Образы, представленные в Откровении, очень яркие. Тот, что приведён в Откровении 12:1-3, является частью серии картин, которые служат прелюдией к окончательному завершению века, поскольку седьмая труба, предпоследний судный день, уже прозвучала. И всё же, что нам делать с этой картиной? Кто эта женщина? Что это за дракон? Как мы интерпретируем эти образы, которые больше напоминают нам греческую мифологию, чем большинство образов Библии?
Образы Иоанна должны быть осмысленными, но в то же время он использует их, потому что они также могут быть подвижными. И в женщине, и в драконе есть что-то подвижное, что позволяет им быть полезными автору.
Сначала мы посмотрим на женщину. В этом разделе Откровения есть две женщины. Первая - это эта женщина, Божья женщина. Вторая - женщина из Откровения 17, проститутка. Это противопоставление напоминает нам о двух женщинах из Притчей 1-10, одна из которых - мудрость, а другая - распутница. Здесь первая женщина облечена в небесную славу, солнце, а луна находится у её ног. Вторая женщина одета в “пурпур и багряницу”, цвета земных императоров. У первой женщины корона из двенадцати звёзд. У второй женщины золото и драгоценные камни. Первая женщина рожает, но вторая женщина оказывается бесплодной. Контраст присутствует во всех отношениях.
Мы признаём, что вторая женщина - это Рим; является ли первая женщина Иерусалимом? На этот вопрос было несколько ответов. Некоторые учёные указывают на двенадцать звезд и проводят параллель с двенадцатью патриархами. Действительно, вся картина, включая солнце и луну, напоминает нам о сне Иосифа (Быт. 37:9). Другие исследователи рассматривают случай рождения ребёнка и утверждают, что эта женщина - Мария. Третьи указывают на то, что знамение явлено на небесах, так что это, должно быть, некая идеализация народа Божьего, истинной невесты Бога. Я не вижу необходимости выбирать между этими интерпретациями. Еврейская мысль часто колеблется между одним и многими. Например, в песне о рабе во второй части книги Пророка Исаии рабом иногда является Израиль (Ис. 49:3), а иногда отдельный человек (Ис. 49:5), а у Даниила - Сын Человеческий (Дан. 7:13-14) и “святые Всевышнего” (Дан 7:18) также чередуются. Итак, в нашем представлении женщина - это Божий народ, верующие Израиля. Женщина - это также Мария, которая воплотила индивидуальность этой группы верующих, дав жизнь Мессии.
Во второй части главы образ женщины меняется, поскольку она подвергается преследованиям. Она по-прежнему верующие Израиля? Или теперь она - более широкий народ Божий, как иудейский, так и нееврейский? Конечно, её бегство в пустыню напоминает нам о словах Иисуса (Мк. 13:14; Лк. 21:21), в соответствии с которыми иудео-христианская церковь действовала незадолго до 70 года н.э. Означает ли это, что Бог защитит иудео-христианскую группу? Или нам следует вспомнить Его слова в Матфея 16:18 о том, что “врата Ада” не одолеют Его церковь, и поэтому истолковать это как указание на всю Его церковь? Возможно, правильным ответом будет и то, и другое. Это изображение бегства Израиля от фараона в пустыню и бегства церкви из Иерусалима во время войны 66-70 годов нашей эры. Это показывает, что Бог будет заботиться о Своей церкви и защищать её, особенно в течение 1260 дней, когда силы зла, по-видимому, одержат победу. Вся ложь и бесовские силы, которые может извергнуть дракон, не смогут разрушить эту церковь. Но в то же время дракон ведёт войну с детьми этой женщины, христианами. Таким образом, в то время как церковь в целом защищена и не может быть уничтожена, христиане в отдельности испытают гнев сатаны, вплоть до мученичества.
