предыдущее ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 5
Плавящиеся стихии (элементы)
Почти два десятилетия я верил, что однажды в будущем вся земля будет поглощена огнем, когда Иисус вернется. В связи с тем, что Бог пообещал Ною не уничтожать мир водой (Быт.9:11), я думал, что уничтожив мир огнем Он не нарушит Своего обещания Ною. Таким было мое понимание 2 Петра 3:5-7:
"5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. 7 А нынешние небеса и земля[Ge], содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. ”
Как и многие другие, я никогда не смотрел очень внимательно на контекст этого отрывка и попросту пришел к заключению: Петр описывет могущественный способ Бога, в обход обещания Ною, разрушить землю, не используя воду. Сейчас, когда я изучил этот отрывок, смешно оглянуться назад на мое прежнее понимание. Иногда я спрашиваю себя, как я могу все еще заблуждаться в других областях, которые еще не изучил.
Ожидая Его Пришествия
Здесь я хотел бы показать вам контекст 2 Петра 3 главы, начиная с первого стиха.
"1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, 2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими. "
В этом послании Петр собирается напомнить своим читателям о некоторых специфических словах и заповедях, полученных из (1) Ветхого Завета, (2) Иисуса, и (3) апостолов. Он не сказал нам еще, на что ссылается, но скажет в следующих стихах.
"3 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям 4 и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. ”
Сейчас Петр проясняет, что он ссылается на обещание Иисуса, что Он "придет”, которое, как мы выяснили перед этим, есть ссылка на разрушение Иерусалима. Исторический контекст написания Петром послания находится между 30 и 70 годами. В это время иудеи начали огромное преследование Христиан. Христиане ухватились за надежду слов, сказанных Иисусом в Мф. 24, что суд над Иерусалимом и религиозной системой близок. Как мы видим из отрывка выше, над Христианами насмехались, из-за их веры в то, что Иисус действительно придет принести суд над Храмом.
"5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. 7 А нынешние небеса и земля [Ge], содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. ”
Петр теперь отвечает на утверждения насмешников, показывая, как Бог осудил раньше и подтверждая, что Бог осудит и теперь.
"8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.”
Если и есть какой отрывок, которым злоупотребляли больше, чем почти любым другим, то это 2 петра 3:8. Несчетное число людей использовали этот стих для математических пророческих вычислений в своих диких теориях конца времен. Тогда, как Петр просто цитирует из Псалма 90:4; он не предоставляет формулу, по которой можно высчитать конец мира. "Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи”(Пс.90:5).
Петр не говорит, что для Бога время расплывчато и релятивно (относительно). Петр цитирует из Псалма, который говорит, насколько мало значит время для беспредельного, вечного Бога. Время реально для Бога, но не настолько, как для нас.
"9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.”
В Мф.24:34, Иисус сказал, что Его слова исполнятся в течение жизни поколения. Здесь простое уравнение для временной линии этого пророчества: 30-й г. + 40 лет одного поколения = 70-й г. Иисус мог бы прийти в 50-ом году, посередине пророчествованного времени, но Он выбрал ждать до последнего момента Свего пророчества о сорока годах, чтобы люди имели больше времени для покаяния.
"10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся,...”
Фраза стихии разрушатся чрезвычайно важна в понимани всей этой главы. Поскольку она встречается снова в этом отрывке, я обращусь к ней в дальнейшем через мнгновение.
"...земля...” (2Пет.3:10).
Слово на греческом, использованое здесь как "земля” – ge, не kosmos. Ge использовалось для значения "страна”, тогда как kosmos – слово для обозначения "целого мира”. Здесь сказано не о разрушении планеты земля (kosmos), но о разушении страны Израиль(ge).
"... земля и все дела на ней сгорят”(2Пет.3:10).
Поскольку использовано корневое слово ge, этот стих ясно говорит, " все, что сделано здесь [в стране] будет опустошено.” Это в точности то, что имело место при разрушении 70 года. Жертвы прекратились, священство убито, Храм разрушен, и здания сровнены с землей. Иерусалим был опустошен.
"11 Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия...” (2Пет.3:11-12)
Вопрос, который задает читателям Петр такой: "Поскольку эта великая месть должна вскоре излиться на религиозную систему, как следует жить? ” Петр призывает читателей жить благочестивой жизнью, так как они ожидают и приближают пришествие Дня Господнего. Это не изолировання ссылка; на протяжении Нового Завета мы читаем, что верующие первого столетия с нетерпением ждали пришествия Господа (см. 1 Кор.1:6-8; Фил. 3:20;1Фес.1:9-10).
Один из элементов ожидания Иисуса было ускорение его, и Иисус инструктировал Своих учеников соответственно, как они могут ускорить Его пришествие.Он говорил им, что если они будут молить Бога о правосудии, то Бог несомненно услышит их молитвы и отомстит вскоре путем пришествия Сына Человеческого.
"7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? ”(Лк.18:7-8)
Церковь первого столетия, находясь под преследованиями, взывала к Богу день и ночь. Это было частью процесса ускорения.
Стихии
Петр продолжает свое послание, говоря:
"..в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают” (2Пет.3:12).
