Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Откровение 2:15. Кем были Николаиты?
В Откровении много странных символов и образов, но есть и необычные имена. В Откровении 2:6, 15 незнакомое название затрудняет понимание. Здесь, в двух стихах из посланий, написанных в две разные церкви (Эфесскую и Пергамскую), мы узнаем о Николаитах. Вероятно, автор полагал, что читатели писем будут знать, кто они такие, но мы не на их месте. Каковы были их действия и почему Бог должен был их ненавидеть?

Самое раннее упоминание о Николаитах, встречающееся у отцов церкви, было как о последователях Николая Антиохийского, прозелита иудаизма, который был одним из Семи (Деяния 6:5). К сожалению, никто из авторов, похоже, ничего не знает об этой ереси, и один из них, по сути, утверждает, что сам Николай был ортодоксом, но его неправильно поняли. Хотя возможно, что часть этой информации точна (были исполненные Духа лидеры церкви, которые впали в ересь), это выглядит как попытка найти какое-нибудь название в Библии, которое можно было бы использовать для идентификации этой секты. Николай, возможно, просто имел несчастье носить неправильное имя. Тем не менее, даже если Николай из Деяний не имел никакого отношения к движению, вполне вероятно, что лидером группы был некий Николай (в конце концов, Николай было довольно распространенным именем).

Второе определение, распространенное в некоторых теологических кругах, - это обращение к греческой этимологии слова “николаиты” (никан и лаос означают соответственно “завоевывать” и “народ”) и утверждение, что это была группа, которая подавляла мирян в пользу развивающегося духовенства. Однако это объяснение в большей степени определяется современными представлениями о духовенстве и мирянах, чем какой-либо информацией первого века, поскольку такая терминология (например, использование "лаос" только для обозначения части церкви) была неизвестна в то раннее время. Этимология - общеизвестно опасный способ определения значения термина. Более того, в тексте нет ничего, что подтверждало бы это значение.

Ключ к пониманию истинного значения этого термина можно найти в отождествлении Николаитов с “учением Валаама” в Откровении 2:14-15. Возможно не только то, что “Николаит” - это греческая форма “Валаама” (в понимании раввинов), но, что более важно, это толкование соответствует как тексту, так и ситуации первого века.

Иоанн связывает учение Валаама с двумя проблемами: “употреблением пищи, принесённой в жертву идолам” и “сексуальной распущенностью”. Ранняя церковь постоянно стремилась к компромиссам с язычеством, как мы видим из продолжительной дискуссии Павла в 1 Коринфянам 8-10, а также из выводов, сделанных в Деяниях 15:20, 29. Оба они посвящены пище, приносимой в жертву идолам, и Павел пришел к выводу, что такую пищу можно есть, если её купить на рынке, но не следует ходить на трапезу в языческий храм. Однако следование этому правилу Павла означало бы отказ от членства в торговых гильдиях, патриотических торжествах (включая церемонии в честь императора, которые считались необходимыми для хорошего гражданства, хотя и не воспринимались высшими классами всерьёз как религиозные мероприятия) и многих семейных торжествах. Мы легко можем увидеть необходимость рационализации и, таким образом, выработки компромисса.

Проблема сексуальной безнравственности более сложна, поскольку она также упоминается в Откровении 2:20, 22 в случае с Иезавелью (ветхозаветное кодовое слово, обозначающее новозаветную женщину-лидера церкви в Фиатире, указывающее на её дух и Божью оценку, а не на настоящее имя женщины). С одной стороны, сексуальная распущенность была проблемой и в ранней церкви, как показывают рассуждения Павла (1 Кор. 5:1; 6:12-20; сравните Евр. 13:4). В языческом обществе, где допускалось использование проституток (хотя жены должны были сохранять верность), было трудно оставаться послушными в этом вопросе и относительно легко пойти на компромисс. С другой стороны, “сексуальная безнравственность” использовалась в Ветхом Завете для обозначения связи с языческими божествами. Например, ветхозаветная Иезавель, насколько нам известно, не была физически безнравственной — скорее всего, она была верна Ахаву всю свою жизнь, — но она привела Израиль к поклонению Ваалу. Поскольку Израиль был Божьей “невестой”, такая связь с другими богами называлась “прелюбодеянием” или “сексуальной безнравственностью”.

Кроме того, было трудно провести грань между двумя значениями термина “аморальность”. Инцидент с Фегором был связан с сексуальной распущенностью (связан с Валаамом, Числа 25:1-18), но самой большой проблемой было то, что женщины были моавитянками или мадианитянками, язычницами, и они заставляли мужчин есть блюда, связанные с их богами, а затем поклоняться самим богам. Другими словами, сексуальная безнравственность была неправильной, потому что она ассоциировалась с поклонением другим богам, что было обычным явлением в языческом мире, где во многих храмах были проститутки, через которых мужчина мог “соединиться” с богом.

Таким образом, если Иоанн берёт за основу своих рассуждений примеры из Ветхого Завета, то сексуальная безнравственность является фигуральной и означает поклонение другим божествам, что подразумевалось в их посещении праздников в храмах идолов. С другой стороны, если он вольно использует примеры из Ветхого Завета, то, возможно, указывает на две взаимосвязанные проблемы: посещение праздников в храмах идолов и внебрачные половые сношения, возможно, с проститутками. Разница между этими двумя объяснениями невелика. Оба типа проблем осуждаются в других местах Нового Завета, как бы ни толковался данный конкретный отрывок.

Таким образом, Николаиты, по-видимому, представляют собой группу, которая развратила народ Божий, предлагая компромисс с современной культурой. Вместо того чтобы поклоняться Богу и только Ему одному, они предположили, что уместнее участвовать в патриотических церемониях (таких как праздники, связанные с поклонением императору) и других культурных институтах (например, торговых гильдиях, чем-то вроде наших современных союзов или профессиональных ассоциаций, и их богослужении). Возможно, что либо в рамках этих церемоний, либо в качестве отдельного компромисса они также разрешали пользоваться услугами проституток (возможно, это было общепринятой частью “деловой этики” того времени). Иисус (который говорит устами Иоанна) не одобрил это. На самом деле Он угрожал суду над церковью.

Хотя конкретные проблемы различны, сегодня церкви приходится идти на аналогичные компромиссы. У каждого общества есть свои “идолы”, которым, как ожидается, будут поклоняться все его граждане, будь то само правительство или какие-то ценности или практика общества. Эти “идолы” - это места, где ценности общества вступают в противоречие с полной верностью Христу. Более того, Николаиты всё ещё с нами под разными именами, потому что всегда есть люди, которые под предлогом “реалистичности” или под каким-либо другим теологическим обоснованием советуют пойти на компромисс с доминирующей культурой. Этот отрывок предупреждает нас о том, что Иисус не “купится” на эти оправдания. Он требует не чего иного, как полной преданности Ему самому и указаниям. Всё, что ниже этого, подвигает тех, кто идёт на компромисс, опасности подвергнуться Его осуждению.

Hard Sayings of the Bible
Категория: Библия | Просмотров: 78 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: откровение, Николаиты, Толкование, идолопоклонство, Блуд
         
     
Книги [2428]
Видео [983]
Аудио [335]
Статьи [2861]
Разное [714]
Библия [361]
Израиль [301]
Новости [599]
История [790]
Картинки [398]
MorningStar [1329]
Популярное [216]
Пророчества [1165]
Пробуждение [400]
Прославление [1187]
Миссионерство [333]
It's Supernatural! [811]
Какой информации больше на сайте?
Всего ответов: 14
500

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025