В контексте общества, в котором злоупотребление алкоголем является такой серьёзной проблемой, этот личный совет Павла Тимофею поднимает для многих вопрос о законности употребления алкоголя. Поскольку алкоголем так легко злоупотребить и поскольку злоупотребление им приводит к порабощению людей зависимостью, не следует ли поощрять христиан воздерживаться от любого его употребления? Эта последняя, запретительная точка зрения выражена в несколько юмористическом анекдоте из обсуждения этого вопроса группой дьяконов. На фактическое утверждение одного дьякона, что Иисус превратил воду в вино на свадьбе в Кане (Ин. 2), другой дьякон ответил: “Да, Он это сделал, но Ему не следовало этого делать!” Когда основной предпосылкой является убеждённость в том, что любое употребление алкоголя является неправильным, тогда действия Иисуса и наставления Павла становятся проблематичными.
Слова Павла следует понимать в контексте других советов из переписки с Тимофеем и Титом. Это также следует рассматривать как полезный совет в культурном контексте и как выражение центрального библейского принципа христианской жизни.
Ранее, в 1-м Послании к Тимофею, Павел перечислил среди характеристик тех, кто будет руководить церковью, то, что они были “не пьяницы” (1 Тим. 3:3) или “не пристрастны к вину” (1 Тим. 3:8). Согласно совету Титу, старейшина должен быть “не пьяница” (Тит. 1:7), а пожилых женщин в церкви следует учить “не порабощаться пьянству” (буквально “не становиться рабам вина”, Тит. 2:3). Во всех этих предписаниях акцент явно делается на умеренности; а именно, ответственное употребление алкоголя, которое не приводит к его контролю над жизнью человека.1 Это соответствует главному принципу христианской жизни, сформулированному Павлом в Ефесянам 5:18: “И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом”. Единственной законной контролирующей реальностью в жизни верующего является Дух Божий. Все остальные контролирующие реальности, по сути, являются идолопоклонническими.
В свете этих запретов на чрезмерное употребление алкоголя совет Павла Тимофею “Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина” (выделено мной) подразумевает, что Тимофей, возможно, сделал вывод из предостережений против чрезмерного употребления, что требовалось полное воздержание. Возможно даже, что лжеучителя, запрещая определённые виды пищи (1 Тим. 4:3), призывали к полному воздержанию.2
В любом случае, полный отказ Тимоти от алкоголя, по-видимому, имел пагубные последствия для его здоровья. Поэтому Павел, в соответствии со своими предостережениями против злоупотребления алкоголем, советует употреблять “немного вина”. Этим он просто отражает распространенное в древнем мире использование вина, особенно в медицинских целях. Его благотворное воздействие “при диспепсических расстройствах, как тонизирующего средства и средства, противодействующего воздействию нечистой воды, было широко признано в древности”3 и подтверждаются современной медициной. Мнение Павла по этому вопросу, возможно, было подкреплено советом его коллеги Луки, любимого врача.
Смотрите также комментарий к Притчам 31:6-7. - - -
[1] Гордон Фи понимает эти предупреждения как “негативные размышления о самой культуре первого века, которая часто вызывала восхищение у заядлых пьяниц” (1 и 2-е Послание к Тимофею, Тит, комментарий к Good News [Сан-Франциско: Харпер & Row, 1984], стр. 140)].
[2] Основывались ли эти учения на еврейских предписаниях относительно чистой и нечистой пищи, мы не знаем. Но философ-стоик Эпиктет (55-135 гг. н.э.), пропагандируя аскетический образ жизни, учил, что человек должен “пить только воду”. (Цитируется А. Дж. Хультгреном, 1-е Послание к Тимофею, 2-е послание к Титу, 2-е послание к Фессалоникийцам, Аугсбургский комментарий к Новому Завету [Миннеаполис: Аугсбург, 1984], стр. 93)].
[3] Дж. Н. Д. Келли, Комментарий к Пастырским посланиям (Нью-Йорк: Харпер, 1964), с. 129, ссылается на несколько еврейских и эллинистических источников, включая Гиппократа, который рекомендовал умеренное количество вина пациенту, для желудка которого вода сама по себе опасна].
Обезараживали тогда воду вином, сейчас кипитят воду, пьют кипиченую, пьют чай, кофе. Тогда кипячение не было развито. Тимофей пил сырую воду, из-за этого проблемы с желудком и здоровьем