление «хорошо не жениться» и поднимает цели брака.
В 1 Коринфянам 7:2-7 он подтверждает одну из этих благих целей: «во избежание блуда», нормально, что люди должны жениться. Эта убеждённость основана в точки зрения Павла на предназначение, данное в Бытии 1-2. Бог создал человеческих существ как мужчину и женщину (Бытие 1:26-27), одного для другого, во взаимно-добавочной полярности. Одиночество – «не хорошо»; Бог создал мужчину и женщину соединёнными в завете брака и ставшими «одной плотью» (Бытие 2:24).
Павел различает этот Богом созданный и назначенный контекст для человеческой близости и выражения сексуального желания. В свете распространения сексуальной распущенности (то есть, секс вне брачного завета мужчины-женщины) в Коринфе и даже в церкви (1 Коринфянам 5-6), Павел подтверждает, что цель брака – это законное выражение Богом данного влечения к физическому единению. Секс в браке нельзя отвергать. Отказ от этого должен быть только по взаимному решению и на ограниченный период времени (1 Коринфянам 7:5), а не потому что это не имеет ценности или плохо. Богом данная сексуальность является сильной силой. Если этому не дать соответствующую возможность для выражения, то есть опасность вылиться этому в сексуальную распущенность (1 Коринфянам 7:5).
Для Павла, временный отказ от сексуальной близости в браке является «позволение, а не как повеление» (1 Коринфянам 7:6). Норма в браке – это взаимное право партнёров на физическую близость. Позволение (ограниченное время воздержания для целей молитвы), кажется, сказано ради коринфских аскетов, которые, по-видимому, хотели полной воздержанности.
Павел заканчивает это тщательно сбалансированное обсуждение указанием на своё безбрачие, которое он переживает как нечто хорошее и поэтому желает его другим, что есть дар от Бога (1 Коринфянам 7:7). Этот дар обеспечивает цель безбрачия на служение Христу (1 Коринфянам 7:8-9, 32-35). Те же, кому не дан дар в этом, имеют другие дары, которые должны практиковать.
Последующая часть этой главы (1 Коринфянам 7:25-35) проясняет, что предпочтение Павла к безбрачию и его желание, чтобы другие последовали его примеру, проявляется в ожидании ранней церкви, что правление Бога, которое было прервано в этом веке в жизни Иисуса, смертью и воскресением – скоро будет достигнуто, возможно даже при их жизни (1 Коринфянам 7:26, «по настоящей нужде»; 1 Коринфянам 7:29, «время уже коротко»; 1 Коринфянам 7:31, «проходит образ мира сего»). В свете этой краткости времени, Павел обеспокоен, чтобы христиане, у которых есть возможность, потому что они ещё или уже не женаты – быть вовлечёнными в работу Господа по распространению благой вести (1 Коринфянам 7:32, 35). Эти эсхатологические ожидания помогают объяснить страстное предпочтение Павла в отношении безбрачия, в то время как он крайне неприемлет коринфский аскетизм в отношении брака и проявлении Богом данной сексуальной близости в нём.
Возраст апостола Павла когда он писал послание к Коринфянам был примерно 50 с лишним лет. Понятное дело что в таком возрасте старина Павел мог такое написать когда только о Боге и остаётся думать. В двадцати летнем возрасте Павел бы советовал только брак.
Это очень хорошо - жениться. Запрещать жениться - это от блудницы. Это из учения блудницы. 1-е Тимофею 4 гл. 1. Дух ясно говорит, что позднее некоторые отойдут от веры. Они будут внимать лживым духам и поверят в учения, исходящие от бесов, 2. а также от лицемерных лжецов, совесть которых клеймена раскалённым железом. 3. Они запрещают жениться и говорят, что следует избегать некоторой пищи, хотя Бог создал пищу для того, чтобы верующие и те, кто знает истину, принимали её с благодарностью. Так что насчёт брака и пищи, тут всё понятно без лишних слов. Сказано прямо и чётко. Тем более, что по поводу брака, Павел добавил: "Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. И уточнил: "Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Т.е. тут всё просто. Одному так, другому иначе. Не нужно одному лезть в то, что для другого. А другому избегать того, что для него.
Ну и нельзя не обратить внимание и на последнюю главу. Как верующие ждали быстрого второго прихода Иисуса и их отношение к последнему времени. Что для них было последними временами. Понимание этого меняет многое в нашем богословии. Религиозные доктрины трещат по швам и рассыпаются. Это особенно относится к тем, кто не ждёт пробуждения, кто не ждёт ничего хорошего в ближайшее время. Т.е. к тем, кто оставил веру и упование, красоту Господа и Его силу. И стал увлечён блудницей.