Как теология объясняет пандемию: просто биология, человеческий грех или проделки дьявола?
|
Когда я впервые задался вопросом, "Является ли коронавирус злом", вирус ещё был нечто новым, а паника не совсем пандемией. Но сейчас, когда я печатаю это, во всём мире умерло почти 1,5 миллиона человек, и вирус неуклонно распространяется как пожар, в котором ещё много дров, пока мы ждём вакцины и её распространения. То, что вначале казалось контролируемым пожаром, теперь бушует почти бесконтрольно в Соединённых Штатах, Индии, Бразилии, Европе и других странах. Рассмотрение вируса как части Божьего “доброго творения” давит на нашу теологическую чувствительность. Является ли коронавирус злом? Как же этого не может быть?
“Пандемия COVID-19 имеет широкие последствия для того, что христиане подразумевают под благостью творения”, - писал богослов Ханс Мадуэме, который воспользовался моим “осиным гнездом” на онлайн-симпозиуме. Как писала эта группа блестящих респондентов, вирус, каким бы разрушительным он ни был, не может нести в себе морального эквивалента человеческой своеволии. Но простое отсутствие морального своеволия не делает его хорошим.
Вирусы не являются свободными агентами, но я всё еще задаюсь вопросом о своего рода созданной свободе в природе вещей — сродни тому, что мы знаем о неопределённости в квантовой области, лежащей в основе реальности, которую мы переживаем. Поскольку люди сотворены из праха по образу Божьему (Бытие 2:7), существует непрерывность между Творцом, творением и тварью. Свободная воля Бога проявляется в моральном выборе, который делают люди, и отражается, возможно, в том, что мы воспринимаем как случайную природу природы.
Джон Стакхаус называет вирус “чумой, которой нет места в грядущем Мессианском Царстве”. Кэтрин Зондереггер метко описала ужасный ландшафт, созданный этим микроскопическим легионом, связь с Марком 5:9 и тиранией сатаны, убедительно доказанной Грегори Бойдом, который сам стал жертвой вируса. Новый Завет легко приписывает вирусную чуму работе дьявола, хотя Бог может использовать её для Своей Собственной славы. То, что мы видим в этом пандемии зависит от нашей теологии.
Как утверждал Джим Стамп, “наука не может ответить на теологические вопросы, но она, безусловно, может побудить нас пересмотреть, хороша ли наша теология”. Наука побудила меня как пастора переосмыслить некоторые аспекты моей теологии. Как христиане, “мы ходим верою, а не видением” (2 Кор. 5:7), что означает, что в реальности есть нечто большее, чем то, что мы видим. Но это не значит, что мы игнорируем то, что видим. Вера - это не фантазия. Если богословие имеет значение, оно тоже должно соответствовать тому, как обстоят дела, а не тому, как мы, верующие, хотим, чтобы всё было.
Я никогда не был полностью удовлетворен разграничением труда между наукой, объясняющей "как", и теологией, объясняющей "почему". Как Творец всего сущего, Бог создал всё, что открывает наука. Мы знаем, что смерть и вирусы предшествовали появлению человечества на земле, и они играют существенную роль в биологической эволюции. “Плохое может быть хорошим”, - напоминает Стэкхаус. И наоборот, хорошая вещь тоже может стать плохой, как это допускает Зондереггер, говоря о privatio boni (отсутствии добра). Я написал последующую редакционную статью в честь рассуждения св. Августина о зле как сущностном ничто, базовом ничтожестве с полностью производной силой. Подобно вирусу, зло извлекает свою жизнь из добра, которое оно извращает. Таким образом, о зле часто говорят в терминах того, чем оно не является: несправедливость, беззаконие или неблагодарность, беспорядок, непослушание, отсутствие веры, отсутствие закона, отсутствие Бога и т. д.
