В течение длительного периода времени церковь относила пророчество либо к классическим пророкам библейского периода, либо к проповеди (которая обычно является даром учения, а не пророчества). Хотя возрождение интереса к пророчествам в церкви началось почти двести лет назад, в последнее время наблюдается всплеск интереса к пророчествам как в научных кругах, так и в церковном служении. В Откровении 19:10, по-видимому, есть что сказать об этой тенденции, тем более что она исходит от христианского пророка. В середине картины “Брачная вечеря Агнца”, на которой надежды церкви исполняются в единении с её Господом, Иоанн потрясён. Он падает к ногам ангела, который всё ему объясняет, и склоняет голову до пола в знак поклонения. Мы не удивлены, что ангел останавливает его (и сделает это снова в Откровении 22:8-9), но утверждение о том, что “свидетельство Иисусово есть дух пророчества”, нуждается в объяснении. Что это значит? Что такое “свидетельство Иисусово”? Что же такое “дух пророчества”? Какое отношение всё это может иметь к сегодняшнему пророчеству?
В Новом Завете дар пророчества упоминается несколько раз, особенно в 1 Коринфянам 12-14, хотя в Деяниях также несколько раз упоминаются пророки. Однако мы очень мало знаем о том, о чём говорили новозаветные пророки, кроме слов Агава (Деяния 11:27-28; 21:1), за исключением Откровения.1 Вся эта книга называется "пророчеством" (Откр. 1:3; 22:7, 18-19) и, следовательно, является нашим самым обширным примером христианского пророчества. В этом контексте Иоанн говорит, что “свидетельство Иисуса” является “духом” этого пророчества.
Конечно, нельзя было принимать пророчество, не проверив его на подлинность или искажение каким-либо образом. Несколько отрывков из Нового Завета затрагивают этот вопрос. В Колоссянам 2:18 говорится о том, что некоторые христиане поклонялись ангелам, вероятно, благодаря пророческим домыслам. Церковь призвана взвешивать пророчества (1 Кор.14:29), поскольку, учитывая наше грехопадение, пророческие слова обычно в большей или меньшей степени исходят от Бога, а не являются чистым словом. Согласно 1 Иоанна 4:1, христиане не должны доверять каждому духу, поскольку не все являются Святым Духом. Наконец, в Откровении “Иезавель” “называет себя пророчицей”, действующей в церкви (Откр. 2:20), а зверь “из земли” (Откр. 13:11), который преследует церковь, назван лжепророком (Откр. 19:20). Всё это показывает необходимость знания критериев для проверки пророчеств.
Ангел в этом стихе отмечает, что он и христиане “придерживаются свидетельства Иисуса” и что это “свидетельство” и есть “дух пророчества”. То есть, именно по этому свидетельству можно распознать подлинный пророческий Дух. Но что такое “свидетельство Иисуса”? Сама эта фраза встречается в Откровении несколько раз (Откр. 1:2, 9; 12:17; 19:10; 20:4), в то время как аналогичная фраза встречается в Откровении 17:6. Есть две интерпретации этого факта. Во-первых, это свидетельство, которое Иисус принёс Богу Своей жизнью и учением, неся это свидетельство до самой смерти и продолжая нести его со Своего возвышенного места на небесах. В подтверждение этой интерпретации мы видим, что Иисус назван “верным свидетелем” (Откр. 1:5; 3:14), а вся книга Откровения упоминается как Его свидетельство через Его ангела (Откр. 22:16). Второе толкование заключается в том, что это свидетельство об Иисусе, которое человек даёт, подчиняясь Его заповедям и устами исповедуя свою верность и Его истину. В подтверждение этого мы отмечаем тех, кого называют свидетелями или кто даёт показания, таких как Антипа (Откр. 2:13), мученики (Откр. 6:9), два свидетеля (Откр. 11:3) и победители (Откр. 12:11).
Учитывая, что оба значения подтверждаются в тексте, мы, возможно, создали ложную дихотомию между ними, хотя акцент в отрывках из “свидетельства Иисуса”, по-видимому, делается на последнем значении, а не на первом. То, о чём свидетельствовал Иисус в Своей жизни и смерти, является именно тем, о чём должны свидетельствовать верующие христиане в своей жизни. Истинное свидетельство об Иисусе означает повиновение Его заповедям и верность Его учению. И как Иисус открыто исповедовал Свою верность Своему Отцу, так и истинный христианин открыто признаёт верность Иисусу. Жизнь и слово неразрывно связаны; христианин, который живёт не так, как Иисус, - это противоречие в терминах, как и идея тайного христианина. Таким образом, в Откровении 17:6 мы видим, что святые (не только лучшие из них) свидетельствовали об Иисусе. В Откровении 12:17 “повиноваться Божьим заповедям” означает придерживаться “свидетельства Иисуса”. В Откровении 1:2, 9; 20:4 “свидетельство Иисуса” является параллельным понятию "слово Божье". Истинное Слово Божье, конечно же, воплотилось в Иисусе (согласно Ин. 1), пришло через Иисуса и относится к Иисусу.
То, что “свидетельство Иисусово есть дух пророчества”, означает, что истинное пророчество, вдохновлённое Святым Духом, будет соответствовать жизни и учению Иисуса (который Сам соответствовал остальной части Слова Божьего) и, в конечном счёте, будет указывать на Иисуса. По этому стандарту можно оценивать как жизнь, так и слова пророка. Таким образом, само Откровение, с одной стороны, является попыткой поддержать стандарты, которым учил Иисус и по которым Он жил (например, призыв к бодрствованию; отказ от компромиссов с миром; требование поклоняться только Богу; и Его неприятие сексуальной распущенности), а с другой стороны, призыв ценить искупление Его кровью, жить в соответствии с Его верностью до самой смерти и ожидать Его окончательной победы как Царя царей и Господа господствующих. Хотя книга адресована людям в семи церквях, её конечная цель - Иисус. Она действительно прошла своё испытание.
В то время, когда церковь заново открывает для себя дар пророчества, этот стих очень актуален.2 Следует почитать не посланника, а того, кто передаёт послание, Самого Иисуса. Он становится эталоном, по которому всё измеряется. Именно Иисус проводит чёткое различие между Иоанном и Иезавелью, между истинным духом пророчества и духом антихриста. Таким образом, истинный пророк - это тот, кто живёт подобно Иисусу, учит в согласии с Иисусом и указывает другим на Иисуса как на их Господа и Царя.
- -
[1] Учёные также полагают, что некоторые изречения Павла и (что более спорно) некоторые изречения Иисуса в Евангелиях являются произведениями христианских пророков, но поскольку ни одно из них на самом деле не называется пророчеством, даже самые достоверные из них должны быть отнесены к категории спорных с точки зрения пророчества. Поэтому мы сосредоточим наше внимание на том, что на самом деле называется пророчеством.
[2] Обратите внимание, например, на Wayne Grudem, The Gift of Prophecy in the New Testament and Today (Westchester, Ill.: Crossway, 1988); Clifford Hill, Prophecy Past and Present (Crowborough, U.K.: Highland Books, 1989); и Graham Houston, Prophecy: A Gift for Today? (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1989). Из трёх, книга Клиффорда Хилла - лучшая, но все они выступают за роль пророчества (то есть прямого слова от Бога, а не просто вдохновенной экзегетической проповеди) сегодня, и двое из них обладают
одобрением не кого-то иного, как Ф. Ф. Брюса и И. Говарда Маршалла, что свидетельствует о положительной оценке этими учёными их солидной экзегетической базы.

Hard Sayings of the Bible
|