Совет Павла оставаться без брака — как и его совет при любых обстоятельствах — касается полной преданности Христу
Хорошо оставаться без брака.
Эти слова принадлежат не мне, а апостолу Павлу (1 Кор. 7:8). И всё же, несмотря на их источник, это не те слова, которые мы, скорее всего, услышим сегодня с энтузиазмом проповедуемых с евангельских кафедр.
Я не припоминаю, чтобы мне были известны эти слова Павла, когда я вышла замуж молодой, только что окончив Библейский колледж, где преподаватели говорили девушкам, что они на самом деле идут за титулом “МИССИС”, и проводили занятия по христианской семье и супружеским обязанностям. С тех пор я слышала бесчисленное множество проповедей о браке, одни описывали его как “вершину творения”, другие говорили мне, что “величайшая радость в жизни” каждой женщины - быть женой и матерью.
И в моём опыте нет ничего необычного. Церковные занятия по вопросам брака обязательны. У христиан есть множество публикаций о браке и традиционных семейных ценностях. Опросы показывают, что белые евангелисты действительно придают большое значение браку и детям, чего не делает большинство других религиозных групп: они считают, что брак “важен для полноценной жизни”. А в недавней статье CT утверждалось, что Библия нигде не одобряет долгосрочное одиночество, которое не выбирается намеренно ради Евангелия.
Что бы сказал Павел обо всём этом шуме вокруг брака? Что бы он подумал о нашей тенденции предполагать, что опыт брака универсален, о наших аргументах о том, что христиане должны стремиться к браку, и о предположении, что это важный компонент жизни в вере?
Он может задаться вопросом, почему мы уделяем так много внимания чему-то, что может соперничать с нашей преданностью Господу. Он мог бы сказать: “Перестаньте так много говорить о браке — я думаю, эти одиночки будут процветать, если останутся без брака”.
Почему нам так тяжело это слышать сегодня?
Отчасти это наша привычка забывать, кем был Павел: странствующим еврейским учителем первого века, который использовал писцов для написания горячих, многословных, а иногда и грубых писем своим ученикам в перерывах между возвышенными видениями. Вместо этого мы изображаем Павла и коринфян по нашему собственному образу и подобию.
Но варианты, доступные коринфянам, были не такими, как у нас. В мире первого века почти все в какой-то момент вступали в брак, и “ещё не состоящие в браке” были гораздо реже, чем сегодня. Однако давление, заставлявшее людей вступать в брак сейчас, также означает, что брак часто был вынужденным и редко пожизненным или преимущественно романтическим.
В первом столетии брак был прежде всего не индивидуалистическим, романтическим соглашением, а, как правило, социальной и экономической необходимостью. Согласно римскому законодательству, девочки могли выходить замуж в 12 лет, и большинство из них были замужем уже до 20 лет — хорошие семьи не стали бы слишком долго ждать, прежде чем оформить брак.
Август ввёл новые своды законов, которые поощряли ранние браки, быстрые повторные браки и увеличение деторождения. Сексуальное воздержание было невозможно для многих порабощенных верующих, которые не имели законных прав на своё тело, и многие порабощённые женщины в конечном итоге выходили замуж за своих поработителей, вероятно, не имея права выбора в этом вопросе.
И хотя не вступать в брак было менее распространено, всегда было много людей, которые в настоящее время не состоят в браке, и инструкции Павла включают их. Там не было словарного эквивалента нашим “холостякам”, но Павел обращается к неженатым в целом. У него есть рекомендации для неженатых людей разного возраста, пола и статуса отношений (включая овдовевших и, возможно, обручённых), но он не проводит различия между различными причинами, по которым в настоящее время они не состоят в браке.
Многие незамужние христианки были женщинами в возрасте 20-30 лет — по некоторым оценкам, более четверти римских женщин были незамужними вдовами, часто молодые женщины оставались одинокими на десятилетия после непродолжительного подросткового брака с мужчиной постарше.
