Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Взгляд Иисуса на Ветхий Завет
Определение

Взгляды Иисуса на Писания были схожи с взглядами Его современников — Он признавал их полностью Божественное происхождение, надежность и авторитет в нашей жизни, — но в то же время заметно отличались от их суждений об этноцентризме, их Христологической природе и их значении для законов Левитов о чистоте.

Резюме

Мы видим, как Иисус смотрит на Ветхозаветное слово Божье, обращенное к миру, о чём свидетельствует Его цитирование широкого спектра текстов, пусть и не всегда в том ключе, с которым согласились бы Его еврейские современники. Чего мы не видим в учении Христа, основанном на Библии Его народа, так это чего-либо, что указывало бы на канон внутри канона - рассмотрение только определённых частей Библии как авторитетных. Безусловно, как и другие раввины, Иисус мог признать, что некоторые книги занимают более важное место, чем другие, и различать более лёгкие и более весомые части Писания (Мф. 23:23). Но вся Библия Богодухновенна, и все Божьи законы должны соблюдаться. В то же время, ни одному из них нельзя следовать, пока мы не увидим, как изменилось положение вещей с приходом Нового завета.

На протяжении всей истории церкви различные христиане преуменьшали значение Ветхого Завета. Тем не менее, они заявляют, что следуют за Иисусом как за своим Господом. Таким образом, изучение взглядов Иисуса на эти места Писания имеет решающее значение, поскольку оно должно помочь верующим понять первые три четверти Библии.

Сходство между Иисусом и Его современниками

Во многих отношениях взгляды Иисуса на Писания Своего народа в точности совпадали с позицией Его собратьев-евреев. Похоже, что Он придерживался того же свода авторитетных документов, что и иудаизм Его мира. Он цитирует все три основных раздела еврейской Библии (Закон, Пророков и Писания) и все три основных вида законов, как их позже определят христиане (моральный, гражданский и церемониальный). Он ссылается на ещё большее количество текстов и неизменно рассматривает их как авторитетные как для Себя, так и для Своей аудитории (Иоанна 10:35). Он считает Бога главным автором Библии и рассматривает слова Писания как Божьи слова.

Иисус и историчность Ветхого Завета

Иисус, по-видимому, рассматривал повествования Ветхого Завета как исторические. Он часто ссылается на события из жизни ключевых персонажей Ветхого Завета, чтобы поддержать Своё учение или оправдать Своё поведение. Он может считать само собой разумеющимся, что Его слушатели разделяют Его убеждённость в том, что всё это происходило на самом деле и что это было записано для того, чтобы дать авторитетные образцы хорошего и плохого поведения Божьему народу в более поздние эпохи. Например, Он вспоминает тех, кто преследовал Божьих пророков в прошлые времена (Мф. 5:12). Он упоминает Тир, Сидон и Содом как примеры древних городов зла (11:21-24). Он признаёт, что Иона остался жив в чреве огромной рыбы и продолжил проповедовать раскаявшейся Ниневии, и верит, что царица Савская действительно жила и посещала Соломона (12:40-42). Он ссылается на дни Ноя, а затем Лота и произошедшие катастрофические разрушения вокруг каждого из них (24:37-39). Он размышляет о служении Илии и Елисея (Луки 4:25-27) и обращается к рассказу о том, как Моисей воздвиг бронзового змея в пустыне (Иоанна 3:14). Он верит, что Бог дал израильтянам манну небесную в тот самый период скитаний (6:32, 49, 58). Наконец, Он исходит из исторической достоверности широкого спектра ветхозаветных повествований, когда делает громкое заявление о том, что Его поколение испытает на себе весь суд, “за всю праведную кровь, которая была пролита на земле, от крови праведного Авеля до крови Захарии, сына Варахина” (Мф. 23:35; ср. Луки 11:50-51).

Иисус и пророчества Ветхого Завета

В других случаях Иисус придерживается того же подхода, что и Его современники, рассматривая несбывшееся пророчество как авторитетное и правдивое описание того, что ещё должно произойти в будущем. Таким образом, всё ещё должна существовать “мерзость запустения, … стоящая, где не должно” (Марка 13:14) — святотатство в Иерусалимском храме (ср. Мф. 24:15; Луки 21:20), которое повторило ужасы Даниила 9:27, 11:31 и 12:11. Он признает, что книга Пророка Осии 10:8 всё ещё должна иметь место, когда люди захотят покончить со своими страданиями от бедствий этого мира, обрушив на них горы и убив их (Луки 23:30). Он предвидит космические потрясения, когда вернётся, используя для этого образы из книги Пророка Исаии 13:10 и 34:4 (Марка 13:14). Он также предвосхищает грядущий пир последнего времени для всего Божьего народа со всего мира (Мф. 8:11-12), основанный на книге Пророка Исаии 25:6-8.

