Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Всемогущество, всеведение и вездесущность Бога
Определение

Три “всеобъемлющих” атрибута Бога характеризуют Его как всемогущего, всезнающего и присутствующего повсюду. Каждый из них включает в себя два других, и каждый из них даёт представление о всеобъемлющем господстве истинного Бога.

Резюме

Всемогущество означает, что Бог полностью контролирует Себя и Своё творение. Всеведение означает, что Он является высшим критерием истинности и ложности, так что Его идеи всегда верны. Вездесущность означает, что, поскольку сила и знание Бога распространяются на все части Его творения, Он сам присутствует повсюду. Вместе они определяют господство Бога и дают глубокое понимание творения, провидения и спасения.

Всемогущество

Писание подтверждает всемогущество Бога, говоря, что Бог делает всё, что Ему угодно (Пс. 113:11; ср. Исаия 55:11 и Иер 32:17). Для него нет ничего трудного (Быт. 18:14). Его слово никогда не лишено силы, поэтому, когда Он говорит, всё творение повинуется Ему (Исаия 55:11). Конечно, в каком-то смысле творения не повинуются Ему; в этом суть греха. Но Бог контролирует даже греховные поступки (Пс. 104:24-25, Быт. 45:5-8, Исход 4:21, Рим. 9:18, Деяния 2:23, 4:28). Он обращает греховные, непослушные поступки ради Своих благих целей. Таким образом, Его слово всегда имеет силу, и мы можем верить, что Его пророчества всегда сбываются (Втор. 18:21-22).

Часто из этих отрывков мы делаем вывод, что Бог “может всё”. Но это не совсем соответствует библейскому учению. Есть вещи, которые Бог не может сделать. Он не может лгать (Титу 1:2, ср. Числа 23:19), и, точно так же, Он не может совершить никакого аморального поступка. Поскольку Бог совершенно свят и благ, Он не может совершить ничего дурного. И поскольку Он - совершенная истина, Он не может совершать логически противоречивые поступки, например, составлять круглые квадраты. Его истина - это совершенная согласованность мыслей и действий. Бог также не может совершать поступки, несовместимые с Его природой как Бога, например, покупать обувь или праздновать Свой день рождения.

Итак, как нам следует точнее определить всемогущество Бога? Я думаю, что наиболее полезным определением всемогущества Бога является следующее: Он обладает полным и тотальным контролем над всем. Это включает в себя мельчайшие детали природного мира, такие как падение воробья или количество волос, растущих у вас на голове (Матфея 6:26-30, 10:29-30). Даже те события, которые мы называем случайными, которые мы приписываем случайности, на самом деле являются действиями Бога (Притчи 16:33). Это касается не только мелочей, но и больших событий (которые, в конце концов, являются скоплением мелочей). Он определяет, какие народы будут жить на какой территории (Деяния 17:26). Он решает, какой царь будет править, когда и где (Исаия 44:28). Он решает, оправдаются ли намерения правителя или нет (Пс. 32:10-11). И однажды Он решил, что злые люди лишат жизни Его дорогого Сына, чтобы мы, грешники, могли жить (Деяния 2:23-24).

Бог управляет не только важными событиями человеческой истории, но и жизнями отдельных людей. Он связывает нас воедино ещё во чреве наших матерей (Пс. 138:13-16). Он решает, будем ли мы путешествовать или останемся дома (Иаков 4:13-17). Как мы видели выше, Он контролирует даже решения нечестивых людей. Но Он также проявляет Свою силу, чтобы спасти грешников, принести прощение и новую жизнь (Еф 2:8-10). Наше спасение - это полностью дело Божьей силы, а вовсе не наша собственная работа. Мы верим во Христа, потому что Он предназначил нас к вечной жизни (Деяния 13:48) и потому что Он открыл наши сердца для веры (Деяния 16:14-15; ср. Иоанна 6:44, 65, Фил. 1:29).

Таким образом, Его сила универсальна: она управляет всем во Вселенной (Плач И. 3:37-38, Рим. 8:28, Еф. 1:11, Рим. 11:33-36).

