Откровение - это хорошая новость на сегодняшний день, а не план на будущее
Чтобы получить более чёткое представление об этой таинственной книге, попробуйте заменить объектив предсказания на объектив миссии
Большую часть своей жизни я относился к Книге Откровения как к отвратительному на вкус лекарству. Я знал, что она, вероятно, хороша для меня, но если бы мне дали шанс, я бы её избежал.
Это во многом было связано с тем, как меня учили читать Откровение. Будучи подростком, моя молодежная группа смотрела фильм, в котором наглядно изображались ужасы того, что нас оставляют на земле после того, как истинные христиане вознеслись на небеса. Это напугало меня. Позже я изучал книги с пророчествами, в которых пытался связать точки между текущими событиями на Ближнем Востоке и библейским сценарием конца времен. Они сбили меня с толку. Поэтому я отказался от попыток понять книгу Откровения. По сути, она стала приложением к основной части моей Библии. В общем, я мог бы с радостью проигнорировать её; но если бы это доставляло слишком много хлопот, я мог бы прожить и без этого.
Даже после подготовки к христианскому служению мне не хватало уверенности, чтобы проповедовать или учить на основе Откровения. Это было слишком загадочно, слишком жестоко, слишком странно. Её фантастические видения, казалось, мало что могли сказать о практических вопросах повседневной христианской жизни. Самое большее, они предупреждали: “Вам лучше быть готовыми, потому что конец может случиться в любой момент!”
Я был не один. На протяжении многих лет я слышал лишь небольшие отрывки проповедей об Откровении, за исключением случаев, когда речь шла о “более безопасных” частях, таких как послания Христа церквям в главах 2 и 3. В основном, животворящая весть Откровения остаётся для церкви безмолвной.
Корректируем свой объектив
Как у человека, пытающегося смотреть через неподходящие очки, у меня была проблема с линзами. Моя настройка по умолчанию включала чтение Откровения через призму предсказания. Как и многие христиане, я рассматривал Апокалипсис прежде всего как книгу прогнозов о том, что должно было произойти в будущем. Видения Иоанна послужили своего рода сценарием событий конца времён, таких как битва при Армагеддоне или правление Антихриста на земле. Читая через эту призму, я изо всех сил пытался найти в Откровении Благую весть для Божьего народа сегодня.
Но что, если читать Откровение через другую призму? Что, если вместо того, чтобы использовать линзу предсказания, мы прочтём её через линзу миссии? Позвольте мне объяснить. Чтение Библии через призму миссии, по сути, не сводится к поиску отдельных отрывков, которые поддерживают межкультурную миссию церкви. Скорее, это касается того, что Бог делает в мире, чтобы принести спасение и исцеление на всех уровнях, и как Божий народ участвует в достижении этой всеобъемлющей цели.
Применение этого принципа к Откровению означает, что вместо того, чтобы пытаться расшифровать план на конец времен, нам нужно выяснить, как Откровение свидетельствует о масштабной миссии Бога по искуплению и восстановлению всего творения — включая людей — через Христа, закланного и воскресшего Агнца. Откровение показывает нам конечную цель Божьего любящего замысла по отношению к миру, который заключается в “сотворении всего нового” (Откр. 21:5).
Но это ещё не всё. Откровение также направлено на то, чтобы вооружить и зарядить энергией Божий народ, чтобы он был вовлечён в то, что Бог делает для достижения целостности и искупления в мире. Вместо того чтобы в первую очередь предсказывать будущее, Откровение призывает нас жить в предвкушении будущего здесь и сейчас. Это позволяет христианским общинам воплощать любящую миссию Бога в различных жизненных обстоятельствах, даже когда мы ожидаем того времени, когда Бог, наконец, создаст всё по-новому.
Как выразился исследователь Нового Завета Майкл Горман, нам нужно читать Откровение “не как сценарий для будущего, а как сценарий для Церкви”. В остальной части этой статьи мы попытаемся показать, что миссионерское прочтение Откровения более соответствует форме, в которой оно появляется, контексту, к которому оно обращается, посланию, которое оно провозглашает, и надежде, которую оно обещает.