Гендерная разница в возрасте вступления в брак также означала, что мужчины обычно переживали период неженатой зрелости в возрасте 20-30 лет. Рабы не могли вступать в законный брак, и для их совместного проживания требовалось разрешение владельцев, так что, должно быть, были те, кто желал вступить в брак, но пока не хотел или не мог этого сделать (если вообще когда-либо хотел).
Таким образом, некоторые христиане первого века оставались без брака в течение длительного времени и, несомненно, иногда по независящим от них причинам - хотя часто по совершенно иным причинам, чем те, которые мы видим сегодня. Короче говоря, ни брак первого века, ни одиночество первого века не были такими же, как у нас, поэтому мы не должны удивляться, когда обнаруживаем несоответствие между нашими обстоятельствами и тем, о чем непосредственно говорится в Библии.
Но мы не должны делать этические и теологические выводы только из этого несоответствия. Просто потому, что библейский текст явно не описывает наши обстоятельства с помощью наших категорий, это не означает, что наши обстоятельства и категории обязательно проблематичны. Молчание не означает неодобрения.
Когда мы забываем, насколько далеки мы от этих текстов, и обращаемся к Библии, ожидая быстрых и прямолинейных ответов на наши современные вопросы, мы можем манипулировать Словом Божьим и сглаживать его, заставляя его отвечать на наши проблемы. И образ, к которому мы его придадим, будет нашим: мы представляем себе Павла, который хочет продвигать ценность брака ради него самого, как это обычно делаем мы, или который был обеспокоен изменениями в обществе, которые нас беспокоят.
Однако только потому, что эти проблемы явно не решаются тем способом, который мы распознаем, или в рамках наших категорий, мы не должны делать вывод, что сообщение в тексте не имеет отношения к нашей ситуации. Это не попытка получить мой пирог и съесть его тоже — это призыв бережно относиться к библейскому тексту как к древнему, сложному и морально и культурно значимому тексту, каким он и является.
Итак, в чём же заключалось здесь послание Павла?
Как вам скажут почти все комментарии, наставления Павла являются очевидным ответом на утверждение во вступительном стихе 1 Коринфянам 7: “Хорошо мужчине не прикасаться к женщине” (KJV). Коринфяне написали Павлу, и это, вероятно, цитата или повторное изложение их позиции, в которой используется эвфемизм для обозначения сексуальной активности: некоторые верующие считают, что (мужское) сексуальное воздержание является высшей моральной практикой. (Некоторые переводы, такие как NIV, заключают строку в кавычки, чтобы показать, что это не утверждение Павла).
Павел отвергает точку зрения о том, что сексуальное воздержание является безусловно нравственным благом. Он объясняет, что брак также может быть морально оправданной практикой, которая воздерживается от неконтролируемого и деструктивного сексуального поведения (ст. 2-5). Он признаёт, что сам предпочитает оставаться неженатым, но признаёт, что разные верующие имеют разные дары от Бога (ст. 7). Одни будут божественно подготовлены к браку, другие - к жизни без брака. Бог дал верующим много способов жить для Него.
В оставшейся части главы Павел рассматривает многие из этих различных способов: что делать, если вам трудно жить без сексуального партнёра? Что делать, если ваш супруг неверующий? Что делать, если партнёр уходит? Что делать, если вы планируете вступить в брак? Что, если ваш супруг умрёт? Что, если верующий обрезан или необрезанный, или попал в рабство?
В каждом случае Павел говорит, что верующие не должны стремиться изменить свой статус, потому что существует не только один способ жить в Господе. И наоборот, благодаря этой самой истине верующие также могут принять перемены. Порабощенные люди могут воспользоваться свободой, если она придёт. Одинокие люди не грешат, если вступают в брак. Считается, что ни один из этих конкретных статусов или образов жизни не является необходимым, и изменения могут быть приняты, потому что важно наше призвание во Христе.
