К пятидесяти годам Данте был изгнан из родного города, боролся с высшими церковными властями и поднял оружие против своих соотечественников. У него было много врагов, и он был недоволен. Поэтому он сделал со своими врагами то, что многие хотели сделать: он отправил их всех, даже папу, в ад — в буквальном смысле, то есть. Но его проклятие не было нудятиной; это была лучшая поэма средневековья, суммирующая классические и средневековые верования, настолько глубокие, что критики назвали её "божественной": "Божественная комедия".
Папские игры власти
Данте родился во флорентийской семье низкой аристократии. Вероятно, у них был какой-то статус, но не много богатства. Что ещё более важно, они были сторонниками папы. Вся жизнь Данте была сформирована долгим конфликтом между поборниками папской власти (гвельфами) и теми, кто поддерживал германский имперский контроль над Италией (гибеллинами). Одна сторона придёт к власти и сурово накажет другую, но через несколько лет будет свергнута. Это продолжалось более ста лет, но в первые годы жизни Данте гвельфы (к которым принадлежала его семья) обеспечили себе господство. Он стал свидетелем расцвета флорентийской демократии и сражался в первых рядах кавалерии гвельфов.
Все участники общественной жизни должны были принадлежать к гильдии, поэтому Данте вступил в союз врачей и аптекарей. Вскоре он был избран настоятелем (главным магистратом) города. Когда республика снова была разорвана политическими беспорядками, Данте выбрал не ту сторону. Его противники получили контроль, и поэт-философ был обвинён (ложно) во враждебности к церкви, мошенничестве и коррупции; он был оштрафован и лишен права занимать должность когда-либо снова. Когда он отказался заплатить штраф, его приговорили к смертной казни через сожжение. Данте бежал из города.
Данте оставил жену и детей и снова погрузился в писательство. Свою первую книгу он написал во Флоренции: смесь чистого стиха и поэтической прозы под названием La Vita Nuova ("Новая жизнь"). В ней рассказывается история его любви к Беатрис, женщине, с которой он коротко познакомился, когда им обоим было по 9 лет, и которую он любил с тех пор, даже после её смерти и своего брака.
В изгнании он также написал защиту идеального итальянского языка-просторечия. Клерикальная латынь, писал он, будет затмеваться городским итальянским наречием. История докажет, что он прав.
В 1308 году Генрих Люксембургский стал императором Священной Римской империи (при поддержке французского папы Климента V), и Данте, считая его обновителем христианского мира, написал свою знаменитую работу "Монархия". Он признал, "что римское правительство в [некоторых отношениях] подчиняется римскому понтификату, ибо в некоторых отношениях наше смертное счастье предписано ради бессмертного счастья", но в целом император является верховным в мирских вопросах над властью папы. Земной монарх необходим для создания всеобщего мира, и его власть исходит непосредственно от Бога, а не через папу. К несчастью для Данте, монархия Генриха так и не сдвинулась с мёртвой точки.
Удачная комедия
После скитаний из города в город изгнанный Данте наконец поселился в Равенне примерно в 1317 году, где он приступил к завершению своего шедевра "Комедия", начатого десятилетием ранее. По сути, это эпическая поэма, повествующая об аллегорическом путешествии в загробную жизнь, разделенная на три части: Ад, Чистилище и Рай. Цель, писал Данте, состояла в том, чтобы обратить коррумпированное общество к праведности, "чтобы вывести тех, кто живет в этой жизни, из состояния страдания и привести их к состоянию счастья".
В "Аде" Данте направляется римским поэтом Вергилием через девять концентрических кругов ада ("Оставь надежду, всяк сюда входящий"), где они встречаются с различными грешниками из истории, мифа и списка врагов Данте. Чистилище - это девятиярусная гора, где Данте должен противостоять своим собственным недостаткам и искать искупления ("О совесть, чистая и непорочная, как горько жало для тебя - это маленькая ошибка!"). Прежде чем он достигнет Рая, Вергилия заменяют давно потерянные Беатриче и Бернар Клерво, и вместе они встречаются с героями Данте, когда они путешествуют по девяти концентрическим кругам небес ("Как жаворонок, который парит в воздухе, сначала поёт, затем молчит, довольствуясь последней сладостью, которая насыщает его, таким мне кажется этот образ, отпечаток Вечного Удовольствия"). Данте закончил эпическую поэму незадолго до своей смерти, и она почти сразу же была признана блестящей. Его эпитафия начинается так: "Данте-богослов, искусный во всех областях знания, которые философия может лелеять в своей прославленной груди".
Категория: История |
Просмотров: 555 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/2 |
| ИСТОЧНИК |