Переосмысление мира
Давайте сначала рассмотрим форму, в которой Откровение приходит к нам. Как и к любой книге Библии, мы должны спросить: “Что это за тип литературы?” Хотя Откровение разделяет аспекты как библейского пророчества (см. Откр. 1:3), так и посланий (1:4, 9), прежде всего, оно относится к форме древнего письма, известной как апокалиптическая литература. Апокалиптическая литература, гораздо более знакомая первым читателям Иоанна, чем нам, изобилует видениями, символами и историями. Это заставляет нас использовать наше воображение, то, что многие из нас на Западе, включая меня, делают с трудом.
Суть вот в чём: образы и символы Откровения не предназначены для буквального прочтения. Это обнажает одну из главных слабостей прогностической линзы для интерпретации Откровения. Те, кто использует его, могут предположить, например, что печально известное “начертание зверя” (Откр. 13:16-17) должно относиться к какому-то физическому имплантату или знаку.
Но в Откровении начертание зверя на руке или лбу представляет собой противоположность Божьей печати на челах его слуг (Откр. 7:3; 9:4). И то, и другое - знаки собственности, символизирующие нашу преданность Богу и Агнцу или сатане и зверю. Наша преданность и образ жизни показывают не столько бренд, который виден глазу, сколько то, чьё имя мы носим.
Поэтические видения Откровения не столько описывают события последнего времени, сколько призывают христианские общины переосмыслить свой мир. Иоанн опирается на популярные апокалиптические символы своего времени, чтобы дать христианам преображенное видение мира, в котором они живут. Этот новый способ видения раскрывает, что Бог делает в мире (Божья миссия) и как мы можем участвовать в том, что задумал Бог (миссия церкви). Исследователь книги Откровения Ричард Бокхэм мудро объясняет, что видения Иоанна раскрывают конечную цель Бога в истории человечества, чтобы Божий народ тогда и сейчас мог переосмыслить настоящее с этой точки зрения. По сути, Иоанн говорит: “Вот как обстоят дела на самом деле, с точки зрения Божьего будущего в конце времен и Божьего небесного престола”.
Вот пример. В главе 7 Иоанн представляет себе огромное множество людей из каждого колена, языка и народа, стоящих перед Божьим престолом, поклоняющихся Богу день и ночь (ст. 9-17). Это не просто проекция того, как это будет выглядеть однажды, “когда мы все попадем на небеса”. Это картина, которая формирует то, кто мы есть и почему мы здесь, в настоящем. Она призывает Церковь стать сообществом, в котором исчезают барьеры, разделяющие нацию, племя, расу и культуру, несмотря на поляризующие силы, которые нас окружают. Это также дает нам призвание приглашать людей всех языков и народов присоединиться к хору поклонников Бога и Агнца в ожидании того, кем мы когда-нибудь станем. Сейчас мы живем как предварительный просмотр Божьего будущего.
Чтение в контексте
Если Иоанн предложил своим читателям увидеть их мир по-другому, то нам нужно серьезно отнестись к контексту, к которому он обратился. Во-первых, Откровение стало словом, предназначенным для поместных церквей в конкретных миссионерских местах в Римской Малой Азии. Это призывало их нести Благую весть о закланном и воскресшем Агнце там, где они находились.
И там, где они находились, было нелегко. Эти христиане жили в мире, где доминировала Римская империя, требовавшая абсолютной преданности, в мире, пропитанном гражданской религией культа императора и поклонением местным богам, которые придавали Цезарю легитимность. Все - от общегородских праздников до частных встреч по случаю дня рождения - стало возможностью почтить императора. Имперский культ действовал как договор с населением Малой Азии: отдавайте Цезарю должное, и боги даруют вам мир, безопасность и процветание. Неподчинение считалось “непатриотичным” и нелояльным. Христиане, которые сопротивлялись, сталкивались с потенциальными преследованиями, начиная от социальной и экономической изоляции и заканчивая насильственной смертью (Откр. 2:10, 13).