Некоторые переводы — например, совет NIV каждому человеку “оставаться в той ситуации, в которой они были, когда Бог призвал их” (ст. 20) — маскируют здесь одну из центральных заповедей Павла. В стихе 20 говорится, что каждый должен оставаться в том призвании, которым вы были призваны (мой перевод). Павел учит, что при любых обстоятельствах верующие должны цепляться за свой статус во Христе и сохранять уверенность в том, что это — не брак, не одиночество или что-либо ещё — спасёт. Хотя Бог назначил нам определенные роли и обстоятельства, они могут измениться; наше постоянное призвание — быть во Христе.
Итак, если мы можем жить для Бога при любых обстоятельствах, почему Павел всё ещё говорит, что лучше не состоять в браке (ст. 8)? Это не бесцеремонный комментарий, а нечто повторяющееся на протяжении всей главы. Многие полагают, что уступка Павла (ст. 6) означает, что он рассматривает сам брак как исключение, а не как норму. Позже он говорит, что тот, у кого нет жены, не должен её искать (ст. 27), и он говорит вдовам, что они будут процветать, если останутся незамужними (ст. 40).
В какой-то момент он проводит прямое сравнение между состоящими в браке и безбрачными и говорит, что быть безбрачным лучше (ст. 38). Он даже допускает возможность того, что брак может быть грехом — дважды (ст. 28, 36)! Брак не является греховным, говорит он оба раза, но мы должны заметить, что он почувствовал необходимость разъяснить это, возможно, потому что боялся, что те, кто читает его инструкции, могут сделать иной вывод. Вот насколько убедительно он приводит доводы в пользу того, чтобы оставаться холостяком.
Павел приводит несколько доводов в пользу этого случая. Одним из них является положение христиан в новом эсхатологическом ландшафте: время приобрело новый характер, и нынешняя форма этого мира уходит (ст. 29-31). Все верующие должны продолжать нормальную жизнь, но со взвешенной отстранённостью, осознающей её быстротечность. Даже когда мы вступаем в брак, скорбим, празднуем и работаем, мы не должны чрезмерно увлекаться этими видами деятельности.
Далее, быть в браке означает брать на себя больше этих временных обязательств (ст. 28). Это приносит новые заботы и озабоченность тем, чтобы угодить супругу, оставляя внимание верующего разделённым (ст. 32-35).
Учитывая эти два взаимосвязанных объяснения — надежду на новую форму этого мира и концентрацию всего мирского в супружеской жизни, — безбрачные имеют практическое преимущество. Просто будет меньше вещей, конкурирующих за их внимание, поэтому Павел думает, что им будет легче сохранять безраздельную преданность Господу (ст. 35).
Но беззаветная преданность Христу - цель Павла для всех, а не только для неженатых. Поскольку призвание ко Христу относится ко всем верующим, Павел на протяжении всей главы пытается смягчить практические ограничения и отвлекающие факторы для всех.
Он советует вдовам, которые хотят снова выйти замуж, найти единоверца, возможно, потому что супруг, разделяющий ваше призвание, поддержит его практическими способами (ст. 5, 39). Для тех, кто уже состоит в браке, Павел предлагает взаимно согласованный временный обет безбрачия, чтобы создать время для беспрепятственного служения (ст. 5). Возможно, Павел советует тем, кто “не могут воздержаться”, вступать в брак, потому что их сексуальность угрожает поглотить их, обращая их внимание на “скорби по плоти” (ст. 9, 28).
Таким образом, совет оставаться безбрачными направлен на то, чтобы полностью обойти один конкретный набор сложностей. Приведённые доводы указывают на его цель: одиночество предназначено для “дел Господних” и для того, чтобы “угождать Господу” (ст. 32). Но обратите внимание, насколько это открыто; Павел не уточняет целей, которых мы могли бы ожидать от безбрачных христиан, таких как церковная работа, служение другим или евангелизация.
Здесь, опять же, полезна история. Верующие первого века, решившие остаться безбрачными, обычно не посвящали свою жизнь церковному служению в каком-либо формальном смысле. Хотя в то время аскетизм практиковался самыми разными способами, самостоятельных общин, подобных монастырям, не существовало вплоть до столетий спустя. Независимо от того, сколько времени одиночество выделяло для служения, большинству безбрачных пришлось бы искать поддержку в домашнем хозяйстве или — в наших терминах — на светской работе полный рабочий день.
