(Джордж Питер Холфорд "Разрушение Иерусалима” – продолжение)
Голод
Наш Господь предсказал "голод” также. Из них важнейший, предсказанный Агавом, произошел во дни Клавдия, что связано с Деяниями Апостолов. Он начался в четвертый год его правления и был длительным. Он распространился до Греции и даже до Италии, но более всего чуствовался в Иудее и особенно в Иерусалиме, где многие умерли от нехватки хлеба. Этот голод описан также Иосифом (Флавием), который говорит, что "ассарий зерна продавался за пять драхм” (примерно недельное жалование). Похожим образом об этом упоминает Евсевий (Eusebius) и Орозий (Orosius). Чтобы облегчить эту ужасную катастрофу, Елена, царица Адиабена, которая находилась в это время в Иерусалиме, заказала большую партию зерна, чтобы послать его из Александрии, и Изатес, ее сын, передал огромную сумму правителю Иерусалима, предназначенную облегчить страдания неимущих. Язычники , обращенные в Христианство, и живущие в за пределами Израиля, также посылали по просьбе Св. Павла добровольные пожертвования для облегчения страданий их Иудейских братьев (см. 1 Кор.16:3).
Дион Кассий связывает это с тем, что похожий голод был в первый год Клавдия, который распространился в Риме и других частях Италии. И в одиннадцатом году того же императора был еще один голод, упомянутый Евсевием. К ним можно добавить голоды, принесшие страдания обитателям нескольких городов Галилеи и Иудеи, которая была осаждена и захвачена, перед разрушением Иерусалима, где критический момент национальной беды, возникшей из-за голода и других причин, был так ужасно завершен.
Примечание автора: Голод, предсказанный Агавом, и который упоминается выше упомянут в Деяниях 11:28-30 и 1 Кор.16:1-3. |
Моры
Наш Спаситель добавляет также "моры” (см. Лк. 21:11). Моры следовали по пятам голода; это может быть резонно предвидено, что этот ужасный бич сопровождает голод, описанный выше. История, однако, определенно выделяет два случая этой катастрофы, которые случились перед началаом Иудейской войны. Первый имел место в Вавилоне около 40 г., и он буйствовал настолько, что огромные толпы евреев бежали из этого города в Селевкию ради безопасноости, как было уже упомянуто. Другой случился в Риме в 65 г. и он унес огромные массы жизней. Оба, Тацит (Tacitus) и Светоний (Suetonius) также записали, что подобные несчастья происходили в этот период в различных частях Римской империи.
После того, как Иерусалим был окружен армией Тита, заразные болезни вскоре появились там, чтобы усилить несчатья и углубить ужас осады. Они случались частично из-за многочисленных толп, собранных вместе в городе, частично из-за распространения гниющего зловония, подымавшегося от непохороненных мертвых, и частично из-за распространения голода.
Небесные знамения
Наш Господь продолжал, " будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба ” (Лк.21:11). Иосиф собрал вместе важнейшие из этих знамений и представляет их оценку, отображая странность той страсти, которая способствовала его согражданам доверяться обманщикам и необоснованным сообщениям, в то же время игнорируя божественные предупреждения, которые были подтверждены, как он [Иосиф] заявляет , следующими экстраординарными знамениями:
1. "Метеор, похожий на меч, зависал над Иерусалимом на протяжении целого года.” Это не могла быть комета, так, как он был стационарным, и был виден в течении двенадцати месяцев подряд. Меч также, хотя и представляет эмблему разрушения, но вряд ли представляет комету.
2. "Восьмого дня месяца Ксантикус (Xanthicus) (перед праздником опресноков) в девятом часу ночи осветился круг вокруг алтаря и окружающих храм зданий, свет, сравнимый с дневным, продолжался около получаса.” Это не могло быть ни эффектом молнии, ни ярким северным сиянием, потому что это ограничилось определенным пространством и свет сиял непрерывно в течение тридцати минут.
3. "Когда первосвященник вел к жертвеннику телицу для жертвоприношения она родила ягненка посреди храма.” Такой странный случай описан Иосифом. Некоторые могут отнести это к "греческой легенде”, тогда как другие могут усмотреть в этом чуде сверхестественный упрек иудейской неверности и непочтению, за то, что отвергли нетипичного Агнца, который сам себя предложил как искупление "один за всех” и который исполняя таким образом полностью их замысел, виртуально упразднил Левитские жертвы. Как бы там ни было, обстоятельства этого чуда замечательны. Это не случилось в скрытой части города, но в Храме; это было не в ординарное время, но на Пасху – время распятия нашего Господа – в присутствии, не обычных простолюдинов, но Первосвященника и его окружения, во время, когда они вели жертву к алтарю.