Всеведение

Теперь давайте взглянем на всеведение Бога. Божья сила - это не слепая сила. Всё, что делает Бог, имеет разумную цель, вполне определенное предназначение. И поскольку, как мы видели, Божья сила универсальна, то же самое относится и к Его знаниям. Зная Свои собственные намерения, Бог знает всё в Себе, в Своём творении и на протяжении всей истории. Писание часто ссылается на универсальность Божьего знания (Пс. 146:5, Иоанна 21:17, Евр. 4:12-13, 1 Ин.3:20). В нём часто упоминается, что Бог знает все подробности того, что произойдёт на земле, даже в будущем (1 Цар. 10:2, 3 Цар. 13:1-4, 4 Цар. 8:12, Пс. 138:4, Деяния 2:23, 4:27-28).

Некоторые богословы1 ссылаются на такие отрывки, как Бытие 18:20-21, которые учат о неведении Бога. Но Писание предполагает всепроникающее всеведение Бога, и гораздо более вероятно, что такие отрывки следует толковать в соответствии с этим предположением. Например, в Бытие 18:20-21 Бог не признаёт Своего неведения, но заявляет, что Он собирает факты для обвинения, готовя нечестивые города Содом и Гоморру к суду.

Действительно, всеведение Бога основано на Его авторитете, поскольку Он является верховным судьёй всего сущего и высшим мерилом того, что истинно, а что ложно. Бог не только знает, что такое истина, но и является самой природой истины. Истина - это то, чем Он является (Иоанна 14:6). Поэтому невозможно представить, что Он мог в чём-то ошибаться.

Знание Бога - драгоценное благословение для народа Божьего. В Псалме 138 подчёркивается, насколько глубоко Бог знает нас, где бы мы ни находились. “Дивно для меня ведение Твоё, — высоко, не могу постигнуть его!” (ст. 6). Божье знание о нас преследует нас, куда бы мы ни отправились: на небеса, в могилу, на большие расстояния, в тёмные места (ст. 7-12). Он знал нас, когда формировал в утробе нашей матери (ст. 13-16), и уже тогда Он знал каждый день нашей земной жизни (ст. 16). Это учение должно устрашать нечестивых людей, но для псалмопевца знание Бога о нас чудесно и благостно (ст. 17-18), и он молится, чтобы Бог, опираясь на это знание, привел его к покаянию и прощению грехов (ст. 23-24).

Вездесущность

Итак, вездесущность Бога — Его присутствие в любом месте и в любое время. Сказать, что Бог “присутствует”, значит сказать, что Он здесь, с нами, действительно здесь, а не отсутствует. Иногда мы связываем присутствие человека с его телом, как, например, когда учитель, принимающий участие в занятиях, говорит, что Женя “присутствует”, потому что его тело находится на своём месте. Но у Бога нет тела, Он нематериален. Так как же мы можем определить, присутствует Бог или отсутствует?

Ответ Писания заключается в том, что Бог присутствует везде, потому что, как мы видели, Его сила и знание повсюду. Если каждое событие, где бы оно ни происходило, происходит благодаря Божьей силе, и если Он обладает исчерпывающим знанием обо всём, что было осуществлено Его силой, тогда, конечно, Он не отсутствует, а присутствует в каждом событии, хотя Его присутствие не совсем то же самое, что присутствие физических существ. Таким образом, всемогущество и всеведение Бога подразумевают Его вездесущность.

Его вездесущность означает присутствие как в определённом месте, так и во времени. В Псалме 138 указывается, что Бог присутствует в любом месте. Он - творец небес и земли, и поэтому Он находится в любом месте. Он также Творец времени2, у которого нет ни начала, ни конца. Таким образом, Он присутствует в мире с момента его сотворения, и никогда не будет времени, в котором Он отсутствовал бы. В Писании Он свободно входит в историю и взаимодействует с созданиями. В высшей степени, Он вошёл в историю человечества в Иисусе Христе, где умер и воскрес, чтобы спасти нас от наших грехов.

