Этот стих кажется немного странным, поскольку в нём упоминается, что “престол” сатаны находился в городе Пергам в Малой Азии. Мы привыкли думать, что сатана путешествует по всему миру (Иов 1:7; 2:2). Существует ли на самом деле местность, где живёт сам сатана? Есть ли у него настоящий престол? И виден ли он? Должно ли это повлиять на наши собственные решения о месте жительства? Как церковь в Пергаме пережила то, о чём пишет Иоанн?
С одной стороны, ясно, что сатана, как конечное существо, должен иметь ограниченное существование. В отличие от Бога, он не вездесущ, поэтому он должен находиться где-то (а не везде) в любой данный момент времени. Но сатана также является духовным существом, вероятно, тем, которое в Ефесянам 2:2 названо “князем, господствующим в воздухе”. Это означает, что он, по-видимому, не локализован физически в нашем материальном смысле, а скорее живёт в духовном мире (или в небесном), через который он имеет доступ к физическому миру. Хотя мы не до конца понимаем связь духовного с физическим, мы были бы удивлены, обнаружив, что сатана ограничил себя определённой физической территорией, установив свой престол в определённом городе. Действительно, в другом месте Откровения мы находим, что, когда он правит на земле, он делает это через человека, которым он управляет (см. Откр. 13:2).
С другой стороны, Пергам - это место, известное нам из истории. Он был независимым городом до 133 года до н.э., когда его последний царь передал его по завещанию Риму. Впоследствии он стал столицей Римской Азии, резиденцией проконсула, который, как сенаторский наместник провинции, обладал почти неограниченной властью на период своего пребывания в должности. К 29 году до н.э. город стал центром имперского культа, где был воздвигнут храм “божественному Августу и богине Роме”. В городе также был большой храм Зевса Сотера (Зевса-спасителя), а его жители поклонялись богу-змею Асклепию, который был богом врачевания. Эта история даёт богатую основу для отождествления города с сатаной.1
Любой из упомянутых нами примеров мог бы сослужить хорошую службу сатане. Асклепий в виде змея (изображенный на гербе города и используемый сегодня как символ медицины) напоминает сатану в образе змея и дракона из Книги Откровения. Считается, что алтарь Зевса был похож на трон, а храм возвышался над городом. В конце концов, он был царём греческих богов. Но центральным образом в этом отрывке, по-видимому, был образ римского владычества.
Ключом к этой идентификации является упоминание Антипы, христианского мученика. Учитывая, что проконсул действительно обладал властью казнить людей, это, вероятно, указывает на официальное преследование (хотя оно могло быть локальным). Где ещё, как не в центре имперского правления, церковь могла с большей вероятностью вступить в прямой конфликт с Римом? Имперское правление не было отделено от имперского культа. В то время как образованные люди не воспринимали этот культ всерьёз — они смотрели на него как на патриотическую церемонию, во многом похожую на принесение клятвы верности флагу в США — сегодня церковь усматривает в этом противоречие между призывом христиан поклоняться только Богу и требованием государства к абсолютной преданности. Более того, государство всегда внимательно следило за несанкционированными обществами. Рост христианской общины и её влияния в низших слоях общества, особенно среди рабов (которые, как известно, поднимали восстания в самом Риме), был угрожающим. Это была группа, которая называла Иисуса, а не Кесаря, Господом, группа, которую невозможно было контролировать. Столкновение было неизбежно. Антипа принял мученическую смерть. И после его мученической смерти церковь, должно быть, жила в страхе, поскольку они находились в самом центре римской власти и вряд ли могли ускользнуть от внимания Рима.
Таким образом, этот престол кесаря является престолом сатаны. Сатана не отождествляется с Римом полностью; он независим от всех своих орудий. Но в Откровении 13 сатана действует через римских правителей, и в этом смысле римская власть является престолом сатаны. Это средство, с помощью которого сатана правит и контролирует эту область, в данном случае Малую Азию. Следовательно, это также средство, с помощью которого он преследует церковь Божью.
Актуальность этого отрывка для современных христиан очевидна. Хотя в некоторых христианских населённых пунктах, возможно, нет недавних мучеников, многие, если не большинство, христиан живут при правительствах, которые заявляют об абсолютной преданности себе (“Моей стране, правильной или неправильной”). Иоанн напоминает нам, что все подобные заявления противоречат абсолютному послушанию Христу. Они сатанинского происхождения. В той мере, в какой страна решает отстаивать свои требования, будь то церемониально или на деле, столкновение с верующей церковью неизбежно. Чем ближе человек находится к центру управления, тем вероятнее столкновение и тем более неизбежны последствия. Поскольку за каким бы архитектурным фасадом нашей столицы ни скрывался престол сатаны, христианин будет вынужден решить, кому он или она служит. Иоанн даёт нам понять, что это трудное решение, но он призывает нас быть верными, даже если для этого придется следовать по стопам Антипы.2
Также возможно вторичное понимание. Павел восемь раз говорит о “начальствах и властях”, которые являются частью демонической иерархии царства сатаны (см. Еф. 6:12). Некоторые из таких сил иногда отождествляются с определённым народом или землёй (см. Дан. 10:13). Таким образом, некоторые демонические духи, по-видимому, локализованы, и эта идея подтверждается опытом многих христианских работников.3 Это означает, что некоторые области могут находиться под более непосредственным контролем таких могущественных существ, чем другие, или что существо, контролирующее данную область, само может быть более могущественным, чем то, которое контролирует другую область. Павел перечисляет различные предметы вооружения, которыми вооружены христиане для битвы с такими существами (Еф. 6:13-18). Он не упоминает о прямой молитве против них (например, о том, чтобы “связать их” или “изгнать вон”), а скорее об образцовой христианской вере и поведении, например, о поведении, из-за которого Антипа, вероятно, попал в беду, и о вере, которая поддерживала его во время мученической кончины.4
Если этот анализ верен, то некоторым христианам следует признать, что они живут на очень сложной территории. Такое признание - это не призыв к переезду, а признание того, что ситуация, с которой они сталкиваются, сложнее, чем обычно, и, следовательно, добродетели, которыми они должны вооружиться, более чем нормальны. В то же время этот стих напоминает нам о том, что Христос полностью контролирует эти силы. Даже наше мученичество находится под Его контролем. Хотя наша борьба может быть трудной, мы не рискуем проиграть. Важно то, что мы, как и верующие в Пергаме, держимся и остаёмся верными даже перед лицом самой смерти.
- - - -
[1] А. Дейсманн, "Свет с Древнего Востока" (Гранд-Рапидс, Мичиган.: Книжный дом Бейкера, 1978), стр. 109.
[2] Поддержку в этом направлении можно найти в превосходной книге Джона Уайта "Великолепная одержимость" (Downers Grove, Иллинойс: InterVarsity Press, 1990).
[3] см. С. Питер Вагнер, “Территориальные духи”, в книге С. Питера Вагнера и Ф. Дугласа Пеннойера, ред., "Борьба с темными ангелами" (Вентура, Калифорния: Regal Books, 1990), стр. 73-100, одно из описаний этого явления.
[4] Это не означает, что христиан никогда не призывают молиться непосредственно против таких существ, но такая деятельность не является их обычным занятием; ею следует заниматься только по прямому повелению Бога.

Hard Sayings of the Bible
|