Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Когда треть мира умерла
Как христиане реагировали во время Чёрной Смерти – величайшей катастрофы в человеческой истории.

Mark Galli

В октябре 1347 года, когда генуэзское торговое судно, пришедшее из Крыма, вошло в гавань Сицилии, на веслах лежали мертвые и умирающие люди. У матросов были чёрные опухоли размером с яйца в подмышках и паху, опухоли, которые сочились кровью и гноем, а также распространяющиеся фурункулы и чёрные пятна на коже. Больные переносили сильную боль и умирали в течение пяти дней после появления первых симптомов.

У некоторых из последующих жертв появились и другие симптомы: постоянная лихорадка и сплевывание крови. Эти больные кашляли, сильно потели и умирали в течение трех дней или меньше, иногда в течение 24 часов. Независимо от симптомов, от всех жертв отвратительно пахло, и депрессия и отчаяние охватывали их, когда они заболевали.

Болезнь, бубонная чума, была настолько смертельной, что некоторые ложились спать в хорошем состоянии и умирали до наступления утра; некоторые врачи подхватывали болезнь у постели больного и умирали раньше него.

К началу 1348 года чума проникла в Италию, Северную Африку, Францию и пересекла Ла-Манш на кораблях, путешествовавших по побережьям и рекам. В то же самое время она перешла через Альпы в Швейцарию и добралась на восток до Венгрии.

В определенном районе чума сеяла свой хаос в течение четырех-шести месяцев, а затем исчезала, за исключением больших городов. Там она замедлялась зимой только для того, чтобы вновь появиться весной и бушевать ещё полгода. В 1349 году она снова обрушился на Париж и начал распространяться по Англии, Шотландии и Ирландии, а также Норвегии, Швеции, Дании, Пруссии и Исландии, иногда в пугающей темпе. У берегов Норвегии бесцельно дрейфовал корабль, наконец приставший в Бергене. На корабле люди обнаружили груз шерсти и мертвый экипаж.

К середине 1350 года чума распространилась по большей части Европы. Уровень смертности колебался от 20% в одних местах до 90% в других. Во многих сёлах ушли последние выжившие, а деревни опустели, оставив только покрытые травой холмы. В целом оценка одного средневекового наблюдателя совпадает с оценкой современных демографов: “треть мира погибла”. Это предполагает около 20 миллионов смертей.

Другими словами, с 1347 по 1350 год средневековая Европа пережила, возможно, самое большое бедствие в истории человечества. Нас не должно удивлять, что эта чума, или Чёрная Смерть, как её часто называют, оставила свой след в средневековом христианстве. Но во многих случаях оставленная отметина выглядела столь же отвратительно, как и симптомы самой Чёрной Смерти.

Уход близких людей

Вначале люди были просто поражены, а благоговейные свидетели склонны преувеличивать свои рассказы. В Авиньоне, Франция, летописцы считают число погибших равным 62 000 (а некоторые и 120 000), хотя население города, вероятно, было меньше 50 000 человек. Преувеличение это или нет, но чума опустошила города, и грандиозные проекты зашли в тупик: в Сиене, Италия, когда Чёрная Смерть унесла более половины жителей, были заброшены работы над Великим Собором, планировавшимся стать самым большим в мире.

Поначалу главной заботой было похоронить все тела. Когда кладбища заполнялись, тела в Авиньоне сбрасывали в реку Рону, пока не вырыли массовые погребальные ямы. В Лондоне трупы накапливались до тех пор, пока не вываливались из ям. Трупы оставляли перед дверными проемами, и свет каждого утра открывал новые груды тел.

Вместо того чтобы поощрять взаимную помощь, смертоносность чумы отталкивала людей друг от друга. Один сицилийский монах сообщал: "магистраты и нотариусы отказывались приходить и составлять завещания умирающих", и, что ещё хуже, "даже священники не приходили слушать их исповеди". В одном рассказе под названием "Декамерон" автор говорит: "один человек избегал другого ... родственники держались отчужденно, брат был оставлен братом, часто муж женой; более того, едва ли можно было поверить, что отцы и матери бросали своих собственных детей на произвол судьбы, без присмотра, как будто они были чужими людьми”.

Но были и очаги необычайного христианского милосердия. По словам одного французского летописца, монахини одной городской больницы, “не боясь смерти, ухаживали за больными со всей нежностью и смирением”. Новые монахини заменили тех, кто умер, пока большинство из них не умерли: “много раз обновленные смертью [они] теперь покоятся в мире со Христом, как мы можем благочестиво верить”.

Умиротворение Божьего гнева

Для большинства людей это бедствие имело только одно объяснение: гнев Божий. Столь грозный бич должен был стать божественным наказанием за грех. Один писатель сравнил чуму с Потопом.

Попытки умилостивить Божий гнев принимали различные формы, но наиболее распространенными были процессии, санкционированные сначала папой римским. Некоторые из них продержались целых три дня, а в некоторых приняли участие целых 2000 человек (что, конечно же, просто помогло распространить чуму). Кающиеся ходили босиком и носили власяницу; они посыпали себя пеплом, плакали, молились, рвали на себе волосы, несли свечи и мощи. Они петляли по городским улицам, моля о милосердии Иисуса, Марии и святых.

Когда чума отказывалась утихать, процессии переходили от церемоний раскаяния к самобичеванию. Самоистязатели верили, что они - искупители общества; они вновь проводили бичевание Христа на своих собственных телах, чтобы искупить человеческий грех.