Во-вторых, у нас есть дракон. Этот образ заимствован из ветхозаветных изображений Левиафана, многоглавого морского чудовища (Пс. 73:13-14). Чудовище иногда является мифологическим в том смысле, что оно не отождествляется с каким-либо историческим воплощением, а иногда является конкретным врагом народа Божьего, таким как Египет (Пс. 73:14; Иез. 29:3) или Ассирия (Ис. 27:1). Эта картина была представлена Иоанну через Даниила, который описывает четвертого зверя с десятью рогами (Дан. 7:7). Иоанн, конечно, очень ясно даёт понять, о ком, по его мнению, говорит Даниил (или в терминах кого он переосмысливает Даниила), поскольку он пишет в Откровении 12:9: “И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним”. Однако этот дракон также имеет земное воплощение. “Зверь, выходящий из моря” (Откр. 13:1), имеет семь голов и десять рогов, как у дракона, так и у зверя, на котором ездит великая блудница (Откр. 17:3). И как проститутка пародировала женщину, облачённую в солнце, так и дракон пародирует кого-то другого. В Откровении 12:3 отмечается, что у него семь корон, в то время как в Откровении 19:12 у “Царя царей и Господа господствующих” на голове много корон.
Естественно, дракон пытался уничтожить Христа, младенца в этой истории. На данный момент Иоанна не интересуют жизнь и смерть Христа, но он переходит от Его рождения к вознесению. Однако мы должны помнить, что в его Евангелии “вознесение” Сына Человеческого - это одновременно и крест, и вознесение, так что это не значит, что крест отсутствует в его мыслях.
Иоанна волнует война дракона с народом Божьим. Война состоит из двух этапов: небесного и земного. В небесной фазе сражается Михаил, “великий князь, который защищает твой [то есть Даниила] народ” (Дан 12:1), и его ангелы. Во время своего падения дракон увлёк за собой треть ангелов, так что ему тоже есть с кем сражаться. Но он проигрывает. Хотя Бог не появляется на сцене, а сражается через Своих ангелов, победа обеспечена. Сатана теряет доступ на небеса. Когда, по мнению Иоанна, это произойдёт? Хотя некоторые учёные относят это к первоначальному падению сатаны, вероятно, это произошло в конце века, поскольку это произошло после того, как ребёнок был вознесён на небеса. Кроме того, существует множество еврейских свидетельств того, что сатана имел доступ на небеса на протяжении мировой истории.
На земле тоже идёт битва. Люди, по-видимому, не видят своего врага. И всё же они побеждают дьявола. На самом деле исход войны на небесах, по-видимому, аналогичен исходу войны на земле, точно так же, как молитвы Даниила в 10-й главе Книги Даниила, по-видимому, параллельны битве, происходящей в духовной сфере, битве, о которой он ничего не знает, пока ему не сообщат. В Откровении люди побеждают не благодаря своей силе и мудрости, а благодаря своей вере в “кровь Агнца” и открытому исповеданию своей веры в Него. Они были настолько тверды в своей вере и исповедании, что “не возлюбили души своей даже до смерти” (Отк. 12:11). Дьявол мог создавать мучеников, но каждый мученик был поражением самого дьявола. Мученик был в безопасности с Богом на небесах; власть дьявола над человеком рухнула. Другими словами, основным средством духовной борьбы является преданность Богу и Его искуплению во Христе, приверженность, которую исповедуют так открыто и которая настолько радикальна, что даже смерть не может поколебать человека.
Эта битва ведётся на протяжении всего христианского века, но наиболее ожесточённой она становится в конце века. В течение этого периода в 42 месяца дьявол полностью осознаёт, что проиграл, как на небесах, так и на земле. Теперь он просто хочет разрушать, “вести войну” против “сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа” (см. Откр. 12:17). Причина, по которой Иоанн пишет эту картину, заключается в том, что такие люди будут держаться до мученической смерти или до скончания века.
Как и все его апокалиптические картины, эта не предназначена для того, чтобы напугать христиан. В ней они изображены как персонажи эсхатологической битвы гигантских масштабов, но в то же время в ней показаны ограничения самого дьявола, не говоря уже о его ангелах, и его окончательном конце. Более того, он изображает защиту Бога над Его святыми, а также Его окончательную победу. Это призвано побудить христианина твёрдо стоять на ногах, независимо от того, живёт ли он в непрекращающейся борьбе века христианства или в напряженной борьбе заключительного этапа этого времени. Драконы могут быть плодом фантазии, но в данном случае фантазия реальна, даже если она скрыта в духовной сфере, и ставки высоки. Тем не менее, исход неизбежен для тех, кто остается твёрдым в своей приверженности Христу.

Hard Sayings of the Bible
|