Но ещё большая угроза поднималась изнутри — искушение приспособиться к обычаям империи, возможно, чтобы избежать отпора со стороны культуры. Не каждая церковь реагировала на это внешнее и внутреннее давление одинаково. Некоторые остались верны перед лицом страданий (Смирна и Филадельфия), но большинство этого не сделало. Например, христиане в Пергаме и Фиатире пошли на компромисс с идолопоклонническими практиками преобладающей римской культуры (2:14-15; 20-21). Жители Сардиса и Лаодикии были виновны в самодовольстве из-за своей собственной гордости и процветания (“Я богат... и ни в чём не нуждаюсь” - Откр. 3:17).
Таким образом, каждая из этих церквей должна прочитать остальную часть Откровения в свете своей ситуации. Некоторым нужна уверенность в том, что Бог, который в конце концов победит все силы, противостоящие ему. Но для других, идущих на компромисс сообществ, остальная часть Откровения потрясает подобно удару электрическим током. Иоанн предупреждает их покаяться и встать на путь страдающего Агнца — или рискнуть столкнуться с “гневом Агнца” (6:16).
То же самое верно и для нас. То, как мы слышим Откровение, частично зависит от нашего духовного состояния и потребностей. Откровение по-прежнему призывает христианские общины по всему миру отказаться от путей мирских империй и верно свидетельствовать о Боге и Его любящей миссии.
Символ Вавилона, изображенный Иоанном на вашем лице в главах 17 и 18, является ярким примером того, как Откровение изрекает в своем мире целенаправленное слово. Иоанн использует этот символ, чтобы решительно нацелить перекрестие своего прицела на Рим. Вавилон, как и Рим, расположен на “семи холмах” (17:9), и он соответствует описанию как “великий город”, который правит землей (17:18). В главе 18 Иоанн наглядно демонстрирует экономическую эксплуатацию римской империи для удовлетворения дорогих вкусов элиты. В самом конце списка фактического римского импорта Иоанн называет “людей, проданных в рабство” (ст. 13). Рим богатеет, относясь к людям как к простому товару. Неудивительно, что Бог призывает свой народ “выйти из [Вавилона]” (ст. 4) — оставить позади вавилонский образ мышления и жизни.
Вавилон, однако, никоим образом не привязан к древнему Риму. Не меньше, чем богатые и высокомерные Лаодикийцы, мы должны спрашивать: “Где находится Вавилон сегодня?” и “Что значит для нас выйти из Вавилона?” Где мы преклоняемся перед идолом потребительства или участвуем в системах, которые эксплуатируют слабых в интересах сильных мира сего? Это не просто вопросы индивидуальной этики; они также являются частью нашего свидетельства наблюдающему миру.
Сохраняя правильный фокус
Чтение Откровения в свете Божьей миссии снимает бремя необходимости надевать шляпу предсказателя и выяснять, как видения Иоанна вписываются в какой-то сценарий конца времён. Вместо этого мы можем сосредоточиться на главных темах истории Откровения о животворящей цели Бога для мира. К ним относятся главные символы Откровения — небесный престол и закланный Агнец.
Оба символа находят своё самое пристальное внимание в богословском центре книги, в главах 4 и 5. Там Божий престол олицетворяет, по словам исследователя Нового Завета Юджина Боринга, “миссию управления Вселенной”. Если Бог управляет каждым уголком творения, то никакие другие силы, человеческие или духовные, не смогут помешать Божьей искупительной цели для всех людей и всего мира.
Как Бог выполняет эту вселенскую миссию? Вопреки всем ожиданиям, клянусь раненым ягненком! Закланный Агнец становится определяющим символом Откровения и линзой, через которую мы должны понимать всю книгу, включая содержащиеся в ней видения суда. Агнец раскрывает великолепный Божий план искупления каждого племени и нации именно потому, что он страдает и умирает (Откр. 5:9-10).