4. "Около шестого часа ночи восточные ворота храма открылись без человеческой помощи.” Когда стража сообщила начальнику храма об этом событии, он послал людей, чтобы помочь закрыть их, что с большим трудом им удалось. Эти ворота были сделаны из бронзы и требовалось двадцать человек, чтобы закрывать их каждый вечер. Они не могли быть открыты "сильным порывом ветра” или "слабым землетрясением” потому, как Иосиф говорит, "Они были укреплены железными засовами и полосами, которые фиксировались снизу большим порогом из единого цельного камня.”
5. "Скоро после праздника Пасхи, в различных частях страны, перед заходом солнца, колесницы и вооруженные солдаты, окружающие Иерусалим, были видны в воздухе” Это проявление, предвозвещающее несчастье, не могло быть вызвано ни северным сиянием, т.к. происходило до захода солнца, ни простой фантазией нескольких крестьян, глазеющих на небо, ибо наблюдалось в разных частях страны.
6. "Во время последующего праздника Пятидесятницы, когда священник ночью шел во святое, чтобы исполнить свое обычное служение, он сперва упал, как он сказал от сотрясения, сопровождаемого неясным шумом, а затем возгласами толпы, говорящими уверенно и убежденно, 'пошли отсюда'. ” Эта последовательность напомнит читателю об этом ужасном событии, что праздник Пятидесятницы был в принципе основан для напоминания. Первое, послышалось сотрясение, это должно было заставить священника слушать, неясный ропот толпы усилил это и еще больше приковал внимание, и когда он таким образом был пробужден, он слышал голоса, говорит Иосиф, как бы толпы, выразительно произносящей слова, 'пошли отсюда'. И, соответственно, перед провозглашением периода празднования этого праздника началась иудейская война и в промежутке трех лет после того, Иерусалим был окружен армией Рима, храм был превращен в цитадель, и его священные дворы истекали кровью человеческих жертв.
7. Последний и наиболее страшный пророческий знак, Иосиф связывает с неким Иисусом, сыном Анании, крестьянином из наинизшего класса, который во время праздника Кущей, внезапно провозгласил в храме, "Голос с запада, голос с востока, голос со всех четырех ветров, голос против Иерусалима и храма, голос против женихов и невест, голос против всех людей!” Эти слова он непрерывно повторял громким голосом, на протяжении дня и ночи на всех улицах Иерусалима в течение семи лет и пяти месяцев. Он начал в 62 году, когда город находился в состоянии мира и был преисполнен процветания, и замолчал посреди ужасов осады. Этот нарушитель спокойствия обратил на себя внимание магистрата, был поставлен перед римским правителем Альбинусом, который приказал его высечь. Но жестокие удары бича не вырвали из него ни плача, ни мольбы о помиловании. Как он никогда не благодарил утешающих его, так никогда не жаловался на несправедливость тех, кто бил его. И никакого ответа правитель не получал на свои вопросы, как только, 'О, горе, горе Иерусалиму!', который он продолжал повторять в городе, но особенно во времена праздников, когда его возгласы становились более убежденными и голос громче. Наконец, при начале осады, он взобрался на стены и более мощным голосом, чем когда либо, провозгласил, "Горе, горе этому городу, этому храму, и этим людям!” И потом, показывая на свою собственную смерть он добавил, "Горе, горе мне!” Лишь только он произнес эти слова, как камень из одного из римских орудий убил его на месте.
Таковы чудеса, упомянутые Иосифом Флавием, и за исключением первого, он поместил их в год, непосредственно предшествующий иудейской войне. Несколько из них записаны также Тацитом. Несмотря на это, должно расмотреть, что они принимаются писателями Христианами осторожно и с различной степенью доверия. Те, однако, кто наиболее скептичен и кто связывает их с естественными причинами, позвольте "руководству божьему пробудить свой народ некоторыми из их значений.” Какой бы ни был факт, смотря на это, становится ясно, что все они показывают на предсказание нашего Господа об "ужасающих видениях и великих знамениях на небе” и следует думать, являются достаточным ответом возражающим, которые требуют ответа, достоверно ли записаны любые такие проявления.