Проводя своё недавнее исследование, я столкнулся с проблемой толкования таких пророческих откровений как видения и сны. Дело в том, что, по моему наблюдению, этот тип откровений нельзя воспринимать буквально и образы в них могут иметь лишь общее, а не конкретное значение.
Поясню на примере. Сон мальчика Иосифа из Бытия 37:9: «вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне». В следующем стихе даётся его истолкование: «И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?» (Здесь и далее, подчёркивание моё).
Все христианам, наверняка, известна история Иосифа. Действительно, можно сказать, что этот его сон исполнился: будучи проданный своими братьями в рабство в Египет, Иосиф, пройдя через долгие и большие трудности, стал вторым человеком после фараона, к которому действительно пришли братья и за помощью.
Итак, рассмотрим детали. Бытие 35 повествует, что мать Иосифа, Рахиль, умерла при родах его брата Бенони, который был переименован в Вениамина. Совершенно очевидно, что мать Иакова не могла поклониться ему в Египте.
Бытие 42 повествует картину прихода братьев Иосифа в Египет:
«Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте, а Вениамина, брата Иосифова, не послал Иаков с братьями его…» (ст. 3-4).
«Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли» (ст. 6).
Стих 6 свидетельствует, что братья поклонились Иосифу до земли, как сказано в истолковании сна в Бытие 37:9, но это были не все братья, а только 10 из 11.
Иосиф оставляет у себя Симеона, а оставшиеся 9 братьев возвращаются домой в Ханаан. Поскольку голод только усиливался, снаряжается повторная «экспедиция» с включением в неё Вениамина. Опять 10 братьев приходят в Египет.
Бытие 43:15: «И взяли те люди дары эти, и серебра вдвое взяли в руки свои, и Вениамина, и встали, пошли в Египет и предстали пред лице Иосифа».
Иосиф «привел к ним Симеона» (ст. 23). Из стиха 26, можно заключить, что все 11 братьев предстали перед Иосифом и поклонились ему: «И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли». Итак, слово о том, что братья поклоняться до земли исполнилось полностью!
Иосиф открывается перед братьями и приглашает отца, Израиля, прийти в Египет как можно скорее (см. Бытие 45: 9).
Вот как описана встреча Иосифа и его отца: «Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его» (Бытие 46:29). Поскольку Иуда шел впереди и, по-видимому, предупредил Иосифа о приближении отца, тот не стал дожидаться, утрируя, сидя на своём престоле, а с нетерпением отправился к отцу и сам пал ему на шею. Представляя себе эту картину, я не вижу, что именно отец поклонился Иосифу. Скорее, Иосиф поклонился пред отцом.
В итоге, из сна, вернее из его истолкования, в точности, хотя и поэтапно, исполнилось слово о том, что все братья Иосифа поклоняться перед ним до земли. В случае же с отцом и матерью этого буквально не произошло. В общем, конечно, можно считать, что и братья и отец и мать (будь она жива) преклонились перед Иосифом, то есть признали его величие, власть и приняли его помощь. Но в буквальном смысле часть сна не исполнилась.
Вкратце рассмотрим пару примеров из Нового Завета в книге Деяния.
«Мы же, совершив плавание, прибыли из Тира в Птолемаиду, где, приветствовав братьев, пробыли у них один день. А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него. У него были четыре дочери девицы, пророчествующие. Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (21:7-11).
Читая далее, мы видим, что Павел, после проповеди в храме, был избит иудеями и фактически был спасён от смерти язычником-тысяченачальником. (см. стих 32).
Иудеи же не хотели отдавать Павла на суд язычником, а страстно желали убить его сами. (см. 23: 12-14). Об этом стало известно тысяченачальнику и он опять спас Павла, отправив его к правителю Феликсу (ст. 23-24). Далее, после многих перипетий, Павел оказался в Риме.
Подводя итог по этой ситуации, можно заключить, что пророчество Духа Святого через пророка Агава «свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» не исполнилось буквально. Иудеи не предавали Павла в руки язычников, но косвенным образом способствовали этому.
Второй пример ещё короче. Тот же, по-видимому, пророк Агав говорит пророчество:
«В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» (11:27-28). Слово «вселенная» - номер 3625 в лексиконе Стронга и имеет значения: «земля (обитаемая), мир, вселенная». Я так понимаю, что под этим словом имелось ввиду вся (обитаемая) земля. Но, насколько мне известно , голод свирепствовал только в Иудее (возможно в Риме и Греции), но на территории Антиохи (современная Турция) голода не было. Строга говоря, слово не исполнилось в повсеместном смысле, но в отношении Иудеев это было хорошее слово, которое побудило антиохийских христиан «послать пособие братьям, живущим в Иудее» (см. 11:29).
|