Этот символ не просто говорит нам о том, что Бог приносит восстановление всему творению через распятого Иисуса. Это также показывает нам, как это происходит. Божья миссия подобна миссии агнца. Бог побеждает все противоборствующие силы не грубой силой и насилием, как Кесарь, но самоотверженной любовью (Откр. 12:11). Сегодня христиане могут поддаваться искушению осуществлять Божьи замыслы посредством принуждения и “отторжения” других — например, ”возвращая нашу страну Богу". Но такие методы давления остаются несовместимыми с книгой, которая превращает центр всеобщего поклонения в истекающего кровью Агнца.
Где кроется надежда
Массовые убийства в школах. Планета в кризисе. Нападения на расовой почве. Смертельная пандемия. Потоки беженцев от бессмысленных войн. Неудивительно, что многие христиане испытывают искушение пессимистично смотреть в будущее.
Откровение дает подлинную надежду в условиях непреодолимых обстоятельств. Но эта надежда заключается не в том, чтобы избежать этого мира и его невзгод, будучи вознесенным на небеса, и не просто в обещании “дома на небесах, когда мы умрём”. Если мы прочтем кульминационное видение Иоанна о Новом Иерусалиме (Откр. 21-22) в свете Божьей миссии, мы увидим будущее, которое глубоко формирует настоящее, распространяя надежду в расколотом мире.
Картина Нового Иерусалима, представленная Иоанном, раскрывает конечную цель Бога для мира — процветание человечества и всего творения, когда Божье присутствие пропитает всю землю. Но новое творение проливает свой свет на настоящее, призывая нас воплотить жизнь Нового Иерусалима на самих улицах Вавилона. Как выглядит надежда Нового Иерусалима? Вот два примера.
Во-первых, Новый Иерусалим представляет собой сообщество целителей. Миссия нового творения состоит в том, чтобы осуществить “исцеление народов” (Откр. 22:2). Эта целостность затрагивает каждую рану, которую грех и зло нанесли человечеству. Но жизнь в качестве трейлера будущего призывает нас стать сообществами надежды и исцеления в сегодняшних странах мира и между ними. Я видел, как один из моих бывших студентов помогал создавать сеть таких сообществ у себя на родине в Германии. Они множеством способов дают надежду беженцам, городской молодежи, пожилым людям, бездомным, нерелигиозным. Недавно они вмешались от имени секс-работницы по имени Эмануэла, помогая ей заполнить крайне необходимые документы для получения медицинской страховки, связав её с консультантом по долговым вопросам и подарив ей нечто ещё большее: безусловную любовь и дружбу. В таких действиях новое творение врывается в город.
Во-вторых, Иоанн представляет себе восстановленное творение. В Откровении изображен Новый Иерусалим, нисходящий, чтобы слиться с преображенной землей (Откр. 21:2, 10). Будущий город символизирует экологическую гармонию и расцвет всего мироздания. Если у Бога есть будущее для земли, мы не можем игнорировать массовые угрозы окружающей среде и наносимый ими вред наиболее уязвимым людям в мире.
Наш ответ, несомненно, включает в себя не только переосмысление нашего образа жизни с учетом его влияния на Божью землю, но и признание того, что защита интересов творения представляет собой законное миссионерское призвание, достойное наших молитв и поддержки. Например, организация Rocha International имеет значение в таких местах, как лес Атева в Гане, где добыча полезных ископаемых, незаконные рубки леса и посягательства на фермы угрожают огромному биоразнообразию этого района. Одновременно организация помогает обеспечить доступ к безопасной питьевой воде пяти миллионам жителей Ганы. Откровение призывает нас быть проводниками надежды для людей и для творения.
Нам нужно включить "Откровение". Если мы будем читать его через призму предсказаний, то, скорее всего, затуманим проникновенное, исполненное надежды послание этой книги для церкви в миссии, как тогда, так и сейчас. Чтение Откровения в свете Божьей любящей миссии помогает нам услышать призыв книги к нашему времени — призыв стать контрастными сообществами поклонения и свидетельства, живущими по образцу закланного Агнца. Призыв отказаться от нашего уютного комфорта из-за потребительства, несправедливости и идолопоклонства Вавилона. Призыв жить как предвкушение будущего, захваченный Божьим замыслом создать все по-новому.