Различия между Иисусом и Его современниками

Однако понимание Ветхого Завета Иисусом не полностью совпадает с пониманием Его еврейских современников. Несмотря на многие сходства между Его взглядами и их взглядами, Он часто цитирует Писание в противовес ключевым авторитетам или группам авторитетных лиц. Иногда Он утверждает, что они упустили изначальный смысл или цель текста из-за традиции или неверного толкования. Иногда Он прямо бросает вызов тем, с кем беседует, утверждая, что они игнорируют или даже не подчиняются ясному учению определённого текста Писания. Например, в конце более подробной версии евангелия от Матфея о призыве Левия/Матфея Иисус добавляет указание: “пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?” (Мф. 9:13). Иисус может предполагать, что Его религиозные оппоненты испытывают такое же глубокое уважение к Писанию, как и Он сам, признавая его правдивость и авторитет. Но в этом контексте заявление Иисуса ещё более радикально. Еврейская Библия никогда не предполагала, что от системы жертвоприношений следует отказаться, когда в ней содержались подобные утверждения (Ос. 6:6; 1 Цар. 15:22; Ис.1:11). “X, а не Y” означало “X гораздо больше, чем Y”. Иисус, однако, прощает грешников и принимает их в качестве последователей (Марка 2:15б) без каких-либо указаний на то, что им нужно приносить в жертву животных в храме. На данном этапе Его поведение совершенно определённо не соответствует стандартной интерпретации библейских обычаев.

Иисус и осуждение этноцентризма в Ветхом Завете

Часто Иисус понимает, что Писания исполняются в Нём самом или в событиях, с которыми Он связан. Иногда это были прямые предсказания того, что уже произошло. Гораздо чаще они представляют собой типологию — распознавание закономерностей в истории, когда Бог проявляет Свои характерные, повторяющиеся действия по отношению к людям, особенно когда спасает их или судит. Таким образом, Иисус типологически цитирует Михея в Евангелии от Матфея 10:35-36 (и параллельно с ним), чтобы подтвердить, что Его ученики могут столкнуться с враждебностью и противодействием в своих собственных семьях, как и во времена Михея. Тем не менее, типология Иисуса по-прежнему прочно опирается на исторические события, поэтому Его ученики вряд ли сочли бы такое применение Писания необычным. То же самое можно сказать и об использовании Иисусом Исаии 6:9-10 в качестве причины для обращения к Своему поколению в притчах (Марка 4:11-12), а также о Его повторном применении Исаии 29:13 к лицемерному поклонению религиозных лидеров Его времени (Марка 7:6б-7). Точно так же и то, что Он использует выражение “вертеп разбойников” в Евангелии от Марка 11:17б, вновь применяет ярлык Иеремии к коррумпированным лидерам Его времени (Иер. 7:11). В данном случае Иисус только что процитировал Исаию 56:7 о том, что храм становится домом молитвы для всех народов (Марка 11:17а), что уже подразумевается тем, что в нём находится “Двор язычников”. Но это приобретет особое значение в эпоху Мессии, когда народы мира в беспрецедентных количествах будут совершать паломничество в Иерусалим, чтобы поклониться Богу Израиля.

Иисус и Христологическая природа Ветхого Завета

Часто Иисус интерпретирует Писание Христологически, рассматривая как прямые, так и типологические предсказания, указывающие на него как на новоприбывшего мессианского Царя. Даже если Его использование Писания напрямую не служит Христологии, Его верховная власть над Писанием, по крайней мере, косвенно, поднимает вопрос о том, кто Он такой, или, по крайней мере, о том, кем Он Себя считает. Этот подход достигает своего апогея после Его смерти и воскресения, когда Он заявляет в Евангелии от Луки 24:44, что “надлежит исполниться всему, что написано обо Мне в Законе Моисеевом, пророках и Псалмах”. Здесь Псалмы обозначают Писания в более широком смысле, поскольку Иисус ссылается на все три основные части еврейского канона — единственный раз во всём Новом Завете, когда все три упоминаются вместе. Важно отметить, что Христос не говорит, что всё в Писании указывает на Него, как периодически заявляли некоторые христиане на протяжении всей истории церкви. Не каждый стих или отрывок из Книги Бытия до книги пророка Малахии учит чему-то о Христе. Вместо этого Иисус утверждает, что всё, что в каждой части Писания должно было указывать на Него, на самом деле исполнилось. Фактически, Он уже утверждал это в Евангелии от Луки 24:47, где ссылается на еврейскую Библию с её более простым двойным разделением на Закон и Пророков: “начав с Моисея и пророков, Он объяснил им, что сказано о Нём во всех Писаниях”. Но если это было кратким изложением Его продолжительной беседы с Клеопой и Его неназванным спутником по дороге в Эммаус, то Он, несомненно, нашёл немало мест в Ветхом Завете, которые можно было бы разъяснить.