Таким образом, вездесущность Бога - это не просто теоретический вывод. Это драгоценная истина об искуплении. Хотя мы согрешили и заслуживаем Божьего суда, Бог приходит к Своему верному народу и заявляет им: “Я буду с вами”. Это означает, что Бог здесь, где бы мы ни были, но также и то, что Бог на нашей стороне. Он с нами не для того, чтобы уничтожить нас, но чтобы простить и спасти от греха. Итак, это “с вами”, это искупительное божественное присутствие часто встречается в Писании как Его милостивое обещание. Исааку Бог сказал: “Я буду с тобой и благословлю тебя” (Быт. 26:3), и эти слова часто ложатся в основу Божьего искупительного завета. Суть завета, Божьего искупительного обещания, заключается в том, что “я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом”, что является драгоценным единством Бога со Своим народом (Исход 6:7, 2 Кор. 6:16; ср. Быт. 17:7, Исход 6:7, 29:45, Лев. 26:12, Иер. 7:23, 11:4, 24:7, 30:22, Иезекииль 11:20, 14:11, 36:28, 37:27, Евр. 11:16, Откр. 21:3). Нас не должно удивлять, что библейское имя Иисуса - Еммануил, "с нами Бог" (Ис. 7:14, Мф. 1:23). Как ветхозаветная скиния была местом обитания Бога со Своим народом, так и Иисус, Сын Божий, “обитал среди нас” (Иоанна 1:14).

Конечно, можно сказать, что Бог также присутствует среди нечестивых, и это внушает страх и ужас (Откр. 1:7). Но, к добру это или ко злу, Бог присутствует на небесах и на земле, чтобы осуществлять Свои собственные цели.

Единство универсальных атрибутов

Мы видели, что три универсальных атрибута Бога совершенно неотделимы друг от друга. Поскольку сила Бога целенаправленна и универсальна, это подразумевает Его всеведение. А поскольку всемогущество и всеведение Бога универсальны, мы должны заключить, что Он вездесущ. Далее мы могли бы отметить, что, поскольку Бог вездесущ, все Его атрибуты также вездесущи — Его сила и знание, а также Его истина, любовь, благодать, вечность, бесконечность и так далее.

Таким образом, универсальные атрибуты подобны другим атрибутам Бога, неотделимым друг от друга и от Него самого. Как говорят теологи, Бог “прост”. Его атрибуты не являются Его отдельными частями. Скорее, это способы охарактеризовать Бога в целом, способы описания Его природы.

Таким образом, всеохватывающие атрибуты - это способы говорить о Господстве Бога. Слово “Господь” используется в Писании более 7000 раз, чтобы назвать Его по имени. Теологический термин “суверенность” эквивалентен слову "господство". Я уже упоминал в другом месте3, что Писание обычно определяет господство Бога как Его “контроль, власть и присутствие”. Как мы видели, эта триада эквивалентна трём всеобъемлющим атрибутам. Всемогущество Бога - это Его контроль над всем сущим. Его всеведение - это Его право провозглашать истину. А Его вездесущность - это Его реальное существование в любое время и в любом месте. Поэтому, когда мы говорим о всемогуществе, всеведении и вездесущности Бога, мы говорим о Его господстве.

Примечания

1 Смотрите обсуждение этого противоречия в статье “Openness Theology and Divine Omniscience”.
2 Смотрите статью из этой серии, посвященную вечности и единственности Бога.
3 John Frame, The Doctrine of God (Phillipsburg, NJ: P&R Publishers, 2002), 21-115.

Для дальнейшего чтения
  • Bavinck, Herman, Reformed Dogmatics: 2. God and Creation (Grand Rapids: Baker Academic, 2004).
  • Frame, John, The Doctrine of God (Phillipsburg, NJ: P&R Publishers, 2002).
  • Grudem, Wayne, Systematic Theology (Grand Rapids: Zondervan, 1994).
  • Pearce, Kenneth, “Divine Attributes
  • Theopedia, “Attributes of God
  • Tozer, A. W., The Knowledge of the Holy: the Attributes of God: Their Meaning in the Christian Life (San Francisco: HarperOne, 2009).
  • Van Til, Cornelius, An Introduction to Systematic Theology (Phillipsburg, NJ: P&R Publishers, 2007).
John M. Frame - почётный профессор систематической теологии и философии Реформатской теологической семинарии в Орландо, Флорида

Это эссе является частью серии "Краткая теология".
Категория: Статьи | Просмотров: 62 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | TGC |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: бог, вездесущность, Всемогущество, Теология, Всеведение
         
     
Книги [2423]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2735]
Разное [703]
Библия [338]
Израиль [301]
Новости [591]
История [759]
Картинки [397]
MorningStar [1290]
Популярное [209]
Пророчества [1160]
Пробуждение [399]
Прославление [1026]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [784]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 57
500

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025