Более того, Павел нигде не говорит о том, что оставаться безбрачными - это постоянное обязательство. Многие были бы бессильны взять на себя такое обязательство, и даже те немногие, кто мог бы, в конечном итоге могли бы вступить в брак, что Павел признаёт. Хотя Павел не хочет, чтобы верующие стремились к переменам ради них самих, его наставления всё же предполагают изменения в какой-то степени. Опять же, наше призвание - ко Христу, а не к нашим обстоятельствам.
Он просит неженатых верующих оставаться неженатыми точно так же, как он просит женатых людей поддерживать супружеский секс, и советует порабощённым не беспокоиться — в качестве руководства о том, как жить в своих нынешних обстоятельствах с учётом будущих изменений. Павел одобряет не только одиночество, сознательно выбранное ради Евангелия, но и одиночество в целом как нечто полезное для христианской жизни.
То внимание, которое мы сегодня уделяем браку, подрывает послание Павла. Когда некоторые коринфяне предположили, что какой-то определённый образ жизни является морально более возвышенным, он воспротивился этому из-за своей веры в силу Божьего призвания. И если мы неосторожно советуем людям уделять первоочередное внимание поиску супруги, мы рискуем дать совет, противоположный совету Павла: “Не ищи жены” (ст. 27).
Большинство из нас вступят в брак. Брак - это проверенный библейский способ решения насущных проблем этой жизни, и приведённые здесь слова Павла - это далеко не всё, что нам нужно услышать.
Книга Бытия напоминает нам, что нехорошо быть одному и что брак занимает основополагающее место в нашем современном мире (Быт. 1-2). Ссылаясь на Экклезиаста (9:9), я могу сказать, что мало что может быть лучше, чем наслаждаться жизнью со своим мужем, даже если я знаю, что это не спасёт. Я надеюсь, что вы, как и я, видели отражения Иисуса во многих различных браках, которые отражают единство Христа и церкви (Еф. 5:25-33).
Но давайте услышим голос Павла, ясно одобряющего одиночество, не смягчая его двусмысленностями и не заглушая его усиленным каноническим или современным припевом. Мы должны сопротивляться желанию приручить Павла и вместо этого повторять его непрекращающийся рефрен: Христос, распятый и воскресший.
Я всё ещё хочу слышать проповеди о том, каким хорошим может быть брак, но также и о том, насколько невероятно болезненным он является для многих, и как это может отвлекать от преданности Христу, и как мы все ждём нового творения. Мы можем радоваться в наших семьях, недвусмысленно заявляя, что только Христос является нашей величайшей радостью.
И давайте поговорим о том, каким одиноким и утомительным может быть одиночество, а также рассмотрим его радости и богатые дары для церкви. Позвольте мне рассказать вам о незамужних христианах, которые поддерживали работу церквей без пастора, работая на ответственной работе, об одиноких людях, чья дружба поддерживала меня и моего мужа в трудные времена, и о некоторых, кто говорит о Христе в тех местах и слоях общества, куда их никогда не привела бы супружеская жизнь.
Давайте надеяться, что наши неженатые друзья, которые хотят вступить в брак, найдут его, но давайте также укрепим их знанием о том, что у них уже есть все необходимое для верности, помолимся, чтобы они оставались во Христе, и порадуемся, что так много людей находят в Нём удовлетворение, даже не вступая в брак. Давайте будем верить, что быть без брака может быть хорошо, потому что Христос очень добр.
Annalisa Phillips Wilson преподаёт Новый Завет в Кембриджском университете и WTC, оба в Великобритании. Она вносит свой вклад в главу, посвященную 1 Коринфянам 7, в книге "Этика Нового Завета: герменевтика, тексты и практика", которая выйдет в издательстве Eerdmans в 2024 году.