Иисус и законы чистоты Ветхого Завета

В то же время бывают моменты, когда кажется, что Иисус полностью ставит под сомнение выполнение и применение законов Левитов. Возможно, самым драматичным из всего этого было то, что Иисус создал прецедент, объявив все продукты чистыми, что является явным нарушением диетических законов книги Левит. В Евангелии от Марка 7:14-15 и параллельно с ним Он призывает толпу, слушающую Его, осознать, что “ничто внешнее не может осквернить вас, войдя в вас. Скорее, то, что исходит из вас, оскверняет вас”. Даже если Иисус говорит несколько метафорически (отсюда ссылка на “эту притчу” в ст. 17), выводы относительно ясны. Почему ученики нуждаются в дальнейших объяснениях? Вероятно, потому, что они не могли себе представить, что Иисус совершал что-то столь радикальное, как отмена законов о кошерности. Самому Петру должно было быть видение о нечистом мясе и о том, что Господь трижды велит ему съесть его, прежде чем он убедится, и это вполне могло произойти ещё лет через десять или около того (Деяния 10:9-16). Но Марк, описывающий события ранней церкви с точки зрения Петра, мог оглянуться назад ещё на двадцать или более лет и понять, что Иисус действительно очищал всю пищу (Марка 7:19б).

Иисус и исполнение Ветхого Завета

Возможно, наиболее важным отрывком для понимания общего взгляда Иисуса на Ветхий Завет является Евангелие от Матфея 5:17-20. Поэтому очень важно правильно интерпретировать этот текст, чтобы проанализировать сходства и отличия Иисуса от других евреев по этой теме. Он начинает с отрицания любых обвинений в том, что Он отменяет какую-либо часть еврейских Писаний (“Закон или Пророков” - ст. 17а). Он решительно добавляет, что ни малейшая часть Писаний не может исчезнуть до того, как исчезнет нынешний мировой порядок (ст. 18), и что любой из Его последователей, кто проигнорирует или отменит хотя бы малейшую из библейских заповедей, будет назван наименьшим в царствовании Божьем (ст. 19).

Тем не менее, всё это далеко не доказывает, что Иисус считал, что исполнение Закона осталось неизменным до Его пришествия. Как мы только что видели, Он провозгласил прощение грехов отдельным людям, за исключением принесения ими в жертву животных в храме (Марка 2:5; обратите внимание на реакцию, вызванную стихами 6-7), и Он создал прецедент, согласно которому теперь все продукты должны быть кошерными. Он объявил о скором наступлении эры, когда Иерусалимский храм перестанет быть исключительно святым (Иоанна 4:21-24). Он оспаривал законы о субботе способами, которые выходили за рамки простого обвинения религиозных лидеров Его времени в законнических толкованиях, но говорил, что всегда уместно творить добро в субботу (Марка 3:4). Поэтому мы не должны удивляться, что после заявления о том, что Он не пришёл, чтобы отменить Тору, Христос не утверждает ожидаемого обратного — что Он пришёл сохранить её неизменной. Скорее, Он говорит о том, чтобы исполнить её (ст. 17б), и этот же глагол уже используется шесть раз в Евангелии от Матфея (plēroō; 1:22; 2:15, 17, 23; 3:15; 4:14) для совершения события, на которое буквально или типологически указывало Писание. Это прекрасно согласуется с временной оговоркой в стихе 18: “пока не совершится всё”. Всё, что было необходимо для полного искупления грехов человечества, было совершено благодаря крестному подвигу Христа.

Это означает, что, хотя законы о жертвоприношениях, изложенные в книге Левит, остаются для верующих частью Богодухновенного Писания, они не должны соблюдаться буквально, даже если бы в Иерусалиме был вновь воздвигнут настоящий храм, но должны напоминать нам о разовой жертве Иисуса. Время, когда Израиль отделялся от других народов в различных ритуальных или церемониальных контекстах, также прошло; Иисус изо всех сил старается привлечь к общению с Ним самых разных “грешников”, включая язычников, помимо предписаний Торы (см., что наиболее драматично, Мф. 8:5-13). Но соблюдение моральных законов всё равно должно отделять поведение верующих от поведения тех, кто ведёт себя аморально.