Греческое слово, которое Петр употребил для "стихии” есть stoicheion. Это слово появляется в Новом Завете еще только пять раз (см.Гал.4:3,9;Кол.2:8,20;Евр.5:12), и в каждом случае, оно обращается к базовым принципам Закона Моисеева.
К Галатам Павел обращается дважды к этим стихиям.Первое, он утверждает, что евреи были под стихиями мира, доколе полнота времен придет; потом он спрашивает своих читателей, почему они хотят вернуться к этим стихиям.
"Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;”(Гал.4:3)
"Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?” (Гал.4:9).
По контексту, эти стихии связаны с ритуалами и соблюдением праздничных дней (см. Гал.4:9-10). Таким образом Павел хотел предохранить читателей от подчинения себя опять принципам закона. (см. Гал.5:1).
К Колоссянам Павел также дважды ссылается на эти стихии, предупреждая своих читателей не позволять никому удерживать их под игом стихий мира, для которых они умерли, приняв Христа, потому они не должны подчиняться таким вещам (см. Кол.2:8,20-22).
"Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу”( Кол.2:8).
" 20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 21 "не прикасайся ", "не вкушай ", "не дотрагивайся " - 22 что все истлевает от употребления, - по заповедям и учению человеческому?” (Кол.2:20-22).
Как проясняет контекст его послания, Павел призывал своих читателей не позволять никому судить их за несоблюдение праздников и Суббот, потому что эти вещи только указывают на личность Христа и Его дела (см.Кол.2:16). Итак, опять мы обнаруживаем, что стихии мира являются ссылкой на принципы Иудаизма – и Павел напоминал своим читателям, что эти правила обречены на погибель!
" Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам [stoicheion] слова [logion] Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.”(Евр.5:12).
Греческое слово, употребленное писателем, как "слово” есть logion, слово, используемое повсеместно в Новом Завете для ссылки на Ветхий Завет (см. Деян.7:38;Рим.3:2). В контексте, автор выражает сожаление, что он должен учить своих иудейских слушателей о том, как основы Закона отображают дела Христа, чтобы молить их оставить эти принципы ради завета нового и лучшего (см.Евр.5:12-14; 6:1;7:22;10:1). Апостол Петр не говорил о разрушении стихий, как элементов периодической таблицы (Менделеева). Он говорил о разрушении элементов (стихий) Иудаизма.
Новые Небеса и Новая Земля
" Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда”(2Пет.3:13).
Как вы помните, Петр начал главу словами," чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими"(2Пет.3:2). Это важно, потому что в стихах 3-12 Петр говорит о пророчестве Иисуса в Матф.24.
До сего момента Петр еще не цитировал из реченного святыми пророками старины. В стихе 13 Петр отталкивается от слов апостолов (Павел и разрушение иудейских стихий) и от слов Иисуса (о разрушении страны). И Петр начинает цитировать из реченного святыми пророками старины.:
" Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце”(Исайя 65:17).
" Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь...”( Исайя 66:22).
Как Петр и святые пророки, мы также ожидаем новых небес и новой земли (как Иоанн также видел в Отркровении 21:1). Петр потом продолжает,
" 14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; 15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, 16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания”(2Пет.3:14-16).
Как Петр заключил в своем пророчестве о горящих стихиях мира, он заявил, что он написал о том же самом, о чем писал Павел. Как мы видели, когда Павел писал о стихиях мира, он соотносил их с базовыми принципами Ветхого Завета. Таким образаом, наше понимание, что Петр говорил о проходящих стихиях Иудаизма опять подтвердилось.
В заключение
Мы можем научиться двум важным моментам из этого отрывка из Второго Послания Петра. Первое, мы видим, что Петр не говорит о разрушении целого мира огнем. Слово стихии было скорее сылкой на Закон Моисеев. Закон уходил прочь. Второе, исследуя, мы обнаружили, что ни один стих в Новом Завете не предсказывает о разрушении kosmos, планеты земля. Когда Новый Завет говорит о разрушении мира, там используется корневое слово ge, означающее "страна”, не земной шар. Там нет ни одного стиха, предсказывающего разрушение мира.
Основные мысли главы
· Во Втором Петра 3, Петр напоминает своим читателям слова Иисуса от Матфея, учения Павла, и пророчества Ветхого Завета – конкретно в связи с обещанным разрушением Иерусалима. · Иисус пришел с судом над Иерусалим в конце пророчествованного поколения (сорок лет), чтобы дать людям насколько возможно большее время для покаяяния. · Слово переведенное, как "земля” здесь ge, означающее "страна”, не планета Земля. Это пророчество о разрушении страны Израиль, не целого мира. · Иисус сказал, что ранние верующие могут "ускорить” Его пришествие, моля Его о правосудии. · Слово "стихии” относится к Иудейскому закону, не к элементам периодической таблицы, что подтверждается многими другими отрывками Нового Завета. · В конце этого отрывка Петр ссылается на пророческие слова о новых Небесах и новой земле, что-то, чего мы все еще ожидаем.
Продолжение следует...
предыдущее ОГЛАВЛЕНИЕ
|