Наше знакомство с видеоиграми и фэнтези может подготовить нас к использованию некоторых странных видов оружия в военных действиях, но в Откровении 12:11 есть некоторые из самых странных видов оружия, даже учитывая контекст фэнтези. Когда мы читаем о победе над сатаной с помощью “крови Агнца”, разве мы не задаёмся вопросом, как это делается? Кровь - чрезвычайно странное оружие. Более того, как свидетельство действует в качестве оружия? Это что-то вроде проклятия или магии, что ли? И хотя мы можем понимать полезность мужества, заключающегося в том, чтобы не любить свою жизнь, как всё это может быть оружием в духовной битве?
Контекст таков, что на небесах произошла война между дьяволом и его ангелами и архангелом Михаилом и его ангелами. Михаил, сражаясь во имя Бога, победил. Однако, когда сцена с падением дракона переносится на землю, Иоанн вставляет в отрывок гимн, в котором комментируется только что произошедшая битва. Во-первых, дьявол назван “клеветником братьев наших” и, по-видимому, имел доступ к присутствию Бога, чтобы клеветать на христиан вплоть до этого момента. Во-вторых, описана сама битва, но мы больше не слышим о Михаиле и его ангелах. Вместо этого мы слышим о деяниях людей.
Из декораций становится ясно, что Иоанн рисует картину, состоящую из параллельных сцен. Одна из них - небесная битва с участием ангелов. Другая - земная битва, в которой дьявол выступает на одной стороне, а христиане - на другой. И всё же эти две сцены кажутся параллельными. Низвержение сатаны с небес объясняется верностью христиан на земле. Небесная битва, по-видимому, происходит под влиянием земной. Это аналогично 10-й главе Книги Даниила, в которой Даниил молится двадцать один день. В конце концов, ему говорят, что его молитва была услышана в первый же день, но из-за небесной битвы ангел-ответчик не смог достучаться до него, пока не пришёл Михаил, чтобы возглавить борьбу. Всё это время Даниил молится на земле, не обращая внимания на битву в духовном мире. Имеет ли автор в виду, что борьба Даниила в молитве является частью того, что влияет на исход небесной битвы?
Что же тогда является оружием в этой земной битве? Первое - это “кровь Агнца”. Иоанн уже упоминал о смерти Христа, говоря, что Агнец (Христос) предстаёт “как бы закланным” (Откр. 5:6). Более того, Иоанн исповедался “тому, кто любит нас и Своей кровью освободил нас от грехов наших” (Откр. 1:5). Таким образом, этот образ крови указывает на то, что Христос сделал для христианина на кресте. Это оружие не в том смысле, что его бросают в зубы сатане в качестве талисмана, а в том, что христианин привержен этому. Именно на эту жертву уповает христианин, и она не подводит его, когда клеветник выкрикивает свои обвинения.
Второе оружие - “слово свидетельства”. В Откровении 1:5 Иисус Христос представлен как “свидетель верный”. В Откровении 2:13 Антипа, “свидетель Мой верный”, был предан смерти. Тема свидетельства проходит через всю книгу. Таким образом, это свидетельство является признанием послушания Христу. Это не история о том, что Христос сделал для нас (что является распространённым современным евангельским значением этого термина), а утверждение о том, что человек верен Христу и поэтому не пойдёт на компромисс. Поскольку это нечто произнесённое, вероятно, в контексте требования объяснить своё поведение, это есть слово.
Третий пункт на самом деле не является оружием, хотя и находится в параллельном предложении. Скорее, это отношение ума, лежащее в основе двух других: “не возлюбили души своей даже до смерти”. Как сказал Иисус, “претерпевший же до конца спасётся” (Мк. 13:13). Если смерть по-прежнему угрожает человеку, то наступает момент, когда он пойдёт на компромисс со своей приверженностью крови Христа, и, конечно же, наступит момент, когда он перестанет говорить о своём свидетельстве. Искренность приверженности становится очевидной, когда страсти накаляются. Те, кто проходит испытание, - это те, кто не будет цепляться за жизнь даже под угрозой смерти, если это будет означать отказ от их приверженности Христу.
В этом контексте дьявол представлен как “клеветник наших братьев”. Это война, которую он ведёт против народа Божьего, ибо его оружие - ложь и обвинения.
Но эти люди не поверили лжи, потому что они увидели сквозь обман сатаны реальность Христа. Они знают, что жизнь не дороже послушания Иисусу. И обвинения сатаны не имеют на них никакого влияния. Как бы он ни обвинял, он получит в ответ только: “Я уповаю на кровь Христа”. И если он обвинит их в лицемерии, их верное свидетельство даже перед лицом угрозы смерти покажет, что такое обвинение абсолютно ложно.
Другими словами, Иоанн не говорит, что христиане выигрывают битву с сатаной, говоря о крови Христа, рассказывая сатане об этой крови (он и так слишком хорошо об этом знает) или используя её как магическое слово в молитве (“силой крови Иисуса”). Вместо этого христиане верят в силу смерти Христа со спокойной уверенностью, которую они переживают внутренне и открыто исповедуют в словах и поступках (в речи, соответствующей жизни), независимо от угрозы. Именно эта радикальная приверженность, утверждает Иоанн, побеждает сатану.
Иоанн не представляет это как сверххристианство, предназначенное только для мучеников. Скорее, это обычное христианство. Это христианство, которое не любит Вавилон (его представление о мире и обо всём, что он может предложить в виде власти, богатства и прогресса, как показано в Откровении 18). Это христианство, которое является посвящением Христу, или, как он выражается, верным свидетельством. Для него это духовная война. Никаких демонов видеть не обязательно,1 точно так же, как Даниил не видел духовной битвы, но несмотря на отсутствие видимой пиротехники, дьявол повержен. При такой верности дьявол обнаруживает, что его время на исходе.
-
[1] Это не означает, что Иоанн каким-либо образом отвергает изгнание бесов из бесноватых, поскольку эта деятельность повсеместно была частью сущности духовной войны. Изгнание бесов, проповедь Евангелия, исцеление больных и забота о бедных - всё это является частью евангельского образа жизни, но они проистекают из более фундаментальной веры в кровь Христа и сопутствующей личной преданности Ему, а не заменяют её.

Hard Sayings of the Bible
|