Кто способен так заявлять о святом, совершенном и непреложном Законе Божьем? Только Божественный Мессия. Для любого другого подобные заявления были бы вопиющим богохульством. Таким образом, в этом заключается величайшее различие между взглядами Иисуса на Ветхий Завет и взглядами остальных Его современников. Иисус подтверждает это, сразу же после Евангелия от Матфея 5:17-20 приводя так называемые “антитезы” - заявления о различиях между тем, что Его слушатели считают истиной в Торе, и тем, чему Он учит. Некоторые ограничивают эти различия различиями в толковании, особенно потому, что последний антитезис на самом деле цитирует не Закон, а лишь его неправильное толкование (“Вы слышали, что сказано: Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего” — ст. 43). Более того, запреты Иисуса на гнев, похоть и развод (ст. 22, 28 и 32) фактически усиливают заповеди, с которыми Иисус их сравнивает (убийство, прелюбодеяние и выдача жене свидетельства о разводе). С другой стороны, Иисус запрещает клятвы и возмездие там, где Ветхий Завет на самом деле предписывает выполнять обеты и “око за око” (ст. 33-42). Таким образом, здесь Он изменяет требования самого писаного закона. Поэтому лучше не пытаться обобщать все шесть антитез, за исключением того, что Он может объявить авторитетное намерение Бога в отношении всего Закона и каждой его части в эпоху исполнения Его Нового завета.

Вывод

Подводя итог, мы видим, что Иисус рассматривал Ветхий Завет как слово Божье, обращенное к миру, о чём свидетельствует Его цитирование широкого спектра текстов, даже если не всегда так, как согласились бы Его еврейские современники. Чего мы не видим в учении Христа, основанном на Библии Его народа, так это чего-либо, что указывало бы на канон внутри канона - рассмотрение только определенных частей Библии как авторитетных. Безусловно, как и другие раввины, Иисус мог признать, что некоторые книги занимают более важное место, чем другие, и различать более лёгкие и более весомые части Писания (Мф. 23:23). Но вся Библия Богодухновенна, и все Божьи законы должны соблюдаться. В то же время, ни одному из них нельзя следовать, пока мы не увидим, как изменилось положение вещей с приходом Нового завета. Приведём лишь два примера, которые выходят за рамки Евангелий и учения Иисуса, и мы увидим не десятину для верующих, а жертвенную щедрость, из-за которой десяти процентов для многих слишком мало (2 Кор. 8:13-15). Мы не видим никаких уловок, но мы видим достаточную заботу о бедных, чтобы заставить нас искать эквивалентные процессы, которые помогли бы бедным помочь самим себе.

Важным также является то, как Иисус относится к “Писанию” как к единственному, объединенному документу. Он не проводит различия между непогрешимым и заблуждающимся, между вопросами веры и практики, с одной стороны, и вопросами истории или науки - с другой. Мы не смеем использовать ни один отрывок из Ветхого Завета в качестве учебного пособия по теме, которой Он не касался. Но если мы утверждаем, что следуем за Иисусом, нам следует принять Его точку зрения на Писания — их полностью божественное происхождение, надежность и авторитет в нашей жизни.

Для дальнейшего чтения:

  • Beale, G. K. and D. A. Carson, eds. Commentary on the New Testament Use of the Old Testament. Grand Rapids: Baker, 2007.
  • France, R. T. Jesus and the Old Testament. Vancouver: Regent College, 1992.
  • Hays, Richard B. Reading Backwards: Figural Christology and the Fourfold Gospel Witness. Waco: Baylor University Press, 2014.
  • Moyise, Steve. Jesus and Scripture: Studying the New Testament Use of the Old Testament. London: SPCK; 2010; Grand Rapids: Baker, 2011.
  • Powery, Emerson B. Jesus Reads Scripture: The Function of the Use of Scripture in the Synoptic Gospels. Leiden and Boston: Brill, 2002.
  • Wenham, John. Christ and the Bible, 3rd Eugene, OR: Wipf & Stock, 2009.

    Julie N. Dykes - аспирантка по Ветхому Завету и еврейской Библии в Колледже богословия Макмастера

    Это эссе является частью серии "Краткая теология".
  • Категория: Статьи | Просмотров: 47 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | | TGC |
    Всего комментариев: 0
    Похожие материалы: Новые материалы:
    Теги: Библия, Ветхий Завет, закон, Иисус, писание
             
         
    Книги [2428]
    Видео [983]
    Аудио [335]
    Статьи [2868]
    Разное [714]
    Библия [363]
    Израиль [301]
    Новости [599]
    История [793]
    Картинки [398]
    MorningStar [1331]
    Популярное [217]
    Пророчества [1165]
    Пробуждение [400]
    Прославление [1197]
    Миссионерство [334]
    It's Supernatural! [813]
    Какой информации больше на сайте?
    Всего ответов: 14
    500

    Онлайн всего: 24
    Гостей: 24
    Пользователей: 0


    Top.Mail.Ru

    Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025