Положив пандемию к ногам сатаны, Бойд утверждает, что “серьёзно относиться к перспективе Нового Завета” - значит рассматривать творение как “испорченное в какой-то момент врагом, в той или иной степени”. Традиция предполагает, что он мутировал по собственной воле. Теология предоставляет моральную свободу действий сатане, падшему ангелу до грехопадения, который затем спровоцировал грехопадение людей. Стакхаус отмечает скользящего змея в Эдеме (и говорящего, ни много ни мало, Бытие 3:1) как свидетельство вторжения зла до грехопадения. Тем не менее, зачем позволять ангелу становиться демоном? И зачем пускать змею в траву Эдема — не говоря уже о физической смерти, комарах и биологической необходимости бактерий и вирусов?
Лучшее, что я могу утверждать, - это защита свободной воли, логика любви. Бог так любит мир, что послал Своего Сына спасти его (Иоанна 3:16), но любовь не может быть принуждена и также быть любовью. Таким образом, Бог, по Своей Собственной вечной свободной воле, намеренно вводит свободную волю в систему ради любви и подлинных отношений с людьми, созданными по Его образу и подобию. Позволить свободе любить означает свободу отвергать любовь. Экстраполируйте эту логику на природу в целом, и вы получите то, что некоторые видят как намёк на причину случайной неопределенности.
Конечно, Бог не желает личных отношений с творением, как Он это делает с людьми, но природа отношений Творца всё ещё проявляется в симбиозе природы. Свобода, которую мы испытываем, будучи людьми, созданными из пыли, соответствует свободному процессу, встроенному в саму пыль. Но точно так же, как свободная воля людей (и ангелов) может отвергнуть Божью любовь — и поступать неправильно, и совершать зло, — так и свободный процесс творения приводит к появлению комаров и болезней, которые они несут, не говоря уже о генетических уродствах, ураганах и землетрясениях, все результаты творения могут свободно развиваться и становиться тем, чем оно становится.
В той мере, в какой подобные объяснения остаются неудовлетворительными, я напоминаю нам, что теологические гипотезы в лучшем случае остаются делом грешников. Более того, как справедливо добавляет Джеральд Брэй, “Бог не обязан объяснять нам Себя”. Мы обсуждаем “проблему зла”, которая на самом деле не является проблемой, если под проблемой мы подразумеваем головоломку, которую нужно рационально решить. Одним из факторов, делающих зло таким злом, является его игнорирование логики. Даже если вы обвиняете дьявола, как определить, что заставило дьявола решить стать дьяволом? Адам и Ева, сотворённые как хорошие, не имели веских причин для плохого выбора. Они просто сделали его. Мы тоже так делаем. Делая неправильный выбор, мы доказываем, что свободная воля существует, но тирания зла заключается в том, что как только мы выбираем его, мы больше не свободны. Как ясно показал апостол Павел в послании к Римлянам 7, наш выбор устанавливает границы, и наши неизбежно плохие решения устанавливают неизбежно жесткие границы, которые влияют на наше будущее не только в конечном времени и пространстве, но и в вечности. Наша свобода стеснена до такой степени, что Павел мог говорить о ней только в терминах порабощения.
Будь то из-за козней дьявола, случайности очень хорошего творения, ещё не полностью свободного, или таинственного провидения Бога, эта пандемия коронавируса угрожает, сдерживает и разрушает. Это также, в конечном счете, заканчивается. Иммунитет и вакцины возьмут своё. Бог, который любит нас, даёт нам свободу воли и творчество для преодоления. Но никакого человеческого иммунитета или вакцинации против зла не существует. Грех заражает наши души снова и снова. То, что Сын Божий должен был умереть, чтобы избавить нас от зла, свидетельствует о его поистине отвратительной и разрушительной природе. Наша единственная надежда, слава Богу, через Иисуса Христа (Рим. 7:25), который лишает зло его силы Своей Собственной безгрешной жизнью. “Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом” (2 Кор. 5:21). В этой славе творение стонет о своём собственном искуплении (Римлянам 8:21) и однажды получит его.
Эта адаптированная статья была первоначально опубликована в Sapientia - периодическом издании Генри Центра для Теологического Понимания, как ответ на серию статей о коронавирусе и благости творения.
Дэниел Харрелл - главный редактор журнала "Христианство Сегодня".
|