Раздевшись до пояса, избивая себя кожаными плетками с железными шипами, пока не потекла кровь, группы от 200 до 300 человек (а иногда и до 1000) маршировали из города в город. Они умоляли Христа и Марию сжалиться над ними, а горожане рыдали и стонали от сочувствия. Они выступали три раза в день, дважды публично на церковной площади и один раз в частном порядке.

Они были организованы под руководством хозяина-мирянина обычно на тридцать три с половиной дня, чтобы представлять годы жизни Христа на земле. Они дали обет поддержки и послушания хозяину. Им не разрешалось мыться, бриться, переодеваться, спать в постелях, разговаривать или вступать в половую связь с женщинами без разрешения хозяина.

Движение быстро распространилось из Германии через нижние страны во Францию. Сотни групп бродили по стране, возбуждая и без того переполненные эмоции в каждом городе. Жители встретили их звоном церковных колоколов и оказали им гостеприимство. К ним приводили детей, чтобы они исцелились. Люди обмакивали тряпки в кровь самоистязателей, прижимали их к глазам и хранили как реликвии.

Самоистязатели быстро стали высокомерными и начали открыто нападать на церковь. Хозяева начал выслушивать исповеди, давать отпущение грехов и накладывать епитимью. Священников, пытавшихся остановить их, забрасывали камнями, а противников объявляли антихристами. Самоистязатели захватывали церкви, срывали богослужения, высмеивали евхаристию, грабили алтари и претендовали на власть изгонять бесов и воскрешать мертвых.

Кровавое искупление

Затем самоистязатели и другие христиане обратили своё внимание на другую группу - евреев. Евреи подозревались в отравлении городских колодцев, намереваясь "убить и уничтожить весь христианский мир и владычествовать над всем миром". Линчевания начались весной 1348 года, после первых смертей от чумы. Во Франции евреев вытаскивали из домов и бросали в костры.

Папа Климент VI попытался остановить эту истерику. Он сказал, что христиане, которые приписывали мор евреям, были "соблазнены лжецом, дьяволом“, и что обвинение в отравлении колодцев и массовых убийствах было "ужасной вещью". Он убеждал священников взять евреев под свою защиту, как он сам предлагал это сделать, но его голос был едва слышен в погоне найти козла отпущения.

В одном городе целая община из нескольких сотен евреев была сожжена в специально построенном для этой цели деревянном доме. 2000 евреев из Страсбурга, Франция, были доставлены на кладбище, где те, кто не принял христианство, были сожжены в рядах кольев.

В конце концов, церковь и государство одержали верх. Когда Климент VI потребовал их ареста, самоистязатели распустились и разбежались, “исчезнув так же внезапно, как и появились”, писал один свидетель, “как ночные призраки или насмешливые призраки”.

Ужасные последствия

Чума вспыхивала примерно раз в десять лет в течение следующих шестидесяти лет в разных местах. И всё же, несмотря на избыток скорби и смерти, в обществе было очень мало глубоких долговременных последствий.

Некоторые отмечали печальное воздействие на мораль “понижающее добродетель во всем мире”. После этого случилась оргия жадности с избытком доступных товаров. Крестьяне забирали невостребованные орудия труда и скот. Бедняки переселялись в заброшенные дома, спали на кроватях и забирали серебро. Множились судебные иски о приобретении заброшенных земель.

Другие отмечали улучшение ситуации: многие люди, живущие вместе, вступали в брак, а ругань и азартные игры настолько уменьшились, что производители игральных костей превращали свой продукт в чётки для произнесения молитв.

Высшее образование пошло на пользу. Император Карл IV глубоко чувствовал необходимость “драгоценного знания, которое безумная ярость чумной смерти заглушила во всех обширных областях мира”. Он основал Пражский университет в чумном 1348 году. К 1353 году в Кембридже были основаны три новых колледжа, один из которых финансировался за счёт доходов, получаемых от месс по усопшим.

Церковь также обогатилась, во-первых, благодаря пожертвованиям паломников, которые в 1350 году стекались в Рим в поисках отпущения своих грехов. Кроме того, целый поток завещаний был сделан религиозным учреждениям. В октябре 1348 года Сиенский собор временно приостановил взимание ежегодных налогов с религиозных благотворительных организаций, поскольку они были так “безмерно обогащены и утучнены” завещаниями.

Но церковь также вызывала много критики. Большинство священнослужителей оказались такими же запуганными и своекорыстными, как и население, некоторые из них во время кризиса вымогали деньги за свои услуги. Это было сурово осуждено Папой Климентом VI и яростно осуждено народом. Например, в английском городе Вустер горожане ломали ворота монастыря, нападали на монахов и пытались поджечь здания.

Один современник писал: "когда те, кто имеет звание пастыря, играют роль волков, ересь растёт в саду церкви". Большинство людей корпели дальше, как и прежде, но недовольство поведением церкви в критический момент ускорило реформаторские движения, которые должны были вспыхнуть бесконтрольно спустя полтора столетия.

Марк Галли - редактор журнала "Христианская История".
Категория: История | Просмотров: 1204 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 4.8/5 | | ИСТОЧНИК |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: католицизм, евреи, Пандемия, 1349, 1350, церковь, 1348, европа
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [328]
Статьи [2578]
Разное [634]
Библия [301]
Израиль [301]
Новости [574]
История [711]
Картинки [383]
MorningStar [1233]
Популярное [198]
Пророчества [1155]
Пробуждение [398]
Прославление [872]
Миссионерство [324]
It's Supernatural! [748